АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 года N 386
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 14.03.2014 N 112
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 26.03.2020 N 130.
____________________________________________________________________
Постановляю:
1. Внести в постановление Администрации края от 14.03.2014 N 112 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы" (в редакции от 29.12.2014 N 592, от 29.10.2015 N 424, от 18.03.2016 N 90) изменения, изложив государственную программу, утвержденную указанным постановлением, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2017.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
Приложение
к Постановлению
Администрации Алтайского края
от 15 ноября 2016 года N 386
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель программы | управление спорта и молодежной политики Алтайского края |
Участники программы | Министерство образования и науки Алтайского края; иные органы исполнительной власти Алтайского края; образовательные организации; краевые государственные бюджетные учреждения, физкультурно-спортивные организации, имеющие статус юридического лица (спортивные клубы и (или) команды мастеров), иные некоммерческие организации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, высшие учебные заведения, краевые общественные и иные организации (по согласованию) |
Подпрограммы программы | подпрограмма 1 "Развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни у населения в Алтайском крае"; подпрограмма 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва"; подпрограмма 3 "Развитие адаптивного спорта в Алтайском крае"; подпрограмма 4 "Управление развитием отрасли физической культуры и спорта в Алтайском крае" |
Цели программы | создание условий для укрепления здоровья населения Алтайского края путем развития инфраструктуры спорта, приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового спорта и профессионального спорта (включая спорт высших достижений); повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений и конкурентоспособности спортсменов Алтайского края; обеспечение эффективного управления развитием отрасли физической культуры и спорта |
Задачи программы | создание социальных и организационных условий для развития в Алтайском крае массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни; обеспечение высокой конкурентоспособности Алтайских спортсменов на российском и международном спортивном уровне; создание оптимальных условий для развития в Алтайском крае адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (включая спорт высших достижений); повышение эффективности управления развитием отрасли физической культуры и спорта |
Индикаторы и показатели программы | уровень обеспеченности населения Алтайского края спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта; удельный вес населения Алтайского края, систематически занимающегося физической культурой и спортом; удельный вес инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Алтайском крае; эффективность использования объектов спорта; доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы; доля граждан Алтайского края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов; доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов |
Сроки и этапы реализации программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы | общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы (далее - "государственная программа") составляет 8943859,3 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 1739123,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 18931,4 тыс. рублей; 2015 год - 95306,0 тыс. рублей; 2016 год - 22166,3 тыс. рублей; 2017 год - 8000,0 тыс. рублей; 2018 год - 574468,0 тыс. рублей; 2019 год - 562626,0 тыс. рублей; 2020 год - 457626,0 тыс. рублей; из краевого бюджета - 6998398,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 837758,0 тыс. рублей; 2015 год - 692380,6 тыс. рублей; 2016 год - 620598,0 тыс. рублей; 2017 год - 613689,0 тыс. рублей; 2018 год - 1426015,4 тыс. рублей; 2019 год - 1409789,1 тыс. рублей; 2020 год - 1398168,8 тыс. рублей; из местных бюджетов - 191325,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 38589,0 тыс. рублей; 2015 год - 9794,7 тыс. рублей; 2016 год - 36421,0 тыс. рублей; 2017 год - 17118,0 тыс. рублей; 2018 год - 76977,4 тыс. рублей; 2019 год - 7666,4 тыс. рублей; 2020 год - 4758,9 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 15011,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3824,2 тыс. рублей; 2015 год - 3687,1 тыс. рублей; 2016 год - 1500,0 тыс. рублей; 2017 год - 1500,0 тыс. рублей; 2018 год - 1500,0 тыс. рублей; 2019 год - 1500,0 тыс. рублей; 2020 год - 1500,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном, краевом и местном бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы | повышение уровня обеспеченности населения Алтайского края спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 35 процентов; увеличение удельного веса населения Алтайского края, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 40 процентов; повышение удельного веса инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Алтайском крае, до 10 процентов; эффективность использования объектов спорта увеличится до 80 процентов; увеличение доли видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, до 100 процентов; увеличение доли граждан Алтайского края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов, до 50 процентов; увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, до 25,1 процента; увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов до 80 процентов |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Приоритетной задачей социальной политики в Алтайском крае является создание условий для обеспечения долгосрочной социальной стабильности населения. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья населения Алтайского края в значительной степени способствует указанной цели. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
Понятие "здоровый образ жизни" объединяет все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, и наиболее актуальными его составляющими являются физическая культура и спорт.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики Алтайского края.
В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и сближены личные и общественные интересы, она способствует формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах, снижению травматизма, заболеваемости.
Кроме того, спорт становится все более заметным как социальным, так и политическим фактором в современном мире. Успешные выступления алтайских спортсменов на крупнейших российских и международных соревнованиях способствуют укреплению позитивного имиджа края, формированию чувства патриотизма.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае, требующих неотложного решения, в том числе:
ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения (в Алтайском крае только 21 процент обучающихся школьников являются здоровыми, 63,3 процента имеют отклонения в состоянии здоровья, 15,7 процента имеют хронические заболевания, свыше 35 процентов молодежи допризывного возраста не соответствует требованиям, предъявляемым к армейской службе, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки);
отсутствие возможности у большинства граждан систематически заниматься физической культурой и спортом (в настоящее время 24,5 процента граждан, в том числе 22,3 процента детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом);
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития спорта в крае;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
усиление конкуренции в спорте высших достижений.
За последние годы значительно возросла конкуренция на всероссийской и международной спортивной аренах. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала края, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа края на российской арене.
Названные проблемы могут быть решены с применением программно-целевого метода, среди основных преимуществ которого могут быть выделены следующие: комплексный подход к решению проблемы; распределение полномочий и ответственности; эффективное планирование и мониторинг результатов реализации государственной программы.
Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность использования ресурсов в сфере физической культуры и спорта, способствовать раскрытию социально-экономического потенциала спорта.
Физическая культура и спорт влияют на решение таких фундаментальных социальных и экономических задач, как повышение качества жизни граждан, стимулирование потребительской и деловой активности, производительность труда, внедрение инновационных форм производства. В Алтайском крае развитие физической культуры и спорта осуществляется преимущественно за счет краевого бюджета. Участие бизнеса, особенно малого и среднего, в данном процессе носит ограниченный характер. Применяемый подход оказывает сдерживающее воздействие на развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта, что не позволяет в полном объеме реагировать на изменения структуры и динамики спроса на физкультурно-оздоровительные услуги. Это снижает доступность спортивной инфраструктуры для различных возрастных и социальных групп населения и общую эффективность мер государственной поддержки физической культуры и массового спорта.
В связи с этим необходимо экономически стимулировать организации, осуществляющие основную деятельность в сфере физической культуры и спорта, и тем самым способствовать повышению конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг, окупаемости инвестиций в спорте и развитию государственно-частного партнерства.
Для привлечения граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом следует также разработать комплекс дополнительных мер по развитию детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, включая меры по совершенствованию законодательства в части уточнения полномочий и ответственности соответствующих субъектов физической культуры и спорта, обеспечить дальнейшее совершенствование системы организации и проведения спортивных соревнований, в том числе путем оказания поддержки любительским лигам по игровым видам спорта.
Реализация ведомственных целевых программ "Развитие горнолыжного спорта и сноубординга в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы, "Развитие краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума "Алтайское училище олимпийского резерва" 2011 - 2013 годы, "Развитие футбола в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы, "Развитие хоккея в Алтайском крае" на 2012 - 2014 годы позволила достичь заявленных показателей, значительно укрепить и обновить материально-техническую базу учреждений в сфере физической культуры и спорта.
Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в Алтайском крае в ближайшие годы также необходимо:
обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
создать условия для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта на территории края;
повысить привлекательность физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности, принять дополнительные меры по совершенствованию системы оплаты труда и социальной защиты спортсменов, квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей.
Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере физической культуры и спорта на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, обозначенных в следующих стратегических документах:
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
закон Алтайского края от 11.09.2008 N 68-ЗС "О физической культуре и спорте в Алтайском крае";
Приоритетными направлениями государственной политики в области физической культуры и спорта Алтайского края являются:
разработка и формирование организационной основы управления развитием отрасли физической культуры и спорта;
совершенствование системы проведения спортивных и физкультурных мероприятий;
совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;
формирование системы физического воспитания и развития человека, в первую очередь подрастающего поколения, в различные периоды его жизни.
Для создания рациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:
создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня, для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
совершенствование ежегодного единого краевого календарного плана спортивно-массовых и физкультурных мероприятий;
обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных организациях;
повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта;
сохранение обязательной формы физкультурного образования для обучающихся в объеме не менее 3 часов в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных организаций всех типов;
совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
организация и проведение соревнований, турниров, спартакиад среди учащихся и студентов;
установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой.
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Алтайского края.
Реализация мероприятий государственной программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство жителей края, что, в конечном счете, приведет к повышению качества жизни населения Алтайского края.
2.2. Цели и задачи государственной программы
Целью государственной программы является создание условий для укрепления здоровья населения Алтайского края путем развития инфраструктуры спорта, приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового спорта и профессионального спорта (включая спорт высших достижений), повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений и конкурентоспособности спортсменов Алтайского края.