ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 года N 355
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2017 - 2019 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2016 N 385)
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 года 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) - министра экономики Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2017 - 2019 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2016 N 385)
Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законами Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", от 18 февраля 2009 г. 650-З N 191-IV "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), регулирующие бюджетные правоотношения", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 года N 223 "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период".
Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год и прогнозные показатели на 2017 - 2019 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, прогнозных оценок крупных организаций, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года (Протокол N 13), и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).
При формировании прогноза учитывались стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия).
Основные показатели прогноза базируются на положениях:
Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года N 411 и одобренной Правительством Российской Федерации (протокол N 5 от 8 февраля 2007 года) (далее Схема - 2020);
Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606 о долгосрочной государственной политике, от 7 апреля 2014 года N 211 о 100-летии образования Якутской АССР;
государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского Региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года N 757;
федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.
В расчетах учитывались результаты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2015 год, оценка на 2016 год и видение перспективного развития финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий республики, муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы.
Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и субъектов экономики Республики Саха (Якутия).
Способность экономики республики оперативно адаптироваться к новым условиям во многом предопределена накопленным в предшествующие годы потенциалом, реализацией стабилизационных мер, проводимых Правительством Российской Федерации, Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году (утв. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12.02.2015 N 323), Комплексом мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год (утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.03.2016 N 79).
На фоне снижения темпов экономического роста в стране в целом, в Республике Саха (Якутия) сохраняется положительная динамика основных макроэкономических показателей и стабильная социальная ситуация.
По итогам января - августа 2016 года в Республике Саха (Якутия) наблюдается рост следующих показателей (в Российской Федерации - отрицательная динамика):
- валового регионального продукта (101,9% - РС(Я), 99,1% - РФ <1>);
________________
<1> Январь - июль 2016 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
- объема платных услуг (102,8% - РС(Я), 99,4% - РФ);
- объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (116,9% - РС(Я), 95,4% - РФ);
- ввода жилья (118,9% - РС(Я), 94,2% - РФ).
Если в январе - августе 2015 года по объему отгрузки добытых полезных ископаемых, производству электроэнергии, газа и воды, по сальдированному финансовому результату организаций республика занимала 2-е место, а по вводу в действие жилых домов - 3-е место, то по итогам за январь - август 2016 года по перечисленным показателям Республика Саха (Якутия) лидирует (1-е место) в Дальневосточном федеральном округе.
Республика Саха (Якутия) занимает 2-е место по объему платных услуг и 3-е место по обороту розничной торговли.
На протяжении последних лет Якутия стабильно входит в состав немногих регионов страны, в которых сохранился естественный прирост населения, и занимает 1-е место в ДФО по естественному приросту населения в январе - июле 2016 г.
Планомерно реализуется основная поставленная на 2016 год задача обеспечения устойчивого экономического роста Республики Саха (Якутия).
Валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия) (ВРП) по оценке на 2016 год составит 792,0 млрд. рублей при индексе физического объема в 101,9%. Основная доля в формировании ВРП приходится на промышленное производство - около половины от его общего объема. Высока доля организаций "транспорта и связи" - 10,8%. 7,7% ВРП приходится на вид деятельности "торговля" и 7,6% - на "строительство".
Рост ВРП в 2016 году связан с увеличением валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности "добыча полезных ископаемых", "торговля", "транспорт и связь" при сокращении объема добавленной стоимости обрабатывающих производств и сельского хозяйства.
Прирост индекса промышленного производства за январь - август 2016 года на 2,9% достигнут за счет увеличения добычи сырой нефти и природного газа на 7,2%, каменного и бурого угля - на 14,6%, производства, передачи и распределения электроэнергии - на 2,6% к соответствующему периоду 2015 года.
Индекс промышленного производства по оценке на 2016 год ожидается на уровне 100,5% за счет роста добычи угля (104,8% к 2015 году), нефти (103,4% к 2015 году), производства, передачи и распределения электроэнергии (103,1% к 2015 году). На замедление темпов роста промышленного производства повлияет снижение добычи алмазов (97,6% к 2015 году), золота (93,7% к 2015 году), гранильного (65,9% к 2015 году) и ювелирного производства (72,1%).
В сельском хозяйстве продолжается сокращение производства, в основном за счет продукции скотоводства. За январь - август 2016 года произведено продукции сельского хозяйства на 10 253,6 млн. рублей, что составляет 98,0% к уровню соответствующего периода прошлого года.
Сохраняется многолетняя отрицательная динамика численности поголовья сельскохозяйственных животных, кроме поголовья лошадей, что сказывается на производстве сельскохозяйственной продукции. Произведено мяса скота и птицы на убой 4,0 тыс. тонн, со снижением к январю - августу 2015 года на 13,4%. Вместе с тем, по оценке на 2016 год ожидается рост объема продукции сельского хозяйства на 0,7% за счет роста в растениеводстве и выравнивания негативной динамики в животноводстве. Производство зерна в 2016 году составит 12,3 тыс. тонн (143,2% к 2015 году), картофеля 75,5 тыс. тонн (104,9%), овощей 35,7 тыс. тонн (101,5%).
В январе - июле 2016 года сальдированный финансовый результат организаций составил 146,3 млрд. рублей, что в 2,6 раза больше, чем в соответствующем периоде 2015 года. Положительная динамика обеспечена организациями по добыче полезных ископаемых (добыча алмазов - рост в 2,5 раза к январю - июлю 2015 года, добыча золота - рост в 2,4 раза).
Оценка сальдированного финансового результата деятельности крупных и средних предприятий республики на 2016 год составит 136,9 млрд. рублей (рост в 5,5 раза к 2015 году), при этом прибыль рентабельных предприятий - 151,2 млрд. рублей (рост в 2,1 раза к 2015 году).
На 1 августа 2016 года суммарная задолженность по обязательствам организаций составила 627,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 4,7%, из нее просроченная составила 50,2 млрд. рублей (8,0% от всей задолженности). За июль т.г. наблюдается рост кредиторской задолженности на 11,3% до 142,3 млрд. рублей, из нее просроченная - 7,8 млрд. рублей со снижением за месяц на 7,1%.
По состоянию на 1 августа 2016 года отмечается рост задолженности по кредитам и займам на 3,1% (484,8 млрд. рублей), при этом просроченная задолженность составила 42,5 млрд. рублей с ростом к предыдущему месяцу на 9,0%.
Объем инвестиций в основной капитал в республике за январь - август 2016 года составил 140,4 млрд. рублей или 122,8% к аналогичному периоду 2015 года в сопоставимых ценах. Увеличение объемов инвестиций в основной капитал связано с реализацией крупных инвестиционных проектов.
В Западной Якутии ПАО "Сургутнефтегаз" ведется разработка Талаканского НГКМ и Алинского НМ. АО "Сахатранснефтегаз" продолжается разработка Среднетюнгского НГКМ и Отраднинского НГКМ. ООО "Таас-Юряхнефтегаздобыча" ведется разработка Центрального нефтяного блока и Курунгского лицензионного участка Среднеботуобинского НГКМ.
Завершается строительство Якутской ГРЭС-2, объектов электросетевого и коммунального хозяйства.
В октябре 2016 года запускаются первые производства территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы" с частными инвестициями в промышленные объекты 243,4 млн. рублей, бюджетными инвестициями в инфраструктуру 213,3 млн. рублей.
Объем инвестиций в 2016 году составит 342,7 млрд. рублей с ростом в 1,6 раза в сопоставимых ценах к 2015 году.
В январе - августе 2016 года выполнено работ и услуг по виду деятельности "строительство" на 56,9 млрд. рублей с ростом на 16,9% к январю - августу 2015 года в сопоставимых ценах.
За январь - август 2016 года введено 285,0 тыс. кв. м жилья, что на 18,9% больше соответствующего периода прошлого года, в том числе индивидуального жилья - 107,7 тыс. кв. м или 37,8% от общего объема ввода.
По состоянию на 1 сентября 2016 года общий объем расселенного аварийного жилищного фонда составил 222,0 тыс. кв. м, переселены из аварийного жилья по состоянию на 1 сентября 2016 г. - 14,25 тыс. граждан за счет средств республиканского и местного бюджетов, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
По итогам реализации адресных программ за 2016 год с использованием средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства планируется расселить 7,6 тысяч граждан из 124,7 тыс. кв. метров аварийного жилья по республике, завершить строительство объектов жилья общей площадью 119,0 тыс. кв. метров.
В 2016 году будет введено 600 тыс. кв. м жилья с ростом на 9,8% к 2015 году, в том числе индивидуальными застройщиками - 226,7 тыс. кв. м.
В 2016 году за счет всех источников планируется ввод не менее 67 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 29 объектов образования: 12 школ (в том числе 5 малокомплектных школ), 16 детских садов, 1 объект средне-профессионального образования, 24 объекта культуры (в том числе 6 многофункциональных объектов), 6 объектов здравоохранения (в том числе 5 ФАП), 4 объекта спорта, 1 объект социальной поддержки граждан, 3 прочих объекта общего образования.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в январе - августе 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года возросли на 5,6% и составили 35 761,6 рублей, при этом реальные располагаемые денежные доходы составили 97,1% к соответствующему периоду предыдущего года.
По оценке на 2016 год темп роста среднедушевых денежных доходов населения составит 5,8%. За вычетом обязательных платежей объем реальных располагаемых денежных доходов населения составит 98,5% к 2015 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - июль 2016 года составила 56 667,9 рублей с ростом на 6,3% к соответствующему периоду 2015 года. Реальная заработная плата - 97,9% к январю - июлю 2015 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 2016 год оценивается в 58 305 рублей или 98,9% к 2015 году.
В январе - августе 2016 года отмечается стабилизация динамики основных показателей рынка труда. Численность безработных сократилась с 36,9 тыс. человек (январь - август 2015 г.) до 34,3 тыс. человек (январь - август 2016 г.). Уровень общей безработицы за январь - август 2016 г. составил 7,1% и по сравнению с январем - августом 2015 года снизился на 0,2 п.п.
До конца 2016 года уровень общей безработицы снизится до 7,2% (7,3% в 2015 году), уровень зарегистрированной безработицы останется на уровне 2015 года (2,0%).
В 2016 году сохраняются существенные внешние риски для макроэкономической ситуации в России, такие как: геополитическая нестабильность, низкие цены на мировых сырьевых рынках, санкционный режим со стороны США, Евросоюза и других стран при ответных экономических мерах со стороны России.
Рост мировой экономики в период до 2019 года не восстановится до докризисных значений, а закрепится на среднегодовом уровне 3,4% по паритету покупательной способности, что заметно ниже среднегодовой динамики в последний десятилетний период (5,4%).
Прогнозные оценки роста экономики мира в 2016 - 2017 годах большинством экспертов пересматриваются в сторону снижения по сравнению с оценками, сделанными в начале года. Так, Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз прироста мирового ВВП в 2016 году на 0,2 п.п. (до 3,2%), Еврокомиссия на 0,2 п.п. (до 3%).
Позитивная динамика развитых стран остается фрагментированной: в Еврозоне и Японии по-прежнему не удается в полной мере преодолеть последствия финансового кризиса. В группе развитых стран в период до 2019 года лидирующие позиции сохранят США и Великобритания. Европейские страны после затяжной рецессии закрепятся на траектории роста с ускорением динамики до 1,6% ВВП к 2019 году.
Основной фактор, влияющий на европейскую экономику - это высокая суверенная долговая нагрузка, отягощенные необслуживаемыми кредитами балансы крупнейших европейских банков, большая доля безработного населения. Выход Великобритании из состава Евросоюза повлечет существенное увеличение экономической, политической и институциональной неопределенности. Прямой эффект для России практически отсутствует, но косвенный, в виде увеличения риска девальвации евро, сохраняется. В среднесрочный период динамика роста европейской экономики закрепится в диапазоне 1,4 - 1,6%.