ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 года N 79
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2015 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2016 ГОД
(в редакции постановления Правительства РС(Я) от 04.08.2016 N 277)
В 2015 году произошли серьезные изменения во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, которые формируют новое качество социально-экономической среды в стране.
Ухудшение мировой экономической конъюнктуры, сложности доступа на рынки капитала, девальвация национальной валюты, режим взаимных санкций и внешнего давления потребовали оперативного принятия стабилизационных мер на всех уровнях управления: федеральном, республиканском, муниципальном и корпоративном. В условиях жестких бюджетных ограничений беспрецедентные меры были направлены на обеспечение устойчивой работы предприятий, сохранение трудовых коллективов и смягчение таких негативных последствий, как сокращение спроса, рост цен и производственных издержек.
Правительство Республики Саха (Якутия) поставило на 2015 год перед республиканскими органами власти, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами 19 задач социально-экономического развития, из которых полностью реализовано 14 (73,7%).
Частично выполнены четыре задачи: исполнение стратегических Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., недопущение образования задолженности по заработной плате, обеспечение финансовой устойчивости системообразующих предприятий, реализация комплексной программы "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". Не достигнута задача обеспечения реального роста валовой продукции сельского хозяйства на 0,5% (97,8% к 2014 году).
По предварительной оценке, в 2015 году реальный рост валового регионального продукта в Республике Саха (Якутия) составил не менее 2,0% (при снижении валового внутреннего продукта Российской Федерации на 3,7%), промышленного производства - 3,8% (снижение в Российской Федерации - 3,4%). Удалось сохранить объем инвестиций в основной капитал на уровне не ниже 2014 года (100,3%) в сопоставимых ценах. Инфляция в республике сложилась ниже, чем в целом по стране: 11,8% против 15,5%. Уровень общей безработицы сократился с 7,4% в 2014 году до 7,3% экономически активного населения в 2015 году.
Реализован План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году. На его реализацию направлено 17,1 млрд. рублей.
В результате обеспечено выполнение всех социальных обязательств, организован досрочный завоз топливно-энергетических ресурсов и продовольствия в арктические районы, сохранена транспортная доступность, созданы предпосылки для экономической активности как крупных предприятий, так и субъектов малого и среднего бизнеса.
По итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год Республика Саха (Якутия) заняла 7 место по уровню и динамике развития экономики.
Проведены мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы в Российской Федерации.
В рамках Года предпринимательства приняты решения по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, увеличены средства программы проектного инвестиционного финансирования. Выдаются займы до 5,0 млн. рублей со ставкой не выше ставки рефинансирования Банка России. Введено 8 бизнес-инкубаторов, начали работу школьные бизнес-инкубаторы. Из 266 мероприятий Года предпринимательства исполнено 250 (94%), в работе находится 16 (6%).
По инициативе Главы Республики Саха (Якутия) разработан и принят в первом чтении 17 декабря 2015 года на двадцатом (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)".
Продолжена реализация Плана мероприятий Пятилетки устойчивого развития села в Республике Саха (Якутия). Сокращается внутриреспубликанская миграция населения в сельской местности (с 2012 года переток сельского населения в городскую местность сократился на 47,4%), уровень общей безработицы на селе уменьшился с 11,1% в 2012 г. до 10,2% в 2015 г.
Введено 530,5 тыс. кв. м жилья, что на 12% выше уровня 2014 года, в том числе 225,9 тыс. кв. м индивидуального жилья (101,5%).
За счет всех источников финансирования введено 69 социальных объектов, в том числе 10 школ, 2 малокомплектные школы, 23 детских сада, 8 объектов здравоохранения, 5 объектов спорта и физической культуры, 3 объекта социального обслуживания населения, 18 объектов культуры.
Начата реализация инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства по созданию 28 объектов образования и культуры города Якутска.
17 сентября 2015 года подписано соглашение между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Правительством Республики Саха (Якутия) и Окружной администрацией города Якутска о создании территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы".
Проводится системная работа по исполнению майских Указов Президента России. Из 44 показателей достигнуты 38 (86%). Контрольные показатели соотношения заработной платы выполнены по всем целевым категориям работников. Социальные обязательства исполнены в полном объеме.
Вместе с тем, достигнутая динамика незначительного экономического роста не позволила быстрыми темпами решить накопленные многолетние проблемы.
Не выполнен план 2015 года по добыче угля (96,3% к установленному заданию), газа природного (95,8%), производству лесоматериалов (84,2%), цемента (98,4%), цельномолочной продукции (92,4%), по производству основных видов продукции животноводства - скота и птицы на убой (94,8%) и молока (97,4%).
Скорректированы инвестиционные планы. Отодвинут на 2017 год срок ввода в постоянную эксплуатацию пускового комплекса "Томмот - Нижний Бестях". Не велось строительство основных объектов инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", за исключением ГОКа "Инаглинский".
В 2015 году рост располагаемых денежных доходов населения (11,7%) сложился ниже роста потребительских цен (11,8%), что повлекло снижение реальных располагаемых денежных доходов населения на 0,1% к 2014 году. В реальном выражении заработная плата снизилась на 4,9% к 2014 году.
Недостаточно ведется работа по переводу на аутсорсинг прочего и вспомогательного персонала государственных учреждений. Отмечается неисполнение исполнительными органами государственной власти ведомственных Планов перевода на аутсорсинг непрофильных функций подведомственных государственных учреждений Республики Саха (Якутия) за 2015 год.
Все еще высока доля ветхого и аварийного жилищного фонда, особенно в арктических и северных улусах республики.
Продолжаются системные негативные тенденции в агропромышленном комплексе. Сокращается поголовье сельскохозяйственных животных, кроме лошадей (97,8% к 2014 году). Снижается производство продукции, ориентированной на внутренний рынок, что усугубляет ситуацию с обеспечением продовольственной безопасности (произведено скота и птицы на убой 99,5% к 2014 году, молока 97,6% к 2014 году).
В целях обеспечения экономической и социальной стабильности Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Считать основными задачами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год следующие:
1.1. Обеспечение устойчивого экономического роста на уровне не менее 2% к 2015 году (Министерство экономики Республики Саха (Якутия)).
1.2. Стабилизация финансового состояния предприятий реального сектора экономики (Министерство промышленности Республики Саха (Якутия), Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия)).
1.3. Реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года с акцентом на достижение качественных результатов долгосрочной государственной политики (Министерство экономики Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия)).
1.4. Реализация Плана импортозамещения в Республике Саха (Якутия), включая получение поддержки федеральных институтов развития (Министерство промышленности Республики Саха (Якутия)).
1.5. Поддержка малого и среднего предпринимательства (Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия)).
1.6. Организационная подготовка мероприятий для решения ключевых задач, поставленных к празднованию в 2022 году 100-летия ЯАССР (Министерство экономики Республики Саха (Якутия)).
1.7. Обеспечение бюджетной сбалансированности в условиях изменений валютной и денежно-кредитной политики Российской Федерации, оптимизация неэффективных бюджетных расходов, завершение перехода на программно-целевое планирование государственных закупок (Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок).
1.8. Качественная трансформация и повышение эффективности управления государственными программами Республики Саха (Якутия) в целях обеспечения соответствия мероприятий целевым индикаторам, приоритетам и основным задачам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в новых условиях функционирования экономики (Министерство экономики Республики Саха (Якутия)).
1.9. Обеспечение соблюдения интересов населения Республики Саха (Якутия) при принятии и реализации Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)).
1.10. Реализация задач Плана мероприятий Пятилетки устойчивого развития села в Республике Саха (Якутия), в том числе запланированный на 2016 год ввод объектов социальной сферы и внедрение эффективных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство экономики Республики Саха (Якутия)).
1.11. Исполнение мероприятий Комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики).
1.12. Утверждение и реализация Концепции по обеспечению продовольственной безопасности населения Республики Саха (Якутия), включая разработку Продовольственного баланса Республики Саха (Якутия) (Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)).
1.13. Обеспечение сбалансированности товарных рынков и минимизация инфляционных рисков с учетом недопущения роста индекса потребительских цен выше 8,4% в годовом исчислении (Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)).
1.14. Ввод не менее 600 тыс. кв. м жилья и ликвидация 121,4 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда в 2016 году (Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия)).
1.15. Безусловное достижение индикаторов Плана мероприятий по проведению Года благоустройства территорий населенных пунктов в Республике Саха (Якутия) (Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)).
1.16. Стабилизация функционирования транспортного комплекса (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)).
1.17. Своевременный завоз грузов (Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)).
1.18. Сохранение стабильной социальной ситуации на основе безусловного выполнения социальных обязательств, обеспечения адресности социальной помощи, активной политики занятости населения (Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)).
1.19. Повышение качества услуг образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения (Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)).
1.20. Проведение мероприятий Года кино в Российской Федерации с целью привлечения внимания общества к российскому кинематографу (Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)).
1.21. Проведение на высоком организационном уровне VI Международных спортивных игр "Дети Азии" (Министерство спорта Республики Саха (Якутия)).
2. Определить координаторами по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым отраслям и сферам деятельности.
3. В целях реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год и обеспечения стабильного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), определенных настоящим постановлением, утвердить:
3.1. Комплекс мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
3.2. Планы (задания) по производству важнейших видов продукции и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2016 год согласно приложению N 2 к настоящему постановлению, а также в разрезе муниципальных образований согласно приложениям N 2.1 - 2.36 к настоящему постановлению.
3.3. Перечень основных объектов, намеченных к вводу в эксплуатацию в 2016 году за счет всех источников финансирования, согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
4. Руководителям министерств и ведомств Республики Саха (Якутия):
4.1. Обеспечить исполнение Комплекса мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению.
4.2. Организовать выполнение установленных планов (заданий) по производству важнейших видов продукции и услуг на 2016 год в соответствии с приложением N 2 к настоящему постановлению.
4.3. Обеспечить ввод основных объектов, планируемых к вводу в 2016 году, в соответствии с приложением N 3 к настоящему постановлению.
4.4. Усилить контроль за соблюдением условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и целевым использованием субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам".
5. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия):
5.1. Принять комплекс стабилизационных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципального образования в 2016 году, включающий оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем отказа от закупок товаров (услуг), не относящихся к первоочередным и (или) неотложным нуждам.
5.2. В целях реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" по итогам принятых решений представительных органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) начать разработку Стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период.
Срок - до 1 января 2017 года.
5.3. Обеспечить подключение к государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (ГАСУ) в целях обеспечения формирования уведомлений для регистрации документов стратегического планирования.
Срок до 1 мая 2016 года.
5.4. Утвердить планы (задания) по производству продукции, работ и услуг на 2016 год в разрезе городских и сельских поселений с помесячной разбивкой и в срок до 5 апреля 2016 года представить в Министерство экономики Республики Саха (Якутия).
Срок до 1 апреля 2016 года.
5.5. Обеспечить производственные мощности муниципальных инвестиционных проектов с достижением показателей результативности использования субсидий из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Срок - до 1 января 2017 года.
5.6. Принять к исполнению Муниципальный инвестиционный стандарт (Стандарт деятельности органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании).
5.7. Обеспечить безусловное исполнение целевых показателей, предусмотренных заключенными Соглашениями в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" и Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы".