ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 года N 234
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАДРАМИ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ"
В целях объективной оценки обеспечения кадрами экономики Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый государственный доклад "Об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году" (далее - государственный доклад), подготовленный Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Государственной службой занятости населения Чувашской Республики.
2. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечить публикацию в средствах массовой информации основных положений государственного доклада.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАДРАМИ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ"
Список сокращений
АУ - автономное учреждение
БОУ - бюджетное образовательное учреждение
БУ - бюджетное учреждение
ВПО - высшее профессиональное образование
ДПО - дополнительное профессиональное образование
ЗАО - закрытое акционерное общество
НПО - начальное профессиональное образование
ОАО - открытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
РГОУ - республиканское государственное образовательное учреждение
СПО - среднее профессиональное образование
УГС - укрупненная группа специальностей
ФГБОУ - федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
Государственный доклад об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году (далее - государственный доклад) подготовлен Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Государственной службой занятости населения Чувашской Республики, Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики в соответствии с протоколом заседания Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики от 10 марта 2011 года N 2.
Цель государственного доклада - представление органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления и общественности обобщенной и систематизированной информации об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики, проблемах в данной сфере и путях их решения, о кадровом потенциале Чувашской Республики и системе подготовки кадров для экономики Чувашской Республики.
Задачи доклада:
1. Изучение состояния рынка труда и структуры занятости населения в экономике Чувашской Республики.
2. Определение потребности экономики региона в кадрах, в том числе прогнозных значений потребности.
3. Рассмотрение состояния рынка образовательных услуг.
4. Выявление соответствия подготовки кадров в системе профессионального образования потребностям экономики Чувашской Республики.
5. Изучение мер по регулированию рынка труда.
6. Определение основных задач дальнейшего регулирования рынка труда.
В государственном докладе использованы материалы, предоставленные:
образовательными учреждениями профессионального образования и организациями в Чувашской Республике;
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии;
Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики;
Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;
Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики.
В государственном докладе нашли отражение основные проблемы обеспечения кадрами экономики Чувашской Республики. Актуальность государственного доклада обусловлена рядом социально-экономических и политических причин. В настоящее время рынки труда и образовательных услуг не являются составными частями единой системы и выступают как самостоятельные системы со своими целями и задачами. Разнообразные механизмы сотрудничества и совместной деятельности системы профессионального образования и работодателей в сфере подготовки кадров не имеют общих целевых установок и не носят системного характера.
Важнейшей проблемой является отсутствие заказа со стороны работодателя на подготовку кадров в количественном и качественном выражении. С другой стороны, возникают сложности в оптимизации сети учреждений профессионального образования и профилей подготовки в них в связи с разной подчиненностью образовательных учреждений профессионального образования. Таким образом, целенаправленная, комплексная деятельность органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, общественных объединений и социальных институтов по решению проблем обеспечения экономики кадрами требует анализа и определения перспектив развития как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.
В первом разделе государственного доклада показано состояние рынка труда: структура занятости населения в экономике, возрастной и образовательный состав занятых, размер заработной платы в отраслях экономики, заявленная потребность работодателей в кадрах, безработица на рынке труда, существующие методики прогноза потребности экономики в квалифицированных кадрах. Аналитический материал, представленный во втором разделе государственного доклада, отражает состояние основных характеристик рынка образовательных услуг, в частности раскрывает структуру подготовки кадров в системе профессионального образования и ее соответствие потребностям республиканского рынка труда, показывает востребованность выпускников учреждений всех типов профессионального образования на республиканском рынке труда, характеризует основные направления модернизации системы профессионального образования и развитие системы дополнительного профессионального образования. Третий раздел посвящен мерам по регулированию рынка труда, в частности реализации программ содействия занятости населения; мерам по обеспечению отраслей экономики кадрами; формам социального партнерства в сфере подготовки кадров, механизмам формирования государственного задания на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования на основе прогноза потребности рынка труда; развитию независимой оценки качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования; мониторингу удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров учреждениями профессионального образования; задачам дальнейшего регулирования рынка труда.
Регулирование обеспечения кадрами экономики Чувашской Республики осуществляется программно-целевыми методами. Реализуются Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2015 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 года N 81, Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2011 года N 60. Приняты подпрограммы республиканских целевых и государственных программ Чувашской Республики по обеспечению кадрами отраслей экономики, в частности медицинской, строительной. В ряде республиканских целевых программ предусмотрены разделы (направления), посвященные обеспечению кадрами отдельных отраслей экономики (промышленности, малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сферы услуг, сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, сферы физической культуры и спорта, туризма и т.д.) или отдельных городов (Новочебоксарск, Алатырь).
В государственном докладе раскрывается возрастающая роль взвешенной государственной политики в обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики, достижении соответствия подготовки кадров системой профессионального образования реальным потребностям экономики, сбалансированности республиканского рынка труда, подготовке востребованных работодателями кадров.
Предложения, изложенные в государственном докладе, должны лечь в основу деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления по обеспечению экономики Чувашской Республики кадрами.
1.1. Численность и состав населения
Численность постоянного населения республики (по оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии) на 1 января 2012 г. составила 1247,0 тыс. человек, в том числе городского населения - 740,4 тыс. человек (59,4%), сельского - 506,6 тыс. человек (40,6%). Численность населения за 2011 год сократилась на 3506 человек. За счет естественной убыли население сократилось на 758 человек. Миграционная ситуация характеризуется следующими показателями: число выбывших - 35392 человека, число прибывших - 32644 человека, в том числе из других регионов - 7126 человек, выбыли 11408 человек; из зарубежных стран прибыли 1747 человек, выбыли 213 человек. Плотность населения Чувашии - 68 человек на 1 кв. км. Это один из самых высоких показателей в России (в среднем по России - 8,4 человека на 1 кв. км, в Приволжском федеральном округе - 28,7).
В гг. Чебоксары и Новочебоксарске проживает 80% городского населения республики (47% общей численности населения республики).
Численность экономически активного населения в 2011 году составила 683,8 тыс. человек (54,8% общей численности населения республики).
Среднегодовая численность занятых в экономике республики в 2011 году составила 630,9 тыс. человек, безработных - 52,9 тыс. человек.
Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса занятых в экономике в возрастных группах от 20 до 24 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39 лет.
1.2. Структура занятости населения
Среднесписочная численность работающих в организациях республики в 2011 году составила 375,0 тыс. человек (98,0% к 2010 году). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций в 2011 году по видам экономической деятельности показана в табл. 1.1.
Среднесписочная численность работников
(без внешних совместителей) по полному кругу организаций
в 2011 году
N п/п | Виды экономической деятельности | Среднесписочная численность работников | |
человек | процентов к 2010 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего | 374993 | 98,0 | |
в том числе по видам экономической деятельности: | |||
1. | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 17830 | 92,5 |
1.1. | в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях | 17035 | 93,0 |
2. | Рыболовство, рыбоводство | 59 | 89,4 |
3. | Добыча полезных ископаемых | 396 | 87,0 |
3.1. | в том числе добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 390 | 87,2 |
4. | Обрабатывающие производства | 85662 | 98,9 |
в том числе: | |||
4.1. | производство пищевых продуктов, включая напитки | 12085 | 94,5 |
4.2. | текстильное и швейное производство | 9680 | 88,0 |
4.3. | производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 1812 | 104,5 |
4.4. | обработка древесины и производство изделий из дерева | 1913 | 89,6 |
4.5. | целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 2682 | 88,9 |
4.6. | химическое производство | 4717 | 96,9 |
4.7. | производство резиновых и пластмассовых изделий | 1853 | 107,3 |
4.8. | производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 6289 | 105,8 |
4.9. | металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 9378 | 102,6 |
4.10. | производство машин и оборудования | 7201 | 100,6 |
4.11. | производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 14797 | 103,6 |
4.12. | производство транспортных средств и оборудования | 10127 | 106,8 |
4.13. | прочие производства | 1867 | 101,8 |
5. | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 12577 | 98,0 |
6. | Строительство | 27114 | 98,0 |
7. | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 42018 | 102,8 |
в том числе: | |||
7.1. | торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 3956 | 101,4 |
7.2. | оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 13453 | 98,0 |
7.3. | розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 24609 | 105,9 |
8. | Гостиницы и рестораны | 8364 | 96,6 |
9. | Транспорт и связь | 21309 | 99,3 |
9.1. | в том числе связь | 5612 | 96,8 |
10. | Финансовая деятельность | 6447 | 100,3 |
11. | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 29718 | 94,4 |
11.1. | в том числе научные исследования и разработки | 925 | 105,8 |
12. | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 25654 | 95,7 |
13. | Образование | 44129 | 96,6 |
14. | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 37576 | 98,3 |
15. | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 16140 | 98,8 |
15.1. | в том числе деятельность по организации отдыха и развлечений, культурных и спортивных мероприятий | 8035 | 101,2 |