КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2012 года N 234

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАДРАМИ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ"


В целях объективной оценки обеспечения кадрами экономики Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемый государственный доклад "Об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году" (далее - государственный доклад), подготовленный Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Государственной службой занятости населения Чувашской Республики.

2. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечить публикацию в средствах массовой информации основных положений государственного доклада.

Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН

     

Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 13.06.2012 N 234

     

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАДРАМИ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ"


Список сокращений


АУ       - автономное учреждение

БОУ      - бюджетное образовательное учреждение

БУ       - бюджетное учреждение

ВПО      - высшее профессиональное образование

ДПО      - дополнительное профессиональное образование

ЗАО      - закрытое акционерное общество

НПО      - начальное профессиональное образование

ОАО      - открытое акционерное общество

ООО      - общество с ограниченной ответственностью

РГОУ     - республиканское государственное образовательное учреждение

СПО      - среднее профессиональное образование

УГС      - укрупненная группа специальностей

ФГБОУ    - федеральное   государственное   бюджетное    образовательное

учреждение

ВВЕДЕНИЕ


Государственный доклад об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году (далее - государственный доклад) подготовлен Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Государственной службой занятости населения Чувашской Республики, Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики в соответствии с протоколом заседания Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики от 10 марта 2011 года N 2.

Цель государственного доклада - представление органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления и общественности обобщенной и систематизированной информации об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики, проблемах в данной сфере и путях их решения, о кадровом потенциале Чувашской Республики и системе подготовки кадров для экономики Чувашской Республики.

Задачи доклада:

1. Изучение состояния рынка труда и структуры занятости населения в экономике Чувашской Республики.

2. Определение потребности экономики региона в кадрах, в том числе прогнозных значений потребности.

3. Рассмотрение состояния рынка образовательных услуг.

4. Выявление соответствия подготовки кадров в системе профессионального образования потребностям экономики Чувашской Республики.

5. Изучение мер по регулированию рынка труда.

6. Определение основных задач дальнейшего регулирования рынка труда.

В государственном докладе использованы материалы, предоставленные:

образовательными учреждениями профессионального образования и организациями в Чувашской Республике;

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии;

Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики;

Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;

Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики.

В государственном докладе нашли отражение основные проблемы обеспечения кадрами экономики Чувашской Республики. Актуальность государственного доклада обусловлена рядом социально-экономических и политических причин. В настоящее время рынки труда и образовательных услуг не являются составными частями единой системы и выступают как самостоятельные системы со своими целями и задачами. Разнообразные механизмы сотрудничества и совместной деятельности системы профессионального образования и работодателей в сфере подготовки кадров не имеют общих целевых установок и не носят системного характера.

Важнейшей проблемой является отсутствие заказа со стороны работодателя на подготовку кадров в количественном и качественном выражении. С другой стороны, возникают сложности в оптимизации сети учреждений профессионального образования и профилей подготовки в них в связи с разной подчиненностью образовательных учреждений профессионального образования. Таким образом, целенаправленная, комплексная деятельность органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, общественных объединений и социальных институтов по решению проблем обеспечения экономики кадрами требует анализа и определения перспектив развития как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.

В первом разделе государственного доклада показано состояние рынка труда: структура занятости населения в экономике, возрастной и образовательный состав занятых, размер заработной платы в отраслях экономики, заявленная потребность работодателей в кадрах, безработица на рынке труда, существующие методики прогноза потребности экономики в квалифицированных кадрах. Аналитический материал, представленный во втором разделе государственного доклада, отражает состояние основных характеристик рынка образовательных услуг, в частности раскрывает структуру подготовки кадров в системе профессионального образования и ее соответствие потребностям республиканского рынка труда, показывает востребованность выпускников учреждений всех типов профессионального образования на республиканском рынке труда, характеризует основные направления модернизации системы профессионального образования и развитие системы дополнительного профессионального образования. Третий раздел посвящен мерам по регулированию рынка труда, в частности реализации программ содействия занятости населения; мерам по обеспечению отраслей экономики кадрами; формам социального партнерства в сфере подготовки кадров, механизмам формирования государственного задания на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования на основе прогноза потребности рынка труда; развитию независимой оценки качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования; мониторингу удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров учреждениями профессионального образования; задачам дальнейшего регулирования рынка труда.

Регулирование обеспечения кадрами экономики Чувашской Республики осуществляется программно-целевыми методами. Реализуются Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2015 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 года N 81, Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2011 года N 60. Приняты подпрограммы республиканских целевых и государственных программ Чувашской Республики по обеспечению кадрами отраслей экономики, в частности медицинской, строительной. В ряде республиканских целевых программ предусмотрены разделы (направления), посвященные обеспечению кадрами отдельных отраслей экономики (промышленности, малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сферы услуг, сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, сферы физической культуры и спорта, туризма и т.д.) или отдельных городов (Новочебоксарск, Алатырь).

В государственном докладе раскрывается возрастающая роль взвешенной государственной политики в обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики, достижении соответствия подготовки кадров системой профессионального образования реальным потребностям экономики, сбалансированности республиканского рынка труда, подготовке востребованных работодателями кадров.

Предложения, изложенные в государственном докладе, должны лечь в основу деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления по обеспечению экономики Чувашской Республики кадрами.

Раздел I. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА


1.1. Численность и состав населения

Численность постоянного населения республики (по оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии) на 1 января 2012 г. составила 1247,0 тыс. человек, в том числе городского населения - 740,4 тыс. человек (59,4%), сельского - 506,6 тыс. человек (40,6%). Численность населения за 2011 год сократилась на 3506 человек. За счет естественной убыли население сократилось на 758 человек. Миграционная ситуация характеризуется следующими показателями: число выбывших - 35392 человека, число прибывших - 32644 человека, в том числе из других регионов - 7126 человек, выбыли 11408 человек; из зарубежных стран прибыли 1747 человек, выбыли 213 человек. Плотность населения Чувашии - 68 человек на 1 кв. км. Это один из самых высоких показателей в России (в среднем по России - 8,4 человека на 1 кв. км, в Приволжском федеральном округе - 28,7).

В гг. Чебоксары и Новочебоксарске проживает 80% городского населения республики (47% общей численности населения республики).

Численность экономически активного населения в 2011 году составила 683,8 тыс. человек (54,8% общей численности населения республики).

Среднегодовая численность занятых в экономике республики в 2011 году составила 630,9 тыс. человек, безработных - 52,9 тыс. человек.

Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса занятых в экономике в возрастных группах от 20 до 24 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39 лет.

1.2. Структура занятости населения

Среднесписочная численность работающих в организациях республики в 2011 году составила 375,0 тыс. человек (98,0% к 2010 году). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций в 2011 году по видам экономической деятельности показана в табл. 1.1.

Таблица 1.1


Среднесписочная численность работников

(без внешних совместителей) по полному кругу организаций
в 2011 году

 N

 п/п

 Виды экономической деятельности         

 Среднесписочная

 численность

 работников    

 человек

процентов

к 2010 г.

 1  

 2                        

 3   

 4    

Всего                                           

 374993

 98,0

в том числе по видам экономической деятельности:

 1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство    

 17830

 92,5

 1.1.

в том числе сельское хозяйство, охота и

предоставление услуг в этих областях            

 17035

 93,0

 2.

Рыболовство, рыбоводство                        

 59

 89,4

 3.

Добыча полезных ископаемых                      

 396

 87,0

 3.1.

в том числе добыча полезных ископаемых, кроме

топливно-энергетических                         

 390

 87,2

 4.

Обрабатывающие производства                     

 85662

 98,9

в том числе:                                    

 4.1.

производство пищевых продуктов, включая напитки

 12085

 94,5

 4.2.

текстильное и швейное производство              

 9680

 88,0

 4.3.

производство кожи, изделий из кожи и

производство обуви                              

 1812

 104,5

 4.4.

обработка древесины и производство изделий из

дерева                                          

 1913

 89,6

 4.5.

целлюлозно-бумажное производство; издательская и

полиграфическая деятельность                    

 2682

 88,9

 4.6.

химическое производство                         

 4717

 96,9

 4.7.

производство резиновых и пластмассовых изделий  

 1853

 107,3

 4.8.

производство прочих неметаллических минеральных

продуктов                                       

 6289

 105,8

 4.9.

металлургическое производство и производство

готовых металлических изделий                   

 9378

 102,6

4.10.

производство машин и оборудования               

 7201

 100,6

4.11.

производство электрооборудования, электронного и

оптического оборудования                        

 14797

 103,6

4.12.

производство транспортных средств и оборудования

 10127

 106,8

4.13.

прочие производства                             

 1867

 101,8

 5.

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды                                     

 12577

 98,0

 6.

Строительство                                   

 27114

 98,0

 7.

Оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного пользования         

 42018

 102,8

в том числе:                                    

 7.1.

торговля автотранспортными средствами и

мотоциклами, их техническое обслуживание и

ремонт                                          

 3956

 101,4

 7.2.

оптовая торговля, включая торговлю через

агентов, кроме торговли автотранспортными

средствами и мотоциклами                        

 13453

 98,0

 7.3.

розничная торговля, кроме торговли

автотранспортными средствами и мотоциклами;

ремонт бытовых изделий и предметов личного

пользования                                     

 24609

 105,9

 8.

Гостиницы и рестораны                           

 8364

 96,6

 9.

Транспорт и связь                               

 21309

 99,3

 9.1.

в том числе связь                               

 5612

 96,8

 10.

Финансовая деятельность                         

 6447

 100,3

 11.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и

предоставление услуг                            

 29718

 94,4

11.1.

в том числе научные исследования и разработки   

 925

 105,8

 12.

Государственное управление и обеспечение военной

безопасности; обязательное социальное

обеспечение                                     

 25654

 95,7

 13.

Образование                                     

 44129

 96,6

 14.

Здравоохранение и предоставление социальных

услуг                                           

 37576

 98,3

 15.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и

персональных услуг                              

 16140

 98,8

15.1.

в том числе деятельность по организации отдыха и

развлечений, культурных и спортивных мероприятий

 8035

 101,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»