КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2011 года N 60
О Республиканской целевой программе комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. N 604;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 205}
В целях реализации Закона Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указа Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ в составе перечня государственных программ Чувашской Республики, предлагаемых для финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
{Абзац второй в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 205}
объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления, образовательным учреждениям профессионального образования принять активное участие в реализации мероприятий Программы.
6. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2011 г. представить в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, эффективности использования финансовых средств в 2010 году.
7. Признать утратившими силу:
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики А.Иванов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года
{Паспорт Программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. N 604, от 31 мая 2013 г. N 205}
Наименование Программы | - | Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | Указ Президента Российской Федерации от |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | - | цели Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | рост к 2020 году: |
доли работодателей, удовлетворенных качеством подготовки выпускников: | ||
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, до 90 процентов от числа опрошенных (в 2009 году - 35 процентов); | ||
образовательных учреждений высшего профессионального образования, до 75 процентов от числа опрошенных (в 2009 году - 25 процентов); | ||
доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, до 55 процентов от общей численности занятого в области эк ономики населения этой возрастной группы (в 2009 году - 28,5 процента); | ||
отношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных учреждений профессионального образования Чувашской Республики, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, к средней заработной плате по Чувашской Республике до 100 процентов; | ||
доли численности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений профессионального образования, повысившего квалификацию или прошедшего стажировку в организациях, до 50 процентов от общего количества штатных преподавателей (в 2009 году - 26 процентов); | ||
доли обучающихся в системе среднего и высшего профессионального образования по договорам о целевой контрактной подготовке до 20 процентов от числа обучающихся (в 2009 году - 7,6 процента); | ||
доли прошедших независимую сертификацию квалификаций из числа выпускников, подготовленных по очной форме в образовательных учреждениях: | ||
начального и среднего профессионального образования, до 33 процентов (в 2009 году - 1 процент); | ||
высшего профессионального образования, до 10 процентов (в 2009 году - 0 процентов); | ||
доли автономных и бюджетных учреждений в общем числе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до 100 процентов (в 2009 году - 16,2 процента); | ||
удельного веса образовательных учреждений профессионального образования, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющие на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, до 100 процентов (в 2009 году - 43 процента); | ||
количества малых инновационных предприятий при научных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования до 40 единиц (в 2009 году - 3 единицы); | ||
доли образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25 процентов от числа учреждений среднего и высшего профессионального образования (в 2012 году - 3,64 процента); | ||
доли зарегистрированных в качестве безработных из числа выпускников учреждений: | ||
начального и среднего профессионального образования до 1,5 процента (в 2009 году - 4,9 процента); | ||
высшего профессионального образования до 1,5 процента (в 2009 году - 7,3 процента) | ||
Срок реализации Программы | - | 2011-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | предполагаемый общий объем финансирования на 2011-2020 годы составляет 923563,6 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за выполнением Программы осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. |
Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 года.
Регламентирующими документами для разработки Программы являются Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25.
{Абзац второй в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 205}
1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Чувашской Республики
В последние годы для Чувашской Республики были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. В 2010 году индекс промышленного производства составил 114,8 процента. В январе-сентябре 2010 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования поступило на 23 процента больше средств, чем в аналогичный период 2009 года. Реальные денежные доходы населения в декабре 2010 года возросли на 6,4 процента по сравнению с декабрем 2009 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2010 году составила 12685,3 рубля, что на 10 процентов больше, чем в 2009 году. За 2000–2009 годы отмечен рост валового регионального продукта в 1,7 раза (2008-й к 2000 году), индекса промышленного производства – в 1,4 раза, объема инвестиций в основной капитал – в 2,8 раза, реальной заработной платы – в 3,1 раза, реальных денежных доходов населения – в 2,6 раза. Динамичное развитие Чувашии способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.
Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Чувашской Республики, как и страны в целом, сталкивается со сложными проблемами. Появились новые вызовы устойчивому социально-экономическому развитию республики.
Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков. При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство республики, выполненные в 2000–2009 годах, должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.
Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, становится главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста. Доля населения данной возрастной категории к 2020 году составит 56,4 процента против 63,1 процента на начало 2010 года. При этом в возрастной структуре трудоспособного населения увеличится доля населения старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет).
В период экономического кризиса в реальном секторе экономики произошло резкое снижение производственной и инновационной активности. Снизился спрос на рабочую силу. По состоянию на 1 января 2011 г. на учете в центрах занятости населения в районах и городах в качестве зарегистрированных безработных граждан состояло 14,48 тыс. человек против 21,31 тыс. человек по состоянию на 1 января 2010 года. Уровень регистрируемой безработицы на начало 2011 года составил 2,11 процента по отношению к численности экономически активного населения (на 1 января 2010 г. - 3,08 процента).
Наряду с общими проблемами особенно четко обозначились проблемы молодежи. В 2010 году в центры занятости населения в районах и городах за содействием в трудоустройстве обратились 3,9 тыс. выпускников учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ (в 2009 году - 4,3 тыс. выпускников). На начало 2010 года средний возраст безработных граждан составил 35 лет, из них около 40 процентов – лица в возрасте до 30 лет.
Тяжелое положение молодежи на рынке труда определяется также неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. Качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не отвечают требованиям экономики. В 2010 году при прогнозной потребности в 813 специалистах по укрупненной группе специальностей "Экономика и управление" было подготовлено 3627 экономистов и менеджеров. Прогнозная потребность также была превышена в 2 раза по таким направлениям подготовки, как "Естественные науки", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Транспортные средства". В 2010 году на 10 тыс. населения охват всеми формами высшего образования составил 574 человека (по Российской Федерации - 512), среднего профессионального образования – 161 человек (по Российской Федерации – 168), а начального профессионального образования – лишь 65 человек (по Российской Федерации – 99). При этом на республиканском рынке труда более 80 процентов вакансий составляют специальности рабочих профессий, а удельный вес молодежи, осваивающей рабочие профессии, – лишь 27,9 процента от общего количества выпускников учреждений профессионального образования.
Напряженность на рынке труда и существующая конкуренция за рабочее место ограничили возможности трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования, из которых по своей специальности трудоустраиваются менее 50 процентов, а 605 выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ (4,1 процента от общего выпуска) в 2010 году стали безработными.
Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы в среде молодежи, особенно среди выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Очевидно, что для решения всего комплекса имеющихся проблем необходимо усиление государственного воздействия на экономику, связанного с приведением структуры подготовки кадров потребностям экономики.
В связи с этим важнейшим направлением совместной работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, объединений работодателей должно стать изменение механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров учреждениями профессионального образования на основе согласованного прогноза потребностей экономики и социальной сферы. Действующий сегодня механизм формирования государственного задания на подготовку кадров слабо связан с направлениями и масштабами социально-экономического развития Чувашской Республики.
В то же время следует отметить, что меры, принятые органами исполнительной власти Чувашской Республики, позволили создать базу для решения проблемы кадрового обеспечения инновационных процессов в регионе.
Начала меняться структура распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. В частности, контрольные цифры приема в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились по направлениям подготовки "Гуманитарные науки" в 2,8 раза, "Экономика и управление" - в 1,6 раза, в то же время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой республики направлениям.
Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики. Ликвидирована подготовка по 22 профессиям начального профессионального образования и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась. С 2008 года профессиональные училища переведены на подготовку кадров по договорам с работодателями. В 2010 году в формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения начального профессионального образования приняло участие более 750 организаций.
Существующая сегодня в республике система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социально-экономической трансформации. За последние 10 лет в ней произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
При этом приоритетной задачей для решения кадровой проблемы стало дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования. В настоящее время лицензию на ведение образовательной деятельности имеют 96 государственных учреждений и 65 негосударственных организаций, деятельность которых направлена на постоянное обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей его жизни. В 23 вузах с филиалами, 27 ссузах и 17 профессиональных училищах обучаются 96,8 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования - 68,2 тыс. человек по 166 специальностям (направлениям подготовки), по программам среднего профессионального образования - 20,5 тыс. человек по 97 специальностям и 8,3 тыс. человек по программам начального профессионального образования по 46 профессиям. В 2010 году ими было подготовлено 23,3 тыс. рабочих и специалистов. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования прошли 117,4 тыс. человек из числа взрослого населения.