Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 04 августа 2003 года N 81

О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы ЧР от 25.03.2014 N 40, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru - 26.03.2014).
____________________________________________________________________

{Наименование в редакции указов Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95, от 20 января 2011 г. N 5, от 29 декабря 2011 г. N 133}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71
Указ Президента Чувашской Республики от 4 апреля 2008 г. N 31;
Указ Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95;
Указ Президента Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 5
Указ Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133
Указ Главы Чувашской Республики от 26 ноября 2012 г. N 132
Указ Главы Чувашской Республики от 08 мая 2013 г. N 46}

В целях приведения профессионально - квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2013 года (далее - Программа).

{Пункт 1 в редакции указов Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95, от 20 января 2011 г. N 5}

2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики:

обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы и ежегодно до 15 февраля представлять в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики информацию о ходе ее реализации;

{Абзац 2 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 5}

обеспечить разработку подпрограмм по проведению отраслевой кадровой политики в соответствии с направлениями Программы.

3. Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

{Пункт 3 в редакции указов Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95, от 20 января 2011 г. N 5}

4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий и создании мотивационных механизмов для обеспечения высококвалифицированными специалистами сельских районов и городов республики.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Чувашской Республики - Н. Федоров

г. Чебоксары

4 августа 2003 года

N 81

Утверждена
Указом Президента
Чувашской Республики
от 4 августа 2003 г. N 81

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года


{Наименование Программы в редакции указов Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95, от 20 января 2011 г. N 5, от 29 декабря 2011 г. N 133}

Паспорт программы


{Паспорт в редакции указов Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71 от 4 апреля 2008 г. N 31, от 23 сентября 2008 г. N 95, от 20 января 2011 г. N 5, Указов Главы Чувашской Республики от 26 ноября 2012 г. N 132, от 08 мая 2013 г. N 46}

Наименование Программы

Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года
 {позиция в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133 }

Основание для разработки Программы

Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики "Крепкая семья - сильная Чувашия" от 20 февраля 2003 года

Координатор Программы

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Администрация Главы Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики, на которые возложены координация и регулирование соответствующих видов экономической деятельности

Цели и задачи Программы

основной целью Программы является формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих.
 В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
 обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

 ликвидация территориального дисбаланса в наличии квалифицированных специалистов в сельских районах и малых городах республики;

 создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя профессиональных образовательных услуг

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на реализацию в течение 2003-2005 годов и на период до 2015 года
 {позиция в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133 }

Перечень основных мероприятий Программы

изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг, разработка механизма их сбалансированности;

 оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала;

 организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в муниципальном и отраслевом разрезах;

 организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда;

 распространение опыта успешной реализации программ по управлению персоналом;

 организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования за 2003-2015 годы составляет 105135,03 тыс. рублей, из них:
 из республиканского бюджета Чувашской Республики 13897,5 тыс. рублей, в том числе:
 в 2003 году - 779,0 тыс. рублей;

 в 2004 году - 1565,9 тыс. рублей;

 в 2005 году - 1881,2 тыс. рублей;

 в 2006 году - 1566,1 тыс. рублей;

 в 2007 году - 1041,0 тыс. рублей;

 в 2008 году - 1059,4 тыс. рублей;

 в 2009 году - 1203,7 тыс. рублей;

 в 2010 году - 674,3 тыс. рублей;

 в 2011 году - 897,3 тыс. рублей;

 в 2012 году - 535,3 тыс. рублей;

 в 2013 году - 1387,2 тыс. рублей;

 в 2014 году - 650,3 тыс. рублей;

 в 2015 году - 656,8 тыс. рублей;

 субсидии, предоставляемые из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики, 3544,93 тыс. рублей, в том числе:
 в 2009 году - 753,4 тыс. рублей;

 в 2010 году - 674,3 тыс. рублей;

 в 2011 году - 747,86 тыс. рублей;

 в 2013 году - 1369,37 тыс. рублей;

 за счет внебюджетных источников 87692,6 тыс. рублей, в том числе:
 в 2003 году - 16234,0 тыс. рублей;

 в 2004 году - 13842,0 тыс. рублей;

 в 2005 году - 14722,0 тыс. рублей;

 в 2006 году - 16134,0 тыс. рублей;

 в 2007 году - 5994,1 тыс. рублей;

 в 2008 году - 3742,0 тыс. рублей;

 в 2009 году - 4821,8 тыс. рублей;

 в 2010 году - 2563,6 тыс. рублей;

 в 2011 году - 1566,2 тыс. рублей;

 в 2012 году - 1889,9 тыс. рублей;

 в 2013 году - 2046,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 2061,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 2076,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

последовательная реализация Программы позволит:
 обеспечить соответствие структуры и объемов образовательных услуг потребностям республиканского рынка труда;

 создать условия для реализации прав граждан на непрерывное профессиональное образование;

 сформировать качественный резерв кадров для обеспечения потребностей предприятий и организаций в специалистах необходимых профессий;

 привести профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики, что будет способствовать сокращению безработицы среди населения, ускорению темпов социально-экономического развития республики

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики до 20 февраля 2014 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Министерством финансов Чувашской Республики Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики до 1 марта 2014 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. ";

 {позиция в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133}

Введение


Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года (далее - Программа) разработана во исполнение Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики "Крепкая семья - сильная Чувашия" от 20 февраля 2003 года.

{Введение в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 5, от 29 декабря 2011 г. N 133}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Для современного состояния кадрового потенциала республики характерны следующие негативные явления:

отсутствие комплексного подхода к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости в отраслевом и территориальном разрезе с привлечением всех заинтересованных органов;

несоответствие структуры и объемов образовательных услуг потребностям республиканского рынка труда;

отсутствие сводного реестра профессий и специальностей, по которым ведется профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации кадров;

ухудшение профессионального кадрового состава в связи с низкой средней заработной платой (свыше 50% работников организаций получают заработную плату ниже среднереспубликанского уровня), сохраняется значительная межотраслевая дифференциация в уровне оплаты труда;

профессиональный уровень работников предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым рынком труда;

наличие острого дефицита в высококвалифицированных специалистах в сельских районах и малых городах республики;

сохраняющаяся тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом;

наличие существенной задолженности по заработной плате.

По данным Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, на 1 января 2007 г. в республике функционировало 24 учебных заведения начального профессионального образования, в которых по дневной форме обучалось 12,7 тыс. человек. Подготовка кадров осуществлялась по 42 ключевым профессиям широкого профиля, присущим базовым сферам производства республики. В 2007 году учебными заведениями начального профессионального образования подготовлено 5,7 тыс. рабочих, из них 73% трудоустроились по полученной профессии.

{Абзац 10 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71}

В Чувашской Республике действует 21 высшее учебное заведение (включая филиалы), из них 6 - негосударственные высшие учебные заведения, в которых в 2006/2007 учебном году обучалось 6,7 тыс. человек, или 9,4% от общего числа обучающихся.

{Абзац 11 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71}

Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется в 32 учреждениях среднего профессионального образования, в том числе в 4 негосударственных. В 2006/2007 учебном году по всем формам обучались 26,4 тыс. человек, в том числе 11,8 тыс. человек на условиях полного возмещения затрат обучения. За 2007 год подготовлено 5239 специалистов по очной форме обучения, 58,7% из них получили направления на работу.

{Абзац 12 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71}

Услуги по дополнительному профессиональному образованию (не включая внутрифирменное обучение на производстве) в республике предоставляют автономное учреждение Чувашской Республики "Институт усовершенствования врачей" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов "Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса", бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, автономное учреждение Чувашской Республики "Учебно-производственный комбинат" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", Чебоксарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" и общество с ограниченной ответственностью "Школа делового администрирования "ЧЕ-ЛИНК". Подготовка современных кадров, продиктованная темпами развития современной экономики, информационных технологий, являясь безусловным приоритетом для республики, выдвигает проблему реорганизации и развития системы дополнительного профессионального образования в число первоочередных задач.

{Абзац 13 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133, указа Главы Чувашской Республики от 26 ноября 2012 г. N 132}

Работодатели не уделяют достаточного внимания повышению квалификации своих работников. Система обучения кадров, занятых в сфере материального производства и услуг, на предприятиях сориентирована в основном на получение первичной квалификации, за редким исключением практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, нет специалистов-организаторов внутрифирменного обучения, имеющих специальную подготовку. Отсутствие у большинства организаций профессиональных менеджеров по персоналу и программ управления персоналом способствует ухудшению профессионального состава специалистов.

Уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в среднем 0,5-0,7% от размера выплаченной заработной платы, в то время как минимальные затраты, необходимые для простого воспроизводства профессионального кадрового потенциала предприятия, должны быть не менее 2%.

Поддержание высоких и устойчивых темпов роста, повышение конкурентоспособности экономики обусловили необходимость подготовки кадров по новым специальностям и совершенствования действующих учебных программ. Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство. Необходимо систематическое проведение социологических исследований состояния и тенденций развития (в качественном и количественном аспектах) рынка труда республики.

Основные тенденции кадровой политики на современном этапе отражают состояние рынка труда республики.

В настоящее время в изобилии на рынке труда представлены специалисты, не имеющие опыта работы, следующих профессий: экономисты, бухгалтеры, юристы, товароведы, секретари, делопроизводители, техники-технологи, а также следующих рабочих профессий: механики, парикмахеры, пекари, лифтеры, кладовщики.

По состоянию на 1 января 2007 г. количество вакансий в целом по Чувашской Республике составляло 6596 единиц, из них более 87% - заявки на высококвалифицированные рабочие.

{Абзац 19 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71}

Наиболее остро стоит вопрос об отсутствии на рынке труда достаточного количества высококвалифицированных рабочих следующих профессий: слесарей различных видов производств, каменщиков, штукатуров, плиточников, кровельщиков, маляров, станочников различных видов работ, машинистов транспортных средств машин и установок, плотников, водителей электро- и автотранспорта. Востребованы на рынке труда: электрики, электромонтеры, монтажники и электромеханики, операторы машинного оборудования, наладчики станков и оборудования, электрогазосварщики, закройщики и швеи, продавцы, повара, санитары и младшие медсестры.

В то же время стабильно сохраняется спрос на специалистов с высшим образованием: инженеры по различным видам деятельности, руководители предприятий, агенты по различным видам деятельности, врачи и старшие медсестры, работники районных органов внутренних дел, бухгалтеры с опытом работы, преподаватели, программисты и менеджеры. Особым спросом пользуется категория наиболее низкооплачиваемых и неквалифицированных профессий - сторож, дворник, уборщица и прочие разнорабочие.

В перспективе значительное влияние на развитие ситуации в сфере занятости населения в целом по республике будут оказывать демографические изменения, связанные с ростом трудовых ресурсов при общем снижении численности населения республики и его старении. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст вступает население, родившееся в период экономической стабильности, стимулировавшей высокую рождаемость. Численность трудоспособного населения будет расти и к 2007 году вырастет более чем на 18 тыс. человек, или на 2,2%.

{Абзац 22 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71}

Кроме того, действующее законодательство позволяет работать пенсионерам, что ведет к уменьшению числа рабочих мест для молодежи. Ожидается, что в условиях возросших требований к квалификации и опыту работы возрастет число незанятой молодежи. Предполагается, что в течение 2003-2013 годов в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом как за счет роста численности трудовых ресурсов, так и за счет продолжающейся реструктуризации экономики.

{Абзац 23 в редакции указов Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95, от 20 января 2011 г. N 5}

При этом ситуация на рынке труда усугубляется тем, что в ходе реструктуризации отраслей экономики в предстоящие три года ежегодно будет высвобождаться 2-6 тыс. работников.

{Абзац 24 в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71}

После 2008 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте за счет старения населения и вхождения в указанную возрастную группу лиц, родившихся в начале 90-х годов в период низкой рождаемости. В 2014 году численность трудовых ресурсов составит 786,6 тыс. человек, или 97,9% к началу 2003 года. В этот период, когда число выпускников уменьшится до числа мест, ныне существующих в вузах, проблема качества и количества "человеческого капитала" как главного ресурса экономического развития будет стоять чрезвычайно остро. В связи с этим для дальнейшего устойчивого развития республики необходимо обеспечение стабильной численности населения, а в дальнейшем ее роста. Предпосылки для этого будут формироваться, в первую очередь, на основе миграционных компонентов: необходимо разработать конкретные критерии и условия привлечения мигрантов в сельские районы, малые города и в отрасли, испытывающие недостаток трудовых ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»