ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 года N 877-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 28 декабря 2017 года N 1445-П
____________________________________________________________________
В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2015 года N 941-П "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НИХ УСЛУГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
1. План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - "дорожная карта") направлен на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов (помещения, здания и иные сооружения) социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, находящихся в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), и предоставляемых на них услуг (далее - объекты и предоставляемые на них услуги) в соответствии с установленными полномочиями, а также оказание им при этом необходимой помощи.
2. "Дорожной картой" в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599, определяются:
цели обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг;
таблица повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, а также сроки их достижения на период 2016 - 2030 годов;
перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, и сроки их выполнения.
3. Поэтапное повышение значений показателей доступности объектов и предоставляемых на них услуг, сроки их достижения определены в "дорожной карте" с учетом положений:
- Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ);
- свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требования Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений";
- пункта 3 перечня поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 августа 2015 года Пр-1893-ГС;
- Правил разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599;
- примерного перечня показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, рекомендованного письмом Минтруда России от 25 июня 2015 года для включения в региональный план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности;
- организационно-методических рекомендаций по организации разработки планов мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности, направленных письмом Минтруда России от 14 апреля 2015 года для включения в региональный план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности;
- протокола всероссийского селекторного совещания у Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Топилина М.А. от 12 октября 2015 года N 1/13/16;
- Закона автономного округа от 25 ноября 2015 года N 100-ЗАО "Об окружном бюджете на 2016 год".
4. "Дорожной картой" предусматривается создание правовых и иных необходимых условий для решения следующих основных проблем с обеспечением для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам, указанным в пункте 2 настоящей "дорожной карты", и предоставляемым на них услугам:
- наличие от 30 до 60% частично или полностью недоступных для инвалидов объектов или помещений, в которых им предоставляются услуги;
- наличие фактов разработки технических заданий, согласования проектно-сметной документации и заключения договоров о строительстве (актов о приемке) новых зданий, осуществлении капитального ремонта (реконструкции) существующих объектов, закупке новых транспортных средств, использующихся для оказания услуг инвалидам, не соответствующих требованиям об обеспечении их доступности для инвалидов, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений";
- наличие существующих объектов, которые невозможно до их реконструкции и/или капитального ремонта полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов и на которых собственниками объектов не принимаются предусмотренные частью 4 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, по предоставлению услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме;
- неполная оснащенность некоторых объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, необходимыми для получения инвалидами услуг наравне с другими лицами;
- значительное количество сотрудников органов и организаций, предоставляющих услуги инвалидам, не прошедших инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обеспечением их доступности и оказанием при этом помощи инвалидам, и не владеющих необходимыми для этого знаниями и навыками;
- отсутствие паспортов доступности многих объектов, содержащих решения об объеме и сроках проведения мероприятий по поэтапному созданию условий для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, исходя из возможностей средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим органам и организациям;
- отсутствие в административных регламентах многих государственных и муниципальных услуг, в порядках предоставления иных услуг, а также в должностных регламентах (инструкциях) сотрудников (специалистов) положений, определяющих их обязанности и порядок действий по оказанию инвалидам помощи и содействия в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Исполнителями "дорожной карты" являются:
- департамент социальной защиты населения автономного округа;
- департамент здравоохранения автономного округа;
- департамент образования автономного округа;
- департамент занятости населения автономного округа;
- департамент по физической культуре и спорту автономного округа;
- департамент культуры автономного округа;
- департамент строительства и жилищной политики автономного округа;
- департамент транспорта и дорожного хозяйства автономного округа;
- департамент молодежной политики и туризма автономного округа;
- департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа.
На территории автономного округа на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2006 году численность инвалидов составляла 2,6% от всего населения региона, то к началу 2015 года достигла 2,96%.
На 01 января 2016 года численность инвалидов в автономном округе составляет 15695 человек.
По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в автономном округе в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы. Среди детского населения в тройке причин первичной инвалидности - болезни нервной системы, врожденные аномалии и психические расстройства.
Доля инвалидов по зрению и слуху в автономном округе невелика, вместе с тем данной категории граждан также в полной мере должна быть обеспечена возможность индивидуальной мобильности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, среди ключевых мер для сохранения и развития человеческого потенциала названы мероприятия по обеспечению равного доступа ко всем сферам социальной жизни для особой категории населения путем адаптации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы.
Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
В автономном округе на протяжении последних лет особое внимание уделяется вопросам формирования доступной среды. При проектировании новых объектов социальной инфраструктуры в задании на проектирование (техническое задание) объекта в обязательном порядке включаются требования действующих норм и правил по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения (далее - МГН). Кроме того, начиная с 2010 года, в автономном округе проводится системная работа по адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов. Финансирование работ по формированию доступной среды в автономном округе осуществляется за счет средств федерального, окружного и местных бюджетов.
Комплексный подход к решению вопросов формирования доступной среды позволил в автономном округе за период с 2011 по 2015 годы провести работы по адаптации 195 объектов, в том числе:
- 155 объектов социальной инфраструктуры;
- 40 домов, где проживают инвалиды.
В автономном округе по состоянию на 01 января 2016 года на 318 государственных объектах социальной и транспортной инфраструктуры инвалидам предоставляются различные услуги, в том числе на:
- 34 объектах в сфере социальной защиты населения;
- 14 объектах в сфере занятости населения;
- 7 объектах в сфере образования;
- 222 объектах в сфере здравоохранения;
- 8 объектах в сфере культуры;
- 15 объектах в сфере физической культуры и спорта;
- 11 объектах в сфере транспорта;
- 2 объектах в сфере строительства и жилищной политики;
- 5 объектах в сфере туризма.
На 293 объектах в настоящее время не обеспечена полная доступность для всех категорий граждан, имеющих инвалидность и нарушение мобильности (инвалидов с нарушениями зрения, инвалидов с нарушениями слуха, инвалидов на кресле-коляске, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением умственного развития).
Государственные и социальные услуги предоставляются департаментом социальной защиты населения автономного округа, ГКУ ЯНАО "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ ЯНАО "Центр социальных технологий") и 20-ю организациями социального обслуживания. Общее число объектов в сфере социальной защиты населения - 34.
В целях повышения уровня обеспеченности инвалидов услугами по социальной реабилитации в рамках государственной программы автономного округа "Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1128-П, осуществляется строительство новых зданий. В 2015 году сдано в эксплуатацию здание ГКУ ЯНАО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Садко" (г. Новый Уренгой), строится новое здание ГКУ ЯНАО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" (г. Салехард).
Вместе с тем, по состоянию на 01 января 2016 года от общего числа объектов в сфере социальной защиты населения автономного округа, на которых инвалидам предоставляются услуги:
- только на 32,4% объектов обеспечены условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения по зданию и (при необходимости - по территории объекта);
- только на 13,8% объектов для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа данной категории инвалидов к объектам;