ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 года N 941-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 23.09.2016 N 877-П.
____________________________________________________________________
В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Сидорову И.К.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ямало-Ненецкого
автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в России обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Данные конституционные нормы получили свое развитие в основных стратегических документах Российской Федерации. Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки в Российской Федерации является реабилитация и социальная интеграция инвалидов. В рамках данного направления решаются задачи повышения уровня социальной интеграции инвалидов и реализации мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта.
Учитывая, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, среди ключевых мер для сохранения и развития человеческого потенциала названы мероприятия по обеспечению равного доступа ко всем сферам социальной жизни для особой категории населения путем адаптации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы.
Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2006 году численность инвалидов составляла 2,6% от всего населения региона, то к началу 2015 года достигла 2,96%.
На 01 января 2015 года численность инвалидов в автономном округе составляет 15 984 человек.
По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в автономном округе в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения (в 2012 году - 36,2% от общего числа впервые признанных инвалидами), злокачественные новообразования (в 2012 - 21,8% от общего числа впервые признанных инвалидами), болезни костно-мышечной системы (в 2012 - 9,4% от общего числа впервые признанных инвалидами), среди детского населения в тройке причин первичной инвалидности болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Характеризуя повторное освидетельствование инвалидами среди лиц старше 18 лет, в первой тройке болезней с 2002 по 2014 годы стабильно находились болезни системы кровообращения, психические расстройства и болезни костно-мышечной системы. Вместе с тем, в 2014 году зафиксирован рост показателя по заболеванию злокачественные новообразования на 1,3 процентного пункта, незначительный спад показателя по заболеванию системы кровообращения на 1,2 процентного пункта, показатель болезни костно-мышечной системы остался на уровне 2013 года.
Доля инвалидов по зрению и слуху в автономном округе невелика, вместе с тем данной категории граждан также в полной мере должна быть обеспечена возможность индивидуальной мобильности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры.
В автономном округе большое внимание уделяется вопросам формирования доступной среды. При проектировании новых объектов социальной инфраструктуры в задании на проектирование (техническое задание) объекта в обязательном порядке включаются требования действующих норм и правил по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения (далее - МГН). Кроме того, начиная с 2010 года в автономном округе проводится системная работа по адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов. Финансирование работ по формированию доступной среды в автономном округе осуществляется за счет средств федерального, окружного и местных бюджетов.
Комплексный подход к решению вопросов формирования доступной среды позволил в автономном округе за период с 2011 по 2014 годы провести работы по адаптации 164 объектов, в том числе:
- 127 объектов социальной инфраструктуры;
- 37 домов, где проживают инвалиды.
В автономном округе по состоянию на 01 июля 2015 года на 310 государственных объектах социальной и транспортной инфраструктуры инвалидам предоставляются различные услуги, в том числе на:
- 34 объектах в сфере социальной защиты населения;
- 14 объектах в сфере занятости населения;
- 6 объектах в сфере образования;
- 227 объектах в сфере здравоохранения;
- 7 объектах в сфере культуры;
- 15 объектах в сфере физической культуры и спорта;
- 5 объектах в сфере транспорта;
- 2 объектах в сфере строительства и жилищной политики.
На 293 объектах в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов (инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата).
В 2015 году государственные и социальные услуги предоставляются департаментом социальной защиты населения автономного округа, государственным казенным учреждением автономного округа (далее - ГКУ ЯНАО) "Центр социальных технологий" и 20 учреждениями социального обслуживания, которые расположены на 34 объектах.
В целях повышения уровня обеспеченности инвалидов услугами по социальной реабилитации в рамках государственной программы автономного округа "Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1128-П, осуществляется строительство новых зданий для ГКУ ЯНАО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Садко" (г. Новый Уренгой) и ГКУ ЯНАО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" (г. Салехард).
В ходе проведения обследования (паспортизации) объектов службы занятости населения автономного округа и анализа предоставляемых услуг установлено, что по состоянию на начало августа 2015 года все объекты в сфере социальной защиты населения полностью доступны только для инвалидов с нарушением умственного развития, на 38,2% объектов обеспечена индивидуальная мобильность для инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения по зданию и (при необходимости - по территории объекта), на 26,5% объектов обеспечено размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам, на 16,1% объектов для инвалидов по слуху обеспечивается дублирование необходимой звуковой информацией.
Для приведения объектов в сфере социальной защиты населения в соответствие с нормами доступности планируется адаптация входных групп, расширение дверных проемов путем проведения ремонтов, оборудование парковок, приобретение и установка тактильных (рельефных) табличек, указателей, пиктограмм и другие виды адаптационных работ.
По итогам реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в автономном округе (далее - Дорожная карта) планируется к 2016 году обеспечить 100-процентную доступность объектов в сфере социальной защиты населения для инвалидов по зрению, к 2017 году - для инвалидов по слуху, к концу 2020 года обеспечить на 75,8% объектов - индивидуальную мобильность для инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения по зданию и (при необходимости - по территории объекта).
К учреждениям службы занятости населения автономного округа относятся:
- департамент занятости населения автономного округа, являющийся центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере содействия занятости населения;
- 13 центров занятости населения в 13 муниципальных образованиях в автономном округе, оказывающие в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
В ходе проведения обследования (паспортизации) объектов службы занятости населения автономного округа и анализа предоставляемых услуг установлено, что по состоянию на 01 августа 2015 года все объекты службы занятости населения автономного округа полностью доступны только для инвалидов с нарушением умственного развития, тогда как для инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху полностью доступные объекты социальной инфраструктуры отсутствуют.
Для приведения объектов службы занятости населения автономного округа в соответствие с нормативами доступности необходимы следующие мероприятия:
- проведение текущих и капитальных ремонтов;
- приобретение и установка тактильных (рельефных) табличек, указателей, пиктограмм и др.;
- установка знака парковки для инвалидов;
- установка антивандальных кнопок вызова персонала, поручней;
- приобретение трехцветной бегущей строки.
Перед департаментом занятости населения автономного округа стоит задача в обеспечении полной доступности для инвалидов объектов службы занятости населения автономного округа к 2020 году:
- 2016 год - 3 объекта (21%);
- 2017 год - 4 объекта (28%);
- 2018 год - 5 объектов (35%);
- 2020 год - 14 объектов (100%).
По состоянию на 01 января 2015 года в государственных профессиональных образовательных организациях автономного округа обучаются 35 инвалидов, которые получают профессии воспитателя дошкольной образовательной организации, педагога дополнительного образования детей, медицинской сестры, бухгалтера, специалиста по документационному обеспечению управления и архивоведения, мастера по обработке цифровой информации, автомеханика, мастера отделочных строительных работ, портного. На 01 июля 2015 года доля государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа, в которых созданы частично условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем их количестве составляет 16,6%.
Вместе с тем в 2016 году запланирован ввод в эксплуатацию нового учебного здания ГБПОУ ЯНАО "Новоуренгойский многопрофильный колледж", где будут созданы все необходимые условия для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов. При этом доля государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа, в которых будут созданы условия для доступной образовательной среды для инвалидов, составит более 30%.
В настоящее время проводится работа по созданию условий для расширения перечня профессий для получения детьми, лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Так, на базе ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж" обучающиеся из числа инвалидов получают профессию "Наладчик аппаратного и программного обеспечения с использованием дистанционных образовательных технологий".
Организована работа по развитию и совершенствованию профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования.
В 2015 году в программы повышения квалификации по всем предметным областям для 153 педагогических работников профессиональных образовательных организаций включен обязательный вариативный модуль "Актуальные вопросы интегрированного (инклюзивного) образования детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья".
Сеть государственных учреждений культуры, подведомственных департаменту культуры автономного округа, оказывающих услуги населению, включает 5 учреждений, расположенных на 7 объектах.
Для приведения в соответствие с нормативами доступности всех государственных учреждений культуры автономного округа необходимо проведение мероприятий по адаптации зданий, в которых располагаются данные учреждения:
- приобретение и установка тактильных (рельефных) знаков, указателей, пиктограмм и др.;
- приобретение противоскользящих наступенных, лестничных покрытий (профилей);
- установка в зданиях звуковых маяков (информаторов) с датчиком движения и бесперебойной кнопкой активации (информирующих о тех или иных возможностях или угрозах в зоне размещения маяка-информатора);
Установка знака парковки для инвалидов;
- приобретение информационных (индукционных) систем;
- установка наружных световых маяков для обозначения входов в здания;
- установка в холлах телефонов (таксофонов) с усилением звука и с увеличенными тактильными клавишами;
- приобретение кнопки вызова персонала на входную группу (пандус на выходе и входе, санузел, табло, ретранслятор);
- установка в санузлах поручней и держателей для костылей;
- приобретение бегущей строки (уличной).
Также с учетом потребностей государственным учреждениям культуры автономного округа требуется индивидуальное специализированное оснащение.
ГАУК ЯНАО "Окружной Центр национальных культур":
- приобретение светового табло;
- приобретение и монтаж электрического наклонного подъемника со сложной траекторией с 1 на 2 этаж;