АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 года N 355
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 24.01.2014 N 20
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90.
____________________________________________________________________
Постановляю:
1. Внести в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы" (в редакции от 19.06.2014 N 282, от 31.12.2014 N 605, от 30.05.2015 N 203, от 12.11.2015 N 460, от 06.04.2016 N 110) изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
2. В наименовании и по тексту постановления и программы, утвержденной указанным постановлением, слова "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы" заменить словами "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования, за исключением пункта 2, который вступает в силу с 01.01.2017.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
Приложение
к Постановлению
Администрации Алтайского края
от 14 октября 2016 года N 355
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 24.01.2014 N 20 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Пункт 3 постановления признать утратившим силу;
в государственной программе Алтайского края "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы", утвержденной вышеназванным постановлением (далее - "программа"):
паспорт программы изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель программы | управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
Участники программы | Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление образования и науки Алтайского края; Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите; Главное управление имущественных отношений Алтайского края; управление спорта и молодежной политики Алтайского края; управление Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (по согласованию); Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края; краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский бизнес-инкубатор"; краевой Центр поддержки предпринимательства; Алтайский краевой центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; некоммерческая организация "Алтайский гарантийный фонд"; некоммерческая микрофинансовая организация "Алтайский фонд микрозаймов"; краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр кластерного развития"; краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр инноваций социальной сферы"; краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края"; органы местного самоуправления (по согласованию); информационно-консультационные центры в муниципальных образованиях (по согласованию); общественные объединения предпринимателей Алтайского края (по согласованию) |
Подпрограммы программы | подпрограмма "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2016 - 2020 годах" |
Цель программы | создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства (далее также - "МСП") на территории Алтайского края |
Задачи программы | развитие взаимосвязанной инфраструктуры государственной поддержки МСП в Алтайском крае; использование эффективных инструментов финансовой поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - СМСП), модернизирующих производство и внедряющих инновации, реализующих инвестиционные и социальные проекты; повышение конкурентоспособности СМСП производственной сферы и сферы услуг; повышение уровня информированности предпринимателей и популяризация предпринимательской деятельности в Алтайском крае; подготовка профессиональных кадров для сферы МСП Алтайского края |
Индикаторы и показатели программы | доля продукции, произведенной СМСП, в общем объеме валового регионального продукта; количество СМСП в расчете на 1 тыс. человек населения Алтайского края; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения; удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике Алтайского края; количество предприятий, входящих в состав территориальных инновационных кластеров; объем инвестиций в основной капитал, привлеченных малыми и средними предприятиями (по отношению к уровню 2012 года); оборот малых и средних предприятий Алтайского края (по отношению к уровню 2012 года); уровень среднемесячной начисленной заработной платы одного работника на малых и средних предприятиях Алтайского края (по отношению к уровню 2012 года); объем налоговых поступлений от СМСП в консолидированный бюджет края (по отношению к уровню 2012 года); доля закупок товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанных в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; количество СМСП, получивших государственную поддержку; количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей); количество прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации представителей СМСП, а также объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства; количество руководителей и специалистов, прошедших профессиональную переподготовку в рамках подпрограммы и направленных на стажировку на экономически устойчивые предприятия |
Сроки реализации программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования программы | общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы (далее - "государственная программа") составляет 2173454,7 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 1654819,6 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 298892,0 тыс. рублей; в 2015 году - 323623,0 тыс. рублей; в 2016 году - 158384,6 тыс. рублей; в 2017 году - 218480,0 тыс. рублей; в 2018 году - 218480,0 тыс. рублей; в 2019 году - 218480,0 тыс. рублей; в 2020 году - 218480,0 тыс. рублей; из краевого бюджета - 518635,1 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 96163,0 тыс. рублей; в 2015 году - 46414,0 тыс. рублей; в 2016 году - 39262,1 тыс. рублей; в 2017 году - 84834,0 тыс. рублей; в 2018 году - 84834,0 тыс. рублей; в 2019 году - 84834,0 тыс. рублей; в 2020 году - 82294,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о краевом и федеральном бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы | к концу 2020 года: доля продукции, произведенной СМСП, в общем объеме валового регионального продукта составит 27,5%; количество СМСП в расчете на 1 тыс. человек населения Алтайского края достигнет показателя 45 единиц; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения достигнет уровня 27%; удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике Алтайского края составит 50,0%; количество предприятий, входящих в состав территориальных инновационных кластеров, достигнет 100 единиц; объем инвестиций в основной капитал, привлеченных малыми и средними предприятиями (по отношению к уровню 2012 года), составит 118%; оборот малых и средних предприятий Алтайского края (по отношению к уровню 2012 года) составит 160%; объем налоговых поступлений от СМСП в консолидированный бюджет края (по отношению к уровню 2012 года) составит 210%; уровень среднемесячной начисленной заработной платы одного работника на малых и средних предприятиях Алтайского края (по отношению к уровню 2012 года) составит 160%; доля закупок товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанных в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", составит не менее 20%; количество СМСП, получивших государственную поддержку, составит не менее 1600 ежегодно; количество прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации представителей СМСП, а также объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства составит 150 человек ежегодно; количество руководителей и специалистов, прошедших профессиональную переподготовку в рамках программы и направленных на стажировку на экономически устойчивые предприятия, составит до 45 человек ежегодно."; |
разделы I - VI изложить в следующей редакции:
"I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Настоящая государственная программа определяет систему мер, направленных на достижение целей государственной политики в области развития предпринимательства в Алтайском крае, в том числе социального и молодежного, малых инновационных компаний, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации СМСП и является продолжением комплекса мероприятий, реализованных в рамках долгосрочной целевой программы "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы и ведомственной целевой программы "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013 - 2016 годах".
Нормативной правовой базой для разработки программы является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, закон Алтайского края от 17.11.2008 N 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", закон Алтайского края от 04.09.2013 N 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае", закон Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года".
В настоящей программе используются следующие понятия и термины:
малое и среднее предпринимательство - сектор экономики, определяемый деятельностью СМСП на рынке товаров, работ и услуг;
субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;
субъекты социального предпринимательства - субъекты малого и среднего бизнеса, осуществляющие социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
центр инноваций социальной сферы - организация, осуществляющая поддержку участников социальных инициатив;
бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров;
технопарк - совокупность объектов недвижимости, созданных для осуществления деятельности СМСП в сфере высоких технологий, состоящих из земельных участков, офисных зданий, лабораторных и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры;
кластер - объединение взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга;
центр кластерного развития - организация, обеспечивающая развитие инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой;
центр молодежного инновационного творчества - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, включающий в себя оборудование, ориентированное на технологии прямого цифрового производства и позволяющее выполнять на основе современных технологий быстрое прототипирование, изготовление опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции, а также необходимые для этого помещения и инфраструктуру.
В настоящей программе используются следующие сокращения:
СМП - субъекты малого предпринимательства;
УРП - управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
ГУИО - Главное управление имущественных отношений Алтайского края;
ГУЭИ - Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
ГУОН - Главное управление образования и науки Алтайского края;
ГУТСЗ - Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите;
УСМП - управление спорта и молодежной политики Алтайского края;
УПЭ - управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
УТ - управление Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям;
УЗПП - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае;
ОСП - Общественный совет по развитию предпринимательства при Губернаторе Алтайского края;
ОМС - органы местного самоуправления;
АБИ - краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский бизнес-инкубатор";
ЦПП - краевой Центр поддержки предпринимательства;
ЦПЭ - Алтайский краевой центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
ИКЦ - информационно-консультационные центры в муниципальных образованиях;
АГФ - некоммерческая организация "Алтайский гарантийный фонд";
АФМ - некоммерческая микрофинансовая организация "Алтайский фонд микрозаймов";
АЦКР - краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр кластерного развития";
АЦИСС - краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр инноваций социальной сферы";
ООПАК - общественные объединения предпринимателей Алтайского края;
КБ - краевой бюджет;
ФБ - федеральный бюджет.
Развитие МСП Алтайского края в течение последних лет характеризуется преобладанием позитивных тенденций. За 2008 - 2012 гг. число СМСП увеличилось на 8,2%, составив на начало 2013 года 103,6 тыс. единиц. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике региона выросла на 4,3%, достигнув 43,3%.
Анализ основных показателей состояния МСП Алтайского края свидетельствует о том, что наш регион характеризуется достаточно высоким уровнем развития этого сектора экономики. По данным официальной статистики, край находится на 2 месте в Сибирском федеральном округе по уровню затрат малых компаний на технологические инновации, на 3 в Сибирском федеральном округе и на 15 месте в России по количеству малых (включая микро-) предприятий, на 16 месте в Российской Федерации по количеству субъектов предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения.
Лидирующие позиции Алтайского края констатируют и независимые эксперты. МСП Банк, проанализировавший условия для развития бизнеса в субъектах Российской Федерации, отнес Алтайский край к группе регионов, совершенствующих такие условия. Это позиция, следующая за 12 субъектами-лидерами. Всего в рамках исследования было выделено 4 группы регионов по степени благоприятности предпринимательского климата.
Деятельность МСП оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие края. В 2012 году доля продукции, произведенной предпринимателями, в общем объеме валового регионального продукта Алтайского края составила 24%. Оборот малых и средних предприятий в общем объеме организаций края достиг 45,2%. Доля поступлений в консолидированный бюджет края - 22%. В сферу малого бизнеса привлечено 22% инвестиций региона.
Наблюдается рост затрат малых компаний на технологические инновации. В 2011 году они составили 318,6 млн рублей, увеличившись в 6,3 раза к уровню 2007 года. Более половины средств (57,8%) было использовано на приобретение машин и оборудования; 10,7% - на исследования и разработку новых продуктов и услуг; 7,6% - на производственное проектирование. В итоге объем инновационной продукции в 2011 году вырос по сравнению с уровнем 2007 года в 4,5 раза, достигнув 590,4 млн рублей.
Достаточно высока инвестиционная активность предпринимательства края. Объем средств, направленных предприятиями в основной капитал, увеличился с 2008 года на 50,2% и составил в 2012 году 18415,5 млн рублей. По объему инвестиций малого и среднего бизнеса в основной капитал Алтайский край опережает большинство регионов Сибирского федерального округа.
Вместе с тем, уровень развития в регионе МСП, связанного с материальным производством и другими неторговыми отраслями, невысок. В сфере торговли занято более 40% от общего количества субъектов предпринимательства. Производственные издержки при организации торгового процесса значительно ниже, чем в промышленности, поэтому формирование бизнеса в этой сфере требует относительно небольших средств и остается более привлекательным.
Низкий уровень рентабельности (около 5%) становится сдерживающим фактором для ведения расширенного воспроизводства. Существует проблема дефицита собственных средств, необходимых для развития бизнеса. Возникает потребность привлечения заемных и иных источников финансирования.
Несмотря на постоянный рост, заработная плата в сфере МСП ниже, чем по полному кругу организаций. Увеличившись с 2008 года в 1,9 раза, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия в 2012 году составила 12826 рублей. Это 80% от аналогичного показателя в среднем по краю. Зачастую за счет уменьшения затрат на заработную плату решается вопрос сокращения издержек производства.
В настоящее время МСП Алтайского края переходит к этапу развития, когда основное значение приобретает эффективность ведения бизнеса, построение новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности предпринимателей.
Основными проблемами, которые препятствуют переходу предпринимательства региона на более качественный уровень развития, являются:
1) дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда. Недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий;
2) сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним СМСП. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;
3) ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса;
4) низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологического оборудования и приборов, СМСП;