(с изменениями на 24 марта 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 18.10.2019 N 339-п, от 24.03.2021 N 101-п)
В соответствии с частью второй статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 2 Закона Омской области "О социальной защите инвалидов в Омской области" Правительство Омской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Омской области, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.И.Назаров
ПОРЯДОК проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Омской области, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 18.10.2019 N 339-п, от 24.03.2021 N 101-п)
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Омской области, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - специальные мероприятия), на территории Омской области.
2. Целью проведения специальных мероприятий является повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Омской области.
3. К специальным мероприятиям относятся:
1) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
4) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
5) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
6) организация обучения инвалидов новым профессиям.
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 24.03.2021 N 101-п)
4. Установление в организациях, осуществляющих деятельность на территории Омской области независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов (далее - квота) и минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется в соответствии с Законом Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", постановлением Правительства Омской области от 27 января 2010 года N 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области".
5. Количество рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов в счет квоты, работодатель ежеквартально исчисляет самостоятельно.
6. При исчислении количества рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов в счет квоты, работодателем учитывается численность инвалидов, работающих в организации по трудовому договору.
7. Если при исчислении, указанном в пункте 5 настоящего Порядка, количество рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты, составит менее 2 рабочих мест (с учетом округления значения по математическим правилам), обязанность по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на таких работодателей не распространяется.
8. При выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты работодатель руководствуется перечнем рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и информацией о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, проживающих на территории Омской области, представляемой в соответствии с требованиями федерального законодательства казенными учреждениями Омской области - центрами занятости населения (далее - центр занятости) по запросу работодателя.
9. Сведения о рабочих местах, подлежащих выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов в счет квоты, предусматриваются локальным нормативным актом работодателя. В счет квоты не выделяются (не создаются) рабочие места, условия труда на которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с законодательством.
10. Центры занятости оказывают работодателям содействие в установлении соответствия условий труда на рабочих местах, выделенных (созданных) для приема на работу инвалидов, рекомендациям индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - оценка рабочего места).
11. При обращении работодателя в центр занятости о содействии в проведении оценки рабочего места центр занятости проводит такую оценку в течение 30 рабочих дней со дня обращения.
12. Проведение центром занятости оценки рабочего места предусматривает изучение локальных нормативных актов и иных документов работодателя, подтверждающих выделение (создание) рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты и соблюдение рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, включая материалы проведения специальной оценки условий труда, а также осмотр соответствующего рабочего места.
13. Для проведения оценки рабочего места центры занятости привлекают по согласованию представителей федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также в зависимости от характера инвалидности представителей Омской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ) или Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - эксперты).
14. Взаимодействие с экспертами центры занятости могут осуществлять с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия экспертов в проведении оценки рабочего места, а также посредством обмена информацией в электронной форме.
15. Центр занятости при проведении оценки рабочего места имеет право запрашивать необходимую информацию и документы от работодателя, экспертов.
16. По результатам проведения центром занятости оценки рабочего места работодателем составляется акт по форме, утвержденной Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство), в течение 10 рабочих дней.
17. В трудовых договорах, заключаемых с инвалидами на срок, определенный соглашением об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусмотренным статьей 7.1 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", не допускается установление условий труда, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками работодателя.
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 24.03.2021 N 101-п)
18. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (далее - резервирование рабочих мест), - совместная деятельность работодателя, длительно не выполняющего квоту (свыше 3 месяцев), и центра занятости, зарегистрированного по месту его нахождения, связанная с определением перечня рабочих мест для трудоустройства инвалидов после профессионального обучения, направленная на выполнение установленной работодателю квоты.
19. Задачами резервирования рабочих мест являются:
1) создание стажировочных площадок для выпускников-инвалидов после завершения профессионального обучения по программам среднего и высшего профессионального образования;
2) создание условий для обеспечения работодателя квалифицированными кадрами, относящимися к категории инвалидов, путем организации центрами занятости профессионального образования инвалидов при обращении работодателя.
20. Резервирование рабочих мест предусматривает:
1) проведение работодателем совместно с центром занятости мероприятий, направленных на определение с учетом специфики деятельности и перспективы развития организации перечня профессий (должностей), наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов, сроков резервирования или создания рабочих мест по соответствующим профессиям (должностям);
2) проведение центром занятости анализа профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве по данным индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, и безработных граждан;
3) определение центром занятости по результатам проведенных мероприятий и анализа профессионально-квалификационной структуры, указанных в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, перечня услуг центра занятости, обеспечивающего укомплектование резервируемых работодателем рабочих мест, включающих в себя:
- осуществление профессиональной ориентации инвалидов в целях трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с привлечением организаций, входящих в инфраструктуру психолого-профориентационного сопровождения населения;
- информирование незанятых инвалидов об условиях организации профессионального обучения в соответствии с законодательством, предусматривающих гарантии трудоустройства по профессии (специальности);
- организацию в соответствии с законодательством профессионального обучения инвалидов при обращении работодателя;
- осуществление взаимодействия с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования по вопросам трудоустройства инвалидов выпускных курсов;
- организацию проведения в установленном порядке стажировки выпускников-инвалидов;
- подбор кандидатур граждан из числа инвалидов, зарегистрированных в установленном порядке в центре занятости;
- информационное обеспечение работодателя по осуществлению сопровождения при содействии занятости инвалидов;
4) размещение работодателем сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях для инвалидов, а также информации об условиях привлечения работников (стажировка) в информационной аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".
21. Резервирование рабочих мест осуществляется по договору, заключаемому работодателем с центром занятости, по форме, утвержденной Министерством.
Предложение о заключении договора направляется работодателю центром занятости, в компетенцию которого входит проведение мониторинга выполнения работодателями квоты.