ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 октября 2016 года N 437-р


[Об утверждении Концепции модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2025 года]

(с изменениями на 14 октября 2019 года)

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 397-р)




В целях дальнейшего развития и совершенствования системы профессионального образования в Республике Коми:


1. Утвердить Концепцию модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.


2. Рекомендовать органам в системе исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми при планировании и реализации мероприятий по развитию системы профессионального образования на территории Республики Коми руководствоваться настоящей Концепцией.


3. Предложить организациям всех форм собственности, расположенным на территории Республики Коми, при планировании и реализации мероприятий по развитию системы профессионального образования на территории Республики Коми руководствоваться настоящей Концепцией.


4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Коми от 8 ноября 2010 г. N 486-р.


5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 12 октября 2016 г. N 437-р
     (приложение)



КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 397-р)




1. Общие положения


Тенденции современного социально-экономического развития общества выдвигают новые задачи по созданию и внедрению структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании в целях подготовки кадров для инновационной социально ориентированной экономики.


Необходимость кадрового обеспечения, экономического роста и стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Коми ставят новые задачи перед системой профессионального образования.


В этих условиях республика нуждается в рабочих кадрах и специалистах в отраслях экономики, квалификация которых в полной мере соответствовала бы современному уровню технической и технологической оснащенности предприятий и организаций. При этом подготовка кадров должна быть опережающей, а образовательные организации, занимающиеся их подготовкой, должны стать центрами инноваций (технологических, прикладных, фундаментальных и т.д.).


Концепция развития профессионального образования в Республике Коми на период до 2025 года (далее - Концепция) развивает основные принципы образовательной политики Республики Коми, определяет основные цели и задачи, направленные на развитие, эффективное функционирование и усиление роли системы профессионального образования и трудовых ресурсов в инновационном социально ориентированном развитии Республики Коми, и механизмы их достижения.


Правовую базу Концепции составляют:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 397-р)


распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;


постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1406 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 397-р)


Закон Республики Коми от 6 октября 2006 г. N 92-РЗ "Об образовании";


постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года".


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 397-р)



2. Состояние и проблемы системы профессионального образования в Республике Коми


1. Образовательные программы высшего образования в 2014 - 2015 учебном году реализовывали 3 образовательные организации высшего образования и 9 филиалов образовательных организаций указанного типа. Количество филиалов образовательных организаций высшего образования значительно снизилось за последние пять лет (с 40 до 9 единиц).


Общее число студентов, обучающихся по программам высшего образования, на 1 октября 2015 года составило около 20 тысяч против 36 тысяч студентов в 2009 году.


В 2016 году сеть образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, представлена 35 организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, из них:


28 образовательных организаций в государственной собственности Республики Коми;


4 образовательные организации высшего образования, в том числе 2 филиала;


3 негосударственные образовательные организации.


Все перечисленные образовательные организации осуществляют подготовку около 18 тысяч человек более чем по 80 программам среднего профессионального образования.


2. Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Республики Коми, осуществляют образовательную деятельность в тесном взаимодействии с органами государственной власти Республики Коми в интересах и с учетом специфики динамично развивающейся экономики республики.


В Республике Коми проводится системная работа в части развития системы профессионального образования.


Начиная с 2012 года контрольные цифры приема по программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми распределяются по результатам проведения открытого конкурса.


С 2014 года началось транспарентное развитие системы целевого обучения с участием работодателей региона. Значительно активизирована профориентационная работа через созданные во всех профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования центров профориентации и трудоустройства выпускников. Начата работа по открытию учебных центров профессиональных квалификаций как структурных подразделений профессиональных образовательных организаций, количество которых к 2018 году должно составить 9 единиц.


Во исполнение распоряжения Правительства Республики Коми от 8 ноября 2010 г. N 486-р, которым одобрена Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года, особое внимание в Республике Коми уделено созданию кластерной системы профессионального образования на базе образовательных организаций высшего образования по отраслям и направлениям развития Республики Коми, ориентированной на профессиональные объединения работодателей.


2.1. Правительством Республики Коми поддержана инициатива федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Ухтинский государственный технический университет" (далее - Ухтинский государственный технический университет) по созданию в республике инновационного территориального кластера Республики Коми "Топливно-энергетические технологии". В рамках кластера Ухтинский государственный технический университет, объединяющий подготовку по всем уровням профессионального образования и профессиональной подготовки, активно работает с предприятиями нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих отраслей промышленности.


Учитывая материально-техническую оснащенность образовательного процесса, выстроенные взаимоотношения с работодателями, Республика Коми также передала Ухтинскому государственному техническому университету заказ на оказание услуг по предоставлению среднего профессионального образования по подготовке рабочих за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.


Таким образом, в г. Ухте создан многоуровневый образовательный комплекс в форме одного юридического лица, имеющий несколько источников финансирования: средства федерального бюджета, средства республиканского бюджета Республики Коми, а также средства работодателей.


Полномасштабная реализация в рамках кластера социально-коммуникативного проекта "Ухта - родина первой российской нефти" позволяет получить дополнительную известность, увеличивает лояльность приоритетных целевых аудиторий, создаст устойчивый имидж республики. В том числе благодаря указанному проекту регион становится более узнаваемым и привлекательным, что позитивно сказывается на увеличении притока абитуриентов в системе профессионального образования Республики Коми.


2.2. По итогам реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - Сыктывкарский государственный университет) в форме присоединения к нему в качестве структурного подразделения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Коми государственный педагогический институт" в Республике Коми сформировалась модель классического университета, осуществляющего подготовку высококвалифицированных кадров и взаимодействие с работодателями по направлениям: науки о жизни, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, клиническая медицина, образование и др.


В рамках образовательного кластера Сыктывкарский государственный университет осуществляет сотрудничество в образовательной и научно-производственных сферах более чем с 1,5 тыс. работодателей, а также с образовательными организациями высшего, среднего профессионального образования и общеобразовательными организациями.


2.3. Создание лесного образовательного кластера в Республике Коми проходило через формирование ассоциации образовательных организаций.


Центром кластера является Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова" (далее - Сыктывкарский лесной институт), который выстроил сетевое взаимодействие с образовательными организациями среднего профессионального образования.


В соответствии с договорами о сетевом взаимодействии студенты Сыктывкарского лесного института параллельно с высшим образованием могут получить профильную подготовку по рабочей профессии за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми на базе государственных профессиональных образовательных организаций.


2.4. В целях методического сопровождения профессиональных образовательных организаций в 2012 году на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" создано структурное подразделение - центр развития профессионального образования.


3. Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Коми общая дополнительная потребность в кадрах к 2018 году составит 102,5 тыс. человек, из которых 60% - это потребность экономики Республики Коми в рабочих кадрах.


Республика Коми принимает участие в формировании государственного задания на получение высшего образования с учетом потребности инновационной экономики. В этих условиях необходимы меры по развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, созданию необходимой инфраструктуры для инклюзивного обучения.


Среднее профессиональное образование становится сегодня более востребованным и мобильным. Фактически оно разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. В то же время для профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»