Одним из важных условий дальнейшего социально-экономического развития территорий является реформирование системы муниципального управления.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложены управленческие, контрольные функции по решению вопросов местного значения. В настоящее время отдельные функции выполняются несколькими структурными подразделениями, имеют место избыточные функции.
Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" введено понятие муниципальной услуги как услуги, оказываемой физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами местного самоуправления.
В муниципальном образовании "Город Курск" граждане слабо информированы о порядке предоставления муниципальных услуг. Это приводит к снижению уровня доверия населения к органам местного самоуправления, является фактором, сдерживающим взаимодействие органов местного самоуправления города Курска и населения в решении вопросов местного значения.
Анализ общественно-политической ситуации в городе позволяет квалифицировать общественно-политические и общественно-гражданские организации и объединения как субъекты устойчивого социально-экономического развития территории, обеспечивающие укрепление институтов демократии в городском округе.
На территории города Курска действуют:
- союзы, ассоциации, фонды;
- профсоюзные объединения;
- организации пенсионеров, ветеранов и инвалидов;
- детские и молодежные объединения;
- женские организации;
- национальные и этнокультурные общественные формирования;
- клубы по интересам;
- территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС).
Большинство из них активно и готово к сотрудничеству с властью. Создание и развитие ТОС, как одной из форм самоорганизации граждан по месту жительства, стало эффективной практикой развития гражданских инициатив, в том числе и в городе Курске.
ТОС может участвовать в процессе осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства. Призванные работать непосредственно с жителями города данные формы самоуправления граждан наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее в социально полезное русло.
Инициативы, реализуемые жителями города по месту жительства, позволяют использовать богатейший ресурс добрососедских отношений, ресурс семьи, профессиональный и социальный опыт пенсионеров, являющиеся основой деятельности ТОС. Это ведет к экономии бюджетных средств и развитию инициативных групп, деятельность которых опирается в основном на собственные ресурсы.