Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2009 - 2013 ГОДЫ


1.2. Итоговый SWOT-анализ развития города Курска


Комплексный анализ социально-экономического развития города Курска, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, оказывающих влияние на развитие города, являются базой для определения основных целей и приоритетов дальнейшего развития областного центра.

Сильные стороны (S)                

Слабые стороны (W)                   

- Центральное географическое

положение в Европейской части

России, благоприятные

природно-климатические условия.

- Административный центр Курской

области, развитая институциональная

структура федеральных и

региональных государственных

органов.

- Наличие инфраструктуры и резервов

мощностей для развития

промышленности.

- Устойчивый ежегодный рост

количества субъектов малого

предпринимательства.

- Положительная динамика снижения

доли убыточных предприятий в общем

числе предприятий (с 38,7% в 2006

г. до 26,5% в 2007 г.).

- Рост деловых коммуникаций с

другими городами России,

городами-партнерами из

дальнего и ближнего зарубежья.

- Быстрообновляемая система

телекоммуникаций.

- Развитый потребительский рынок

(оборот розничной торговли

составляет 75% регионального).

- Развитая система финансово-

кредитных и страховых организаций.

- Устойчивый рост налоговых и

неналоговых доходов бюджета.

- Высокий градостроительный

потенциал, наличие генерального

плана города и нормативно-правовой

базы.

- Устойчивый рост ввода в

эксплуатацию жилых домов за счет

всех источников финансирования.

- Наличие международного аэропорта.

- Положительная динамика прироста

населения в 2006 - 2007 гг.

Увеличение рождаемости.

- Высокая доля населения в

трудоспособном возрасте.

- Рост доли подростков и молодежи в

возрасте от 14 до 35 лет в

структуре населения.

- Развитая образовательная база.

- Развитые культурные потребности

жителей города.

- Успешно работающая система

социальной поддержки.

- Наличие достаточного количества

водных ресурсов.

- Наличие природных рекреационных

зон.

- Низкий уровень социальной

конфликтности населения            

- Неполная загрузка производственных

мощностей ведущих промышленных

предприятий.

- Низкий уровень диверсификации

промышленного производства.

- Недостаточный объем инвестиций в

основной капитал для обеспечения

необходимого обновления основных

фондов.

- Дефицит высококвалифицированных

рабочих массовых профессий.

- Эксплуатация специализированными

организациями, осуществляющими

пассажирские перевозки, транспортных

средств, имеющих высокую степень

износа.

- Неравномерное распределение

плотности маршрутной сети и

ограниченные пропускные возможности

городских магистралей.

- Недостаточные инвестиции в

содержание и развитие транспортной

инфраструктуры.

- Высокий уровень износа инженерных

коммуникаций в сфере жилищно-

коммунального хозяйства, основных

фондов в учреждениях социальной

сферы.

- Высокий уровень загрязнения

воздуха.

- Неудовлетворительное качество воды

в водоемах.

- Наличие территорий, подверженных

подтоплению грунтовыми водами.

- Запущенное состояние городских

лесов, стихийное образование

несанкционированных свалок.

- Рост числа граждан, нуждающихся в

улучшении жилищных условий и

состоящих на учете.

- Отсутствие сформированных

инвестиционных площадок под

комплексную жилую застройку.

- Отсутствие объектов социальной

сферы в районах новой застройки.

- Недостаток спортивных сооружений,

спортивных площадок по месту

жительства для занятий физической

культурой широких слоев населения.

- Невысокий уровень участия молодых

людей в общественно-политической

жизни города.

- Высокий уровень зарегистрированной

безработицы среди областных центров

Центрального федерального округа.

- Превышение смертности над

рождаемостью.

- Уровень среднемесячной заработной

платы одного работающего (самый

низкий среди городов Центрального

федерального округа).

- Недофинансирование на протяжении

последних лет программы госгарантий в

системе здравоохранения.

- Высокая степень заболеваемости

населения.

- Дефицит мест в детских дошкольных

учреждениях, рост числа нуждающихся в

местах в системе дошкольного

образования.

- Несоответствие состава и оснащения

подразделений пожарной охраны города

развивающейся инфраструктуре и

нормативным требованиям              

Возможности (O)                    

Угрозы (T)                           

- Вовлечение в работу существующих

резервов производственных

мощностей.

- Возможность развития

технопарковых структур.

- Реструктуризация существующих

предприятий, внедрение

инновационных технологий,

сокращение издержек,

ресурсосбережение и повышение

добавленной стоимости,

обеспечивающие

конкурентоспособность продукции.

- Улучшение предпринимательского

климата.

- Поддержка инновационных малых

предприятий.

- Расширение междугородних и

международных контактов.

- Реализация Федеральных законов
"Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального
комплекса"
и "О концессионных

соглашениях" в целях строительства,

модернизации и реконструкции сетей

коммунальной инфраструктуры.

- Ликвидация дефицита питьевой воды

в отдельных микрорайонах города.

- Улучшение санитарно-

эпидемиологической обстановки.

- Создание информационной системы

обеспечения градостроительной

деятельности.

- Создание необходимых транспортных

развязок. Строительство моста через

реку Тускарь.

- Увеличение на пассажирских

маршрутах автобусов большой

вместимости.

- Привлечение квалифицированных

трудовых ресурсов за счет

миграционного притока из других

регионов РФ и стран СНГ.

- Увеличение охвата молодежи

социально значимыми проектами и

мероприятиями.

- Создание условий для развития

частно-государственного партнерства

в социальной сфере.

- Активное участие в реализации

приоритетных национальных проектов

в сфере образования,

здравоохранения, строительства

доступного жилья.

- Развитая система ипотечного

кредитования строительства жилья.

- Строительство и реконструкция

зданий детских садов.

- Улучшение качества медицинской

помощи, снижение уровня

болезненности и заболеваемости

населения.

- Развитие туризма и

культурно-досугового бизнеса.

- Выявление и поддержка одаренных

детей.

- Реализация федеральных и

региональных целевых программ      

- Техническое и технологическое

отставание многих производств от

развитых стран вследствие слабого

развития инновационного и

инвестиционного процессов; низкие

темпы роста инвестиционной

привлекательности.

- Сохранение структурного

несоответствия спроса и предложения

рабочей силы на рынке труда.

- Сохранение угрозы экологической

безопасности города Курска из-за

высокой изношенности инженерной

инфраструктуры города, деятельности

промышленных предприятий и

недофинансирования природоохранных

мероприятий.

- Негативные последствия от

предоставления населению

жилищно-коммунальных услуг с

нарушением установленных действующим

законодательством норм и правил.

- Рост цен на рынке жилья, стоимости

жилищно-коммунальных, транспортных

услуг. Рост темпов инфляции.

- Несоответствие транспортной

инфраструктуры потребностям

автомобилизации.

- Рост правонарушений среди

несовершеннолетних.

- Рост числа школьников и студентов с

отклонениями в состоянии здоровья.

- Негативное влияние информационной

среды и массовой культуры на

морально-нравственные устои

подрастающего поколения.

- Сохранение разрыва между объемом

законодательно закрепленных

обязательств и объемом фактически

имеющихся ресурсов.

- Зависимость бюджета развития города

от финансирования из вышестоящих

уровней бюджетной системы РФ