ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2011 года N 777

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА


В целях повышения эффективности экономики области на основе использования инновационных технологий и разработок, формирования инновационной инфраструктуры поддержки бизнеса и диверсификации существующих производств Правительство области постановляет:

1. Одобрить концепцию создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года.

2. Управлению по науке и инновационной политике Правительства области (А.В. Патралов) по согласованию с Комитетом развития малого и среднего предпринимательства области (С.Н. Ткачук), департаментом экономики Правительства области (Н.Н. Овчарук), Департаментом инвестиционной политики Правительства области (Р.Б. Марков) представить в департамент финансов области (С.С. Тугарин) до 15 августа 2011 года предложения по включению в проект закона области об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ассигнований на создание и развитие технопарков в Вологодской области.

3. Возложить на управление по науке и инновационной политике Правительства области (А.В. Патралов) координацию работы по реализации концепции создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года на межведомственном уровне и планированию бюджетных средств.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Л.Г. Иогмана.

Справку о выполнении пункта 2 постановления представить к 15 марта 2012 года.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ



Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 4 июля 2011 года N 777


КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

I. Введение


Концепция создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Губернатора области (пункт 2 Плана разработки нормативных правовых актов области, утвержденного распоряжением Губернатора области от 28 декабря 2010 года N 2798-р) и направлена на развитие инновационного сектора экономики Вологодской области и создание технопарков в сфере инновационной деятельности.

При разработке Концепции учитывались основные положения Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с последующими изменениями), Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года N 328-р (с последующими изменениями).

Анализ мирового опыта создания технопарков позволил выявить ключевые факторы успешности технопарков (местоположение, планировка, льготы и преференции резидентам, механизмы финансирования, развитость инфраструктуры) и ключевые проблемы развития технопарков (отсутствие "якорных" резидентов, удаленность от экономических центров и отсутствие транспортной инфраструктуры, недостаток объектов социальной инфраструктуры, отсутствие персонала нужной квалификации, отсутствие проработанной маркетинговой стратегии и неправильный выбор специализации).

Перспективным местом размещения технопарков являются моногорода Череповец и Сокол. Эти города имеют моноструктурный принцип экономики: черная металлургия в Череповце, лесопереработка в Соколе. Имеющийся в Вологде потенциал машиностроительных предприятий также целесообразно использовать при согласовании мест размещения технопарков. Для обеспечения развития городов необходимо сместить приоритеты, создать возможности ускоренного развития иных отраслей экономики, диверсифицировать трудовые и материальные ресурсы.

II. Обоснование целесообразности создания технопарков


Экономический рост и модернизация отраслей экономики области в короткие сроки возможны только в случае ускорения темпов развития традиционных и новых отраслей экономики, для обеспечения которых необходимо проведение региональной и государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности области, поддержку производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на региональном, так и на межрегиональном и мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий. Наиболее эффективным механизмом развития отраслей является создание технопарков в сфере инновационной деятельности.

В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739, одним из важнейших направлений инновационной политики области определено создание инновационной инфраструктуры, позволяющей активизировать модернизацию региональной экономики. Первоочередными объектами инфраструктуры в сфере инновационной деятельности для области являются технопарки.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, активное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства и услуг осуществляются в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 27 января 2009 года N 118 (с последующими изменениями).

Первоочередное создание технопарков предусмотрено мероприятиями по модернизации моногородов Сокола и Череповца, утвержденными соответственно постановлениями Правительства области от 24 мая 2010 года N 605 "О долгосрочной целевой программе "Комплексная модернизация города Сокола Вологодской области на 2010 - 2012 годы" и от 27 декабря 2010 года N 1564 "О долгосрочной целевой программе "Комплексная модернизация города Череповца Вологодской области на 2010 - 2013 годы".

Создание технопарков послужит территориальному объединению финансовых и интеллектуальных ресурсов для организации производства высокотехнологичной продукции, выполнения работ и оказания услуг, развития производств новых видов конкурентоспособной продукции. При этом в технопарке предполагается концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства с целью оказания необходимой поддержки на всех стадиях производственного цикла, содействия коммерческому использованию разработанных технологий, продуктов и услуг, создания новых современных производств.

Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках настоящей Концепции, является то, что объекты их инфраструктуры будут созданы за счет государственно-частного партнерства, в том числе за счет средств бюджетов различных уровней: областного, федерального и местных. Технопарки должны предоставлять набор необходимых услуг резидентам технопарков, что позволит резидентам технопарков получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. Кроме резидентов технопарков, в технопарках могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию инновационных и венчурных проектов.

Инфраструктура технопарков представляет собой комплекс офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной инфраструктуры. В создании технопарков непосредственное участие примут учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступят инициаторами, исполнителями и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере новых (высоких) технологий и осуществят подготовку квалифицированных специалистов в сфере инновационной деятельности.

В рамках Концепции, учитывая сложившиеся условия развития территорий Вологодской области, структуру и возможности имеющихся производств, можно выделить следующие виды (направления) деятельности создаваемых технопарков:

1. Создание инкубационного технопарка. Это направление реализуется посредством участия в технопарке различных самостоятельных единиц (научный центр, аудиторская фирма, бухгалтерская компания, юридическое агентство, производственный цех, испытательная лаборатория и т.д.), которые в рамках технопарка будут оказывать услуги начинающим предпринимателям по созданию, ведению и развитию бизнеса. В существующих условиях данные услуги частично выполняют бюджетное учреждение Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства "Бизнес-инкубатор" и Некоммерческая организация "Агентство городского развития". Для осуществления возможности полного цикла реализации бизнес-идеи предпринимателя до разработки промышленного образца готового продукта и послужит инкубационный технопарк.

2. Создание инновационного технопарка. Инновационную функцию предполагается выполнять силами имеющихся на территории области научных институтов. На первом этапе это могут стать: Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, Инновационно-технологический центр Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вологодский государственный технический университет", Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Череповецкий государственный университет". Указанные организации будут оказывать содействие ориентированным на освоение и выпуск инновационной продукции субъектам малого и среднего предпринимательства в процессе разработки, продвижения и продажи продукции и технологий. Данный технопарк может стать тем научным ядром, которое обеспечит разработку новых продуктов и технологий, снизит стоимость научных исследований, создания промышленных образцов и выпуска продукции.

3. Создание технологического технопарка. Схема функционирования технологических площадок строится на принципах государственно-частного партнерства. Органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий будут обеспечивать решение вопросов по предоставлению земельных участков, оборудованных объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, для создания производства новых видов продукции, выполнения работ, оказания услуг. Частная компания на предоставленном участке осуществляет строительство производственных помещений, приобретает необходимое оборудование и предоставляет их резидентам технопарка. В рамках реализации данного направления целесообразно разместить мини-технопарки в производственно-офисных комплексах, предоставляющих не только производственные и офисные помещения, но и комплекс услуг по ведению бухгалтерского учета, юридическому сопровождению, содержанию и охране помещений.

III. Цель и задачи Концепции


Целью настоящей Концепции является обеспечение диверсификации существующих производств путем интеграции крупных промышленных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства в создании и выводе на рынок новых импортозамещающих товаров и услуг, создании условий для инновационной деятельности.

Основные задачи создания технопарков:

организация благоприятных условий для создания и освоения инноваций;

разработка и реализация на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности;

обеспечение текущих и перспективных потребностей организаций в новых технологиях;

разработка и реализация на практике комплекса мер по развитию прикладной науки;

создание условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего научно-технического и инновационного предпринимательства;

расширение кадрового ресурса инновационного сектора за счет подготовки и вовлечения в него талантливой молодежи;

создание дополнительных рабочих мест и повышение налоговых поступлений в бюджетную систему области.

Под косвенными задачами понимаются общие направления инновационного развития Вологодской области, в которых технопарки принимают участие.

IV. Направления деятельности технопарков


Основные направления деятельности технопарков:

1. Обеспечение сохранения лесопромышленного и агропромышленного комплексов области как перспективных секторов экономики и носителей культурных традиций производства в области.

2. Формирование стратегического взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития области как передового региона в развитии лесопромышленного и агропромышленного производства.

3. Формирование новых высокотехнологичных производств.

4. Формирование системы консалтингового и логистического обслуживания существующих производств, вновь создаваемых высокотехнологичных производств.

5. Формирование на конкурсной основе зон инновационного развития.

6. Формирование элементов создания перспективных кластеров, промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности.

Дополнительными направлениями деятельности технопарков станут:

1. Обеспечение подготовки для области востребованных кадров.

2. Создание новых рабочих мест в высокотехнологичных производствах.

3. Повышение квалификации трудовых ресурсов для области и других регионов России.

Таким образом, стратегические приоритеты развития области определяют ориентиры деятельности технопарков и создание условий для их деятельности.

V. Резиденты технопарков


Резидентами технопарков могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы.

Финансирование проектов по созданию производства резидентов технопарков может производиться за счет собственных средств резидента технопарка, за счет средств грантов, получаемых резидентом технопарка по результатам участия в проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями конкурсов.

VI. Государственная поддержка создания технопарков


Решение о создании технопарков в каждом конкретном случае принимается на основании постановления Правительства области, которым также устанавливаются условия использования бюджетных средств и порядок взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития новых (высокотехнологичных) производств. Органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий будут обеспечивать решение вопросов по предоставлению земельных участков, объектов транспортной инфраструктуры, вопросов подключения объектов технопарков к сетям инженерной инфраструктуры. Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры технопарков будет осуществляться с участием бюджетных средств всех уровней в рамках областных и федеральных программ, а также за счет внебюджетных источников.

VII. Управление технопарками


Управление технопарками должно обеспечить взаимодействие участников процесса создания, функционирования и развития технопарков в области.

Правительством области будет создана межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков (далее - комиссия) и утверждено положение об этой комиссии.

В состав комиссии будут включены представители органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений. С правом совещательного голоса в состав комиссии включаются представители инвесторов технопарков.

VIII. Основные этапы реализации Концепции


Концепция имеет долгосрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2011 - 2020 годов.

Основные этапы реализации Концепции:

2011 - 2014 годы - определение перспективных территорий области для создания технопарков, заключение соглашений с муниципальными образованиями области о создании технопарков, поиск потенциальных резидентов (инвесторов) технопарков и заключение с ними соглашений о намерениях, создание органов управления технопарками, проведение предпроектных и проектных работ для начала строительства, строительство объектов, в том числе базовой инфраструктуры, разработка программы, направленной на продвижение инновационных организаций и их разработок на межрегиональные и мировой рынки, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий;

2015 - 2020 годы - развитие инфраструктуры технопарков, привлечение ведущих отечественных и мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках, реализация программы, направленной на продвижение инновационных организаций на мировой рынок.

IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции


В результате реализации Концепции к 2020 году на территории области предполагается создать не менее 3 технопарков (первоочередными местами создания технопарков являются моногорода Череповец и Сокол, город Вологда), обладающих развитой инженерной, транспортной, производственной инфраструктурой, осуществляющих разработку и производство новой, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Стоимость совокупного объема произведенной резидентами технопарков продукции, выполненных работ и оказанных услуг в результате деятельности технопарков к 2015 году составит не менее 1 млрд. рублей, к 2020 году - не менее 5 млрд. рублей. Реализация Концепции приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней ежегодно в размере 300 млн. рублей с 2015 года, положительно повлияет на обеспечение устойчивых темпов развития новых (высокотехнологичных) производств, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»