АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2011 года N 29

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2010 ГОДУ

Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2010 году, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в соответствии с законом Алтайского края от 11 ноября 2002 года N 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" и Концепцией защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 года N 499, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края.

В 2010 году велась активная работа по совершенствованию системы правового просвещения и информирования населения Алтайского края по защите прав и свобод человека и гражданина, основу которой составляли сотрудничество со средствами массовой информации, правовое консультирование, подготовка для населения информационных материалов (памяток) по различным темам. Активное участие в этой работе принимали представители (доверенные лица) Уполномоченного в муниципальных образованиях.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного в 2010 году стала защита прав несовершеннолетних. Вопросы соблюдения прав и интересов несовершеннолетних в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органах, органах опеки и попечительства находятся на постоянном контроле. Организована система постоянного мониторинга и контроля реализации закона Алтайского края от 7 декабря 2009 года N 99-ЗС "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края", в том числе через представительство Уполномоченного в общественном совете при Главном управлении внутренних дел по Алтайскому краю.

С целью создания в Алтайском крае системы правовой помощи и просвещения по инициативе Уполномоченного и при его непосредственном участии разработан План мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2010 года N 269-р.

Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного является работа с обращениями граждан. Общее количество обращений, связанных с нарушением прав и интересов граждан, по сравнению с предыдущим годом осталось без изменений. Увеличилось количество обращений по вопросам деятельности жилищно-коммунальных служб, соблюдения прав детей. Уменьшилось количество обращений по вопросам деятельности органов социальной защиты, пенсионного обеспечения, правоохранительных органов. На особом контроле Уполномоченного находятся обращения, связанные с нарушением трудовых прав граждан и прав несовершеннолетних.

Деятельность Уполномоченного в 2010 году осуществлялась во взаимодействии с Алтайским краевым Законодательным Собранием, Администрацией Алтайского края, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Важную роль в работе по защите прав и интересов жителей Алтайского края приобретает институт представителей (доверенных лиц) Уполномоченного. Всего в Алтайском крае на общественных началах работает 183 представителя (доверенного лица) Уполномоченного.

В соответствии со статьей 20 закона Алтайского края от 11 ноября 2002 года N 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузова о его деятельности в 2010 году.

2. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае:

продолжить работу по правовому просвещению и информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

уделять приоритетное внимание контролю за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних;

содействовать в пределах своих полномочий реализации права граждан на социальное обеспечение;

совершенствовать работу представителей (доверенных лиц) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.

3. Рекомендовать Администрации Алтайского края:

усилить координацию и контроль деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организацию и эффективность патронатного сопровождения;

обеспечить координацию деятельности государственных органов Алтайского края, общественных объединений, организаций в сфере правового образования и просвещения в соответствии с Планом мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения на 2011 - 2013 годы, утвержденным распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2010 года N 269-р;

усилить государственный контроль за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления:

совершенствовать работу комиссий по делам несовершеннолетних, уделив особое внимание координации деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обеспечить закрепление и сохранение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права собственности или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения, принимать меры по защите их жилищных прав;

активизировать работу по поддержке многодетных семей и принять меры по повышению престижа их социального статуса;

поставить на особый контроль вопрос о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан.

6. Снять с контроля постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2010 года N 116 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2009 году".

7. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".

Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания
И.И.ЛООР






Приложение
к Постановлению
краевого Законодательного Собрания
от 2 февраля 2011 года N 29

ДОКЛАД "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2010 ГОДУ"


В соответствии со статьей 20 закона "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" представляю Губернатору Алтайского края, Алтайскому краевому Законодательному Собранию доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2010 году". В докладе дается общая оценка положению дел с правами человека в Алтайском крае, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем, приводится информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный), в том числе о реакции государственных органов и должностных лиц на его рекомендации и предложения.


1. Введение


В вопросах реализации конституционных прав человека в крае особое значение имеет "Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае". Сегодня именно она определяет ближние рубежи и цели действия органов власти и управления в области социальных ориентиров на улучшение положения различных категорий граждан, правового просвещения населения. Концепцией рекомендовано органам местного самоуправления учитывать принципы прав человека при планировании социально-экономического развития территории, так как это напрямую связано с людьми, благоприятными условиями их проживания.

В то время как руководством страны объявлен курс на создание правового, социально ориентированного государства, невозможно мириться с тем, что права, установленные законами, не соблюдаются. Государство и общество должны находить механизмы взаимодействия и взаимопонимания, позволяющие решать проблемы отдельных граждан и больших групп населения, что достижимо только при открытом диалоге, направленном на наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов.

Мощное средство обеспечения ответственности государства за выполнение своих обязанностей и обещаний, данных гражданам - право на информацию. В условиях демократии граждане должны быть убеждены в том, что они действительно получают гарантированные государством услуги, такие как качественное жилье и образование, здравоохранение и социальное обеспечение, работающая инфраструктура и другие.

В крае достаточно примеров, когда люди с помощью информации борются с коррупцией, добиваются доступа к государственным и коммунальным услугам, защищают права отдельной личности.

2010 год был для Алтайского края не простым, что явилось следствием глобального экономического кризиса. Но на фоне неблагоприятных процессов Администрацией края и органами управления был обеспечен рост промышленного и сельскохозяйственного производства.

Определяющую роль в формировании экономики края играет сельское хозяйство. На его долю приходится 17% валового регионального продукта. Наш край один из крупнейших продовольственных доноров страны.

Реальное развитие получила туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь", Мунайский угольный разрез, ряд других социально значимых проектов.

Благодаря предпринятым дополнительным мерам по снижению напряженности на рынке труда уровень безработицы снижен до 2,2%, что соответствует докризисным показателям. Число работников, находящихся под риском увольнения уменьшилось, а потребность на рынке труда увеличилась более, чем втрое.

Значительный прогресс достигнут в сокращении задолженности по заработной плате. Этому способствовало решение вопроса по выплате долгов рабочим Алтайского тракторного завода и других предприятий.

Достигнуты реальные результаты деятельности в области социальной политики. Для многодетных семей предусмотрены внушительные материальные пособия, возможности получения ипотеки на приобретение жилья на льготных условиях, бесплатное выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Открыт ряд медицинских центров, соответствующих самым современным требованиям, продлен статус наукограда городу Бийску.

Впечатляют масштабы реконструкции жилищного фонда и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, объемы и сроки ликвидации трагических последствий для погорельцев села Николаевка Михайловского района.

Дает свои положительные результаты проводимая в крае административная реформа.


2. Анализ обращений граждан к Уполномоченному


В прошлом году к Уполномоченному поступило 2264 обращения, содержащих индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав конкретных лиц, общую информацию о нарушениях прав человека, предложения по внесению изменений в законодательные акты. Их количество по сравнению с 2009 годом практически не изменилось. 744 гражданина побывали на личном приеме у Уполномоченного и сотрудников аппарата. Кроме того, около 3000 обращений рассмотрено представителями (доверенными лицами) Уполномоченного в муниципальных образованиях края. Таким образом, юридическую, консультативную и практическую помощь в прошлом году получили более пяти тысяч человек.


Сравнительные данные по количеству обращений с 2003 по 2010 годы


При всей условности распределения группировка их по видам позволяет более конкретно представить "болевые точки", проблемные вопросы общества, требующие вмешательства различных уровней власти для их разрешения.

В 2010 году на первое место "вышла" жилищная проблема. По этой теме поступило 353 обращения (15,5%) (в 2009 г. - 240). В их числе просьбы о помощи в предоставлении социального жилья и об улучшении жилищных условий, неудовлетворенность качеством проведения ремонтных работ и жилищно-коммунального обслуживания и другие.

Остается в центре внимания жителей право на социальное обеспечение - 268 обращений, что составило 12,5% от общего числа. Больше всего людей беспокоят соблюдения права на пенсионное обеспечение, предоставление социальных льгот, установление статуса пострадавшего от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Значительно возросло количество жалоб по вопросам соблюдения прав детей - 186, что на 57 больше 2009 года. В них просьбы об обеспечении жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о помощи в решении проблем, связанных с усыновлением, опекунством и лишением родительских прав, взыскании алиментов, о предоставлении мест в детских садах и т.д.

Несколько уменьшилось количество жалоб на деятельность правоохранительных органов.

Несмотря на неблагоприятное влияние финансового кризиса на экономику, снизилось количество жалоб на нарушения трудовых прав граждан, что свидетельствует об эффективности мер, предпринимаемых органами власти по их обеспечению.

Анализируя территориальный аспект обращений, необходимо исходить из того, что жалобы граждан характеризуют степень соблюдения муниципальными органами власти прав человека.

Территориально в общем количестве обращений на 10 тысяч жителей их было больше всего из Локтевского района (28), Третьяковского (20), Бурлинского (16) (приложение N 2 *).

________________
     * Приложение N 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Из обозначивших свой социальный статус можно определить наиболее активные категории заявителей. Получено обращений от пенсионеров и инвалидов - 406 (17%), граждан, находящихся под следствием и осужденных - 331 (15%), работающих граждан - 110 (5%).

В прошедшем году была продолжена практика проведения часа прямого провода с Уполномоченным, которая является одним из средств повышения эффективности реализации права каждого на обращение. Большую заинтересованность жителей вызвали конференции, публикации и радиопередачи в прямом эфире, организованные информационными агентствами и редакциями радио и газет. На вопросы радиослушателей и читателей отвечали Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка, сотрудники аппарата на темы по обеспечению прав детей, реализации права на жилище и права на труд, правового просвещения.

Часть жалоб и заявлений граждан для разрешения либо разъяснения в соответствии с законом направлялись в территориальные органы федеральных органов власти - 789 (35%), краевые органы государственной власти - 307 (13,5%), органы местного самоуправления - 462 (20%). Больше всего обращений граждан направлено для рассмотрения по компетенции Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю (далее - УФСИН) - 130, 126 - в органы внутренних дел, 108 - в прокуратуру, 87 - в Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.

Из краевых органов власти больше всего в интересах заявителей направлено обращений для рассмотрения в Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) - 148, в Управление по образованию и делам молодежи - 43, в Главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности - 38.

Анализ проблем, связанных с нарушением прав человека и гражданина, представляет не просто теоретический интерес, а служит практическим руководством к действию Уполномоченного и, в частности, заложен в структуру настоящего доклада.


3. Вопросы реализации права на жилище


Вот уже несколько лет в обращениях к Уполномоченному на первом месте находятся обращения, связанные с нарушениями права граждан в жилищной сфере. Их количество по сравнению с прошлым годом увеличилось больше, чем в 1,5 раза и занимает первое место среди общего числа обращений (353).

В целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, проведения капитального ремонта жилищного фонда принят национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральная целевая программа "Жилище". Их дополняют региональные программы. Образован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С начала действия этого национального проекта в крае получено и успешно освоено около 6 миллиардов рублей.

С прошлого года полномочиями по переселению жителей из аварийного фонда наделены органы местного самоуправления. Всего расселено 157 домов, подлежащих сносу (больше 3 тысяч человек).

Часть жалоб связана с нарушением законодательства в части предоставления жильцам равнозначных по площади и количеству комнат квартир.

В городе Бийске в домах, где еще проживали люди, имеющие решения судов об удовлетворении их жалоб на решения органов местного самоуправления о предоставлении соответствующего жилья, прекращалось водо- и электроснабжение, отопление. В связи с этим Уполномоченным главе администрации города указано на недопустимость нарушений прав граждан. Это имело место и в Барнауле, где по представлению Уполномоченного муниципалитету пришлось вновь подключать расселяемый дом к водоснабжению и электроснабжению, кроме того, в городе некоторым семьям были выделены недостроенные дома, в которых отсутствовало газоснабжение, необходимое для отопления и приготовления пищи.

Администрация города Барнаула почти год не принимала решения о признании не пригодным для проживания жилого дома по ул. Анатолия, находящегося в муниципальной собственности. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции дом находится в технически неудовлетворительном состоянии. Длительная переписка с городской комиссией желаемых результатов не принесла. По этому поводу Уполномоченный был вынужден обратиться к прокурору Центрального района. Только после этого принято положительное решение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»