АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 1 декабря 2006 года N 499

     

Об утверждении Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае



В целях реализации прав и свобод граждан на территории Алтайского края

постановляю:

1. Утвердить Концепцию защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации края Ларина Б.В.

Глава Администрации
Алтайского края
А.Б.Карлин

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации края
от 1 декабря 2006 года N 499

     
КОНЦЕПЦИЯ
защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае



Алтайский край как субъект Российской Федерации в пределах полномочий, установленных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществляет защиту основных прав и свобод человека и гражданина (далее - "основные права"). Под защитой основных прав понимается установленная нормативными правовыми актами Алтайского края на основании и в пределах, предусмотренных федеральным законодательством, совокупность условий, правил и процедур, которые обеспечивают эффективную реализацию основных прав и восстановление их в случае нарушения.

Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае (далее - "Концепция") определяет цель, задачи, основные принципы и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты основных прав на территории Алтайского края.

1. Общие положения


Концепция разработана согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской федерации, постановлениями Правительства Российской Федерация, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края и другими правовыми актами Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края в целях защиты человеческого достоинства, основных прав как высшей ценности в обществе и государстве.

Настоящая Концепция распространяется на правоотношения с участием постоянно или временно проживающих на территории Алтайского края граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - "жители края"), за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Реализация Концепции рассчитана на долгосрочный период, сроки осуществления ее конкретных задач могут устанавливаться текущими планами мероприятий, краевыми целевыми программами и правовыми актами Алтайского края.

Целью Концепции является разработка стратегии и повышение эффективности защиты основных прав на территории края, установление роли и места в этом процессе Алтайского края как субъекта Российской Федерации (с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти).

Достижению данной цели служат основные направления Концепции:

совершенствование нормативных правовых актов в области защиты основных прав в Алтайском крае;

совершенствование системы государственных гарантий защиты основных прав в Алтайском крае;

поддержка системы негосударственных гарантий защиты основных прав в Алтайском крае;

формирование системы образования в области основных прав в Алтайском крае;

развитие системы защиты основных прав особо нуждающихся категорий жителей края.

В Концепции дается оценка состояния и условий защиты основных прав в Алтайском крае, формулируются основные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите основных прав в Алтайском крае.

2. Состояние и условия защиты основных прав в Алтайском крае


На эффективную реализацию и защиту основных прав в Алтайском крае влияет ряд условий (политические, экономические, социальные, идеологические и правовые). Они создают предпосылки либо препятствия для оптимального функционирования системы защиты основных прав на территории края. Анализ практики соблюдения основных прав за 2002-2006 годы свидетельствует как об определенных достижениях, так и об имеющихся нарушениях в этой области.

    2.1. Экономические условия защиты основных прав

Уровень развития экономики Алтайского края служит одним из важнейших условий эффективной реализации основных прав, в первую очередь в сфере социального обеспечения, медицинского обслуживания, жилищного хозяйства, культуры, науки и образования. Поэтому большинство таких прав становятся реально действующими постепенно и только по мере роста финансовых ресурсов и бюджетной обеспеченности Алтайского края, повышения уровня жизни населения. В этой связи при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год необходимо обеспечивать:

прозрачность и адресность расходов в рассматриваемой области при условии принятия соответствующего краевого закона;

упорядоченность расходов, с обязательным указанием сведений о распределении объемов и источников финансирования мероприятий по защите основных прав;

оценку обоснованности действующей системы льгот и компенсаций особо нуждающимся в защите категориям жителей края;

корректировку расходов на реализацию отдельных основных прав и формирование механизмов их защиты с учетом темпов экономического развития Алтайского края.

В то же время для эффективной реализации многих основных личных и политических прав экономические условия имеют второстепенное значение (например, для пользования правом на личную неприкосновенность, свободой передвижения, свободой совести и вероисповедания, свободой выражения мнений, свободой средств массовой информации, свободой собраний, свободой объединений, избирательными правами и т.д. нужны лишь системные действия органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края, направленные на их реализацию).

    2.2. Социальные условия защиты основных прав

Формирование устойчивой структуры общества в Алтайском крае выступает важнейшим условием осуществления основных прав. Серьезную угрозу достижению достойного уровня жизни населения края представляет разрыв в размерах доходов между отдельными социальными группами. Аграрная специфика региона определяет фактическое неравенство возможностей сельских и городских жителей края. Также негативным фактором в области соблюдения основных прав является неразвитость институтов гражданского общества. При условии нормального функционирования они способны обеспечивать защиту ряда основных прав.

Снятие социальных противоречий и конфликтов, обеспечение баланса интересов между основными группами жителей края возможно за счет установления системы адресной защиты основных прав социально уязвимых категорий населения (к таким категориям следует отнести детей, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов, многодетных мате рей, инвалидов, пенсионеров, ветеранов, участников локальных войн, лиц без определенного места жительства и т.д.). Снижение внимания к этим категориям населения может негативно сказаться, на экономическом, демографическом потенциале края, поддержании общественного согласия.

    2.3. Политические условия защиты основных прав

Реализуя конституционные положения о демократическом правовом государстве, органы государственной власти и местного самоуправления Алтайского края должны проводить политику, ориентированную на защиту основных прав на территории края. Устойчивая региональная политическая система влияет на беспрепятственную реализацию основных прав жителей края. Так, отсутствие открытости в деятельности представителей органов государственной власти и местного самоуправления, низкий уровень политической культуры жителей края нередко приводят к ущемлению их основных прав.

Вопросы осуществления основных прав редко находят свое отражение в программах кандидатов, избирательных объединений, оставаясь в основном второстепенными в ходе избирательных кампаний. Нередки случаи грубого нарушения основных избирательных прав. Поэтому требуется установление дополнительных гарантий таких прав в Алтайском крае.

    2.4. Идеологические условия защиты основных прав

Реализация основных прав часто зависит от уровня правовой культуры и правового сознания населения, в частности от знания этих прав и механизмов их защиты. В результате нередко противоречивого формирования основ конституционного строя (например, принципов рыночной экономики) органы государственной власти и местного самоуправления изменили подходы к исполнению своей обязанности гарантировать определенный минимум основных прав (в первую очередь, в социально-экономической сфере). Это привело к правовому нигилизму, неготовности жителей края брать на себя ответственность. Обстановка осложняется невысоким уровнем правовой культуры населения, незнанием законов, неуважением к ним, пренебрежением основными правами.

Для решения данных проблем необходимо сформировать систему образования в области основных прав. Осведомленность каждого о своих основных правах, способах их защиты, готовность к активному осуществлению указанных прав также может стимулировать выполнение представителями органов государственной власти и местного самоуправления обязанностей в этой сфере.

    2.5. Правовые условия защиты основных прав

Правовые условия защиты основных прав призваны закрепить систему средств, процедур и механизмов, которыми жители края могут воспользоваться в случае нарушения своих основных прав.

Принцип правового государства, возлагающий на Алтайский край как субъект Российской Федерации обязанность защищать основные права, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту этих прав.

Наиболее эффективным механизмом защиты основных прав должно выступать обращение в органы правосудия. Однако характерной чертой правосознания не только населения края, но и России в целом является неготовность рассматривать судебную власть как действенное средство защиты основных прав. Жители края в случае нарушения их основных прав зачастую избегают обращения в суд (хотя в последние годы число таких судебных исков возросло). Серьезной проблемой является также неисполнение судебных решений. Вызывает нарекания работа судебных приставов.

В Целях улучшения доступности правосудия в пределах компетенции и имеющихся бюджетных ресурсов Алтайского края осуществляется увеличение численности мировых судей, решены вопросы их материально-технического обеспечения. Наряду с судебными обеспечены внесудебные гарантии основных прав жителей края, принимаются нормативные правовые акты в этой области. Свою востребованность жителями края и действенность демонстрирует институт Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.

Несмотря на наличие государственных гарантий защиты основных прав, особую роль в этой сфере играют негосударственные (общественные) институты. Жители края могут защищать свои основные права всеми не запрещенными законом способами, т.е. осуществлять самозащиту, что предполагает активное использование существующих механизмов и процедур. Кроме того, негосударственными средствами защиты основных прав являются общественные объединения. Они принимают участие в защите основных прав социально уязвимых категорий жителей края, которые часто не способны самостоятельно отстаивать свои права.

Таким образом, защита основных прав требует скоординированных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в Алтайском крае.

3. Совершенствование нормативных правовых актов в области защиты основных прав в Алтайском крае

    3.1. Участие в совершенствовании федерального законодательства в области основных прав

Одной из первоочередных задач является разработка нормативных правовых актов, которые восполняли бы пробелы, устраняли противоречия в области основных прав, препятствующие установлению и действию единых нормативных стандартов на всей территории Российской Федерации. Решение этой задачи определяется взаимодействием Алтайского краевого Совета народных депутатов, обладающего правом законодательной инициативы, с органами государственной власти Российской Федерации. Восполнение пробелов и устранение противоречий в законодательстве, в том числе федеральном, и приведение его в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права окажет позитивное воздействие на ситуацию, связанную с защитой основных прав на территории Алтайского края.

    3.2. Совершенствование нормативных правовых актов Алтайского края в сфере защиты основных прав

Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации отнесено регулирование основных прав (пункт "в" статьи 71), а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов только полномочия по защите основных прав (пункт "б" статьи 72). В связи с этим у представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по регулированию основных прав. Одновременно не исключается возможность установления законами Алтайского края порядка реализации отдельных основных прав, а также создания дополнительных гарантий в целях их защиты. При этом такие нормативные правовые акты принимаются только на основании и в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.

Для обеспечения эффективной защиты основных прав в Алтайском крае, в первую очередь, требуется создание порядка реализации отдельных основных прав. В частности необходимо обновить действующие нормативные правовые акты, определяющие механизм рассмотрения обращений жителей Алтайского края. С целью устранения пробела в информировании жителей края о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Администрации Алтайского края необходимо ежегодно готовить доклад о рассмотренных обращениях. В докладе должно быть отражено количество, предмет, сроки, результаты рассмотрения обращений жителей края. Доклад подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете на официальном сайте органов власти Алтайского края. Подобные доклады должны представляться также органам исполнительной власти Алтайского края, Алтайскому краевому Совету народных депутатов и органам местного самоуправления.

Имеющие общественное значение обращения, рассмотрение которых относится к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края, должны становиться основанием для принятия законов и краевых целевых программ по вопросам защиты соответствующих основных прав. Также на основании анализа содержащихся в докладе обращений должны определяться отдельные категории жителей края, особо нуждающихся в защите основных прав.

В целях дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов в области защиты основных прав в Алтайском крае необходимо создать механизм, обеспечивающий на профессиональной основе совершенствование правотворческой деятельности.

    3.3. Доступность нормативных правовых актов, затрагивающих основные права

Доступность жителям Алтайского края и их объединениям информации о правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является важным условием поддержания правопорядка, предотвращения закрытости публичной власти и коррупции в ее органах. Решение данной задачи зависит от строгого соблюдения требования по своевременному официальному опубликованию принимаемых и действующих нормативных правовых актов, затрагивающих основные права, в газете "Алтайская правда" и (или) Сборнике законодательства Алтайского края.

В развитие положения о доступности нормативных правовых актов в области основных прав необходимо принять краевую целевую программу, которая должна в краткосрочной перспективе предусмотреть:

формирование органами государственной власти Алтайского края, государственными и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края общедоступных информационных ресурсов, включая создания в Интернете собственных официальных сайтов, а также центров доступа к правовой информации во всех муниципальных образованиях Алтайского края;

создание единой автоматизированной системы электронного документооборота и электронных архивов в органах государственной власти Алтайского края, государственных и муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края;

включение в перечень обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края размещения в Интернете на их официальных сайтах нормативных правовых актов, затрагивающих основные права жителей края и их объединений.

4. Совершенствование системы государственных гарантий защиты основных прав в Алтайском крае


Главная цель этого направления - обеспечение органами государственной власти и местного самоуправления Алтайского края реального приоритета основных прав. Достижение указанной цели гарантируется деятельностью органов судебной власти, включая мировых судей, институтов внесудебной защиты основных прав, в том числе Алтайского краевого Совета народных депутатов, Администрации Алтайского края, органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления. Эффективность достижения поставленной цели определяется постоянным контролем за исполнением государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанности по защите основных прав.

В системе государственных гарантий защиты основных прав жителей края особое место занимает институт уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. Данный институт призван дополнять существующую систему защиты основных прав, выступая связующим звеном между обществом и государственной властью в крае. К основным функциям Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в данной области можно отнести рассмотрение жалоб об их нарушении, составление ежегодных докладов о своей деятельности и специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения основных прав, содействие реализации и совершенствованию нормативных правовых актов в этой сфере, включая их приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Необходимо также создание иных дополнительных организационных средств защиты основных прав. Одним из них может стать Уставной суд Алтайского края, призванный обеспечивать дополнительную защиту основных прав жителей края, рассмотрение вопросов соответствия законов Алтайского края, нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края Уставу (Основному Закону) Алтайского края, а также толкование Устава (Основного Закона) Алтайского края. Учреждение такого суда возможно в долгосрочной перспективе по мере осознания жителями, представителями органов государственной власти Алтайского края его необходимости для защиты основных прав.

5. Поддержка системы негосударственных гарантий защиты основных прав в Алтайском крае


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»