АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2012 года N 22

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ


Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в соответствии с законом Алтайского края от 11 ноября 2002 года N 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" и Концепцией защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 года N 499, рекомендациями, изложенными в постановлении Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года N 29, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края.

Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2011 году стала работа по правовому просвещению граждан, контроль за соблюдением прав несовершеннолетних, а также лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, организационно-методическая работа с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного, рассмотрение обращений граждан.

Изучены уставная деятельность и условия проживания в социальных учреждениях стационарного обслуживания населения, медицинских учреждениях, проблема, связанная с исполнением судебных решений о взыскании алиментов. С целью совершенствования законодательства Уполномоченным подготовлены предложения, направленные в органы государственной власти Российской Федерации и Алтайского края.

Для создания в Алтайском крае системы правовой помощи и просвещения Уполномоченным осуществлялась деятельность по реализации Плана мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2010 года N 269-р. В течение года совместно с органами государственной власти Алтайского края проведен ряд конкурсов по правовому просвещению, подготовлены и изданы два номера бюллетеня Уполномоченного "Права. Свободы. Человек", в серии "Библиотечка Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае" опубликованы тексты нормативных документов, продолжено индивидуальное консультирование граждан по вопросам реализации их конституционных прав.

Важную роль в работе по защите прав и интересов жителей Алтайского края занимают представители (доверенные лица) Уполномоченного, многие из которых вошли в состав комиссий по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания в учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю, в состав Общественных советов при территориальных органах Главного управления МВД России по Алтайскому краю.

Общее количество обращений к Уполномоченному о нарушении прав граждан по сравнению с предыдущим годом увеличилось с 2265 до 2440, в том числе о нарушении прав несовершеннолетних со 186 до 257. 14 процентов обращений - о нарушении жилищных прав граждан, в т.ч. в области жилищно-коммунального хозяйства, 12 процентов - о реализации права на социальное обеспечение и социальную защиту, 11 процентов - жалобы на правоохранительные органы.

Деятельность Уполномоченного в 2011 году осуществлялась во взаимодействии с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

В соответствии со статьей 20 закона Алтайского края от 11 ноября 2002 года N 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузова о его деятельности в 2011 году.

2. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае:

продолжить работу по правовому просвещению и информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, привлекая социальные учреждения, средства массовой информации для различных целевых групп граждан и общественные организации;

содействовать в пределах своих полномочий обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края;

систематически размещать информацию о деятельности на официальном сайте Уполномоченного, обобщать и распространять опыт работы представителей (доверенных лиц) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.

3. Алтайскому краевому Законодательному Собранию обеспечить в пределах полномочий систематическое информирование граждан через официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания о принимаемых нормативных правовых актах Алтайского края.

4. Рекомендовать Администрации Алтайского края:

осуществлять системное информирование населения о деятельности органов власти, исполнении государственных и муниципальных функций, о видах, формах и процедуре оказания государственных и муниципальных услуг, а также повышение квалификации государственных и муниципальных служащих с целью исключения безответственности и правового нигилизма в их деятельности;

оказать поддержку деятельности публичных центров правовой информации при муниципальных библиотеках;

организовать обучение граждан пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья компьютерной грамотности;

обеспечить в пределах полномочий систематическое информирование граждан через официальный сайт Администрации Алтайского края и официальные средства массовой информации о принимаемых нормативных правовых актах Алтайского края.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления:

обсудить вопрос о состоянии информирования жителей о своей деятельности, деятельности управлений, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования, о видах, формах и процедуре оказания услуг, входящих в их компетенцию, и мерах по его улучшению;

рассмотреть на сессиях представительных органов вопросы реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года, и законодательства о предоставлении бесплатной юридической помощи;

поставить на особый контроль вопрос о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике.

7. Снять с контроля постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года N 29 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2010 году".

8. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".

Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания
И.И.ЛООР





ДОКЛАД "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ"


Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в 2011 году, о его оценке ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, привлечение внимания всех ветвей и уровней власти, должностных лиц, общественности к проблемам прав и свобод человека, содействие усилению гарантий государственной правовой защиты жителей края.

Доклад основан на информации, предоставленной органами исполнительной власти и местного самоуправления, представителями Уполномоченного, полученной во время личного приема населения, на материалах проверок обращений и иных источников.

Прошедший год характерен тем, что в крае была проделана большая работа по расширению возможностей реализации прав человека в самых разных направлениях. Прежде всего, это право на труд, целый комплекс мер, направленных на поддержку семьи и детства. Многодетные семьи получают не только признание и авторитет, но и реальную финансовую помощь. Масштабные по объему и значимые по содержанию происходят изменения в здравоохранении, образовании, культуре. Постепенно устраняются сложности с передвижением инвалидов, их трудоустройством, создается возможность для инклюзивного образования. В крае начата реализация мероприятий, предусмотренных концепцией программы "Доступная среда".

Важной составляющей частью доклада являются рекомендации, адресованные конкретным органам, реализация которых будет способствовать укреплению конституционных гарантий прав граждан.

В соответствии с законом доклад направляется Губернатору Алтайского края, депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее - АКЗС), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, публикуется в газете "Алтайская правда", в порядке обмена информацией - Прокурору Алтайского края, руководителям краевых органов, органов местного самоуправления, представителям Уполномоченного, в библиотечную сеть.


Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления. Межрегиональное сотрудничество в области защиты прав человека


В интересах защиты прав и законных интересов граждан Уполномоченным налажено сотрудничество и взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями. Регулярное участие в заседаниях АКЗС и его комитетов, работе коллегий управлений, координационных Советов позволяет всесторонне оценить существующие проблемы, своевременно вносить коррективы в свою деятельность.

В органы представительной и исполнительной власти направлен ряд предложений по внесению изменений в федеральные и краевые законодательные акты, в том числе: об изменении норм законодательства в части контроля за деятельностью управляющих кампаний, ТСЖ; об увеличении финансирования органов здравоохранения на приобретение специального питания для больных детей; о внесении изменений в правила предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам; по поводу лекарственного обеспечения лиц, имеющих право на льготы.

В прошлом году Уполномоченный и сотрудники аппарата с рабочими поездками побывали в 20 городах и районах. При этом особое внимание уделялось проблемам жителей отдаленных населенных пунктов. Положительно зарекомендовали себя такие формы работы как личный прием граждан, встречи с руководителями общественных организаций и главами администраций поселений, руководителями СМИ, посещение библиотек, учреждений социальной сферы. По итогам поездок проблемы обсуждаются с руководителями органов государственной власти и местного самоуправления края, а устранение их должностными лицами, ставятся на контроль.

Для принятия мер прокурорского реагирования в органы прокуратуры направлено 67 обращений. Они были связаны с рассмотрением жалоб от лиц, осужденных к лишению свободы, нарушением трудовых прав работников, а также обжалованием неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов. На все обращения Уполномоченный получает исчерпывающие и своевременные ответы, причем по большинству из них проводятся обстоятельные проверки.

В рамках сотрудничества регулярно проводились встречи с руководителями Управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УФСИН), Главного управления МВД России по Алтайскому краю (далее - ГУВД). Уполномоченный и сотрудники аппарата принимали участие в работе коллегий и рабочих совещаний, выступали на сборах перед начальниками изоляторов временного содержания (далее - ИВС).

Продолжена совместная работа с Управлением Федеральной миграционной службы России (далее - УФМС) по Алтайскому краю, Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю, краевым военным комиссариатом, военным прокурором, Государственной инспекцией труда в Алтайском крае, Управлениями Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП), Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Росреестр), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и Главным бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю, Отделением Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования, территориальным Фондом обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), Общественной палатой Алтайского края. Сотрудничество и участие в мероприятиях позволяет активно вести обмен информацией, способствует более эффективной реализации функций по восстановлению нарушенных прав жителей края.

К числу таких мероприятий относится участие в работе Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, конференции членов Общественных наблюдательных советов, конференциях Совета Федерации и других. В феврале 2011 года состоялась встреча Уполномоченных по правам человека с Верховным комиссаром ООН по правам человека Нави Пиллэй, в ходе которой ею подчеркнута важность для мирового сообщества работы института по правам человека в России, привлечения к участию в государственных делах активных членов гражданского общества, обсуждены основные направления правозащитной деятельности.

Одной из действенных форм межрегионального сотрудничества является Координационный Совет Уполномоченных по правам человека, на котором обсуждаются актуальные проблемы и вырабатывается тактика совместных действий по восстановлению прав граждан. В мае 2011 года состоялась встреча с заместителем Министра обороны России Н.А.Панковым и рядом начальников Управлений военного ведомства. На ней рассматривался вопрос взаимодействия с войсковыми соединениями и частями, жилищные проблемы военнослужащих и медицинское обслуживание солдат срочной службы. В декабре Уполномоченные встретились с Председателем Следственного комитета РФ А.И.Бастрыкиным и обсудили вопросы, связанные с соблюдением прав человека при проведении следствия.

Обмен мнениями позволяет координировать свою работу и применять на практике современные формы защиты прав и свобод граждан и опыт коллег из других регионов.


Право на информацию


В 2011 году Президентом страны Д.А.Медведевым утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, где обозначены ее основные направления, был принят закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Для обеспечения информационной открытости органов власти утверждена ведомственная целевая программа "Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края" на 2012 - 2014 годы.

Эти документы призваны обеспечить правовое информирование и просвещение населения, необходимость которых обозначена в Концепции защиты основных прав и свобод в Алтайском крае, плане мероприятий по повышению правовой культуры населения, утвержденных Губернатором края.

Ключевым вопросом проводимой административной реформы является регламентация порядка исполнения органами власти своих функций, вовлечение в правовое просвещение жителей государственных и муниципальных служащих, устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности должностных лиц, разработка и совершенствование способов информирования населения о своей деятельности, видах и формах оказания услуг гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию.

Свободный доступ к информации - необходимое условие для защиты и осуществления прав человека. Нашло поддержку обращение Уполномоченного к руководителям СМИ шире освещать тему прав человека, полномочия и компетенцию в ней органов и организаций. Целенаправленную работу в этом направлении ведут редакции газет "Алтайская правда", "Комсомольская правда на Алтае", "Природа Алтая", "Профсоюзы Алтая", "Особая жизнь", "МК на Алтае", журнала "Алтайский вестник Роспотребнадзора" и другие издания. Соответствующую работу по увеличению таких публикаций на страницах городских и районных газет провело Управление Алтайского края по печати и информации.

Всем территориальным органам федеральных органов власти направлены письма с рекомендациями гарантировать доступ к информации о своей деятельности через ее опубликование в средствах массовой информации, размещение в сети Интернет и иным способом. Главная цель - разъяснение гражданам в доступной и понятной форме их прав и свобод, механизмов их защиты. Систематическое информирование населения края должно стать основной частью работы каждой организации, т.к. именно жители определяют и дают оценку действиям органов власти.

Большая информационная работа ведется ТФОМС и медицинскими страховыми кампаниями. Справочно-информационная служба, телефоны "горячей линии", радиопередачи позволяют оперативно реагировать на различные проблемы застрахованных граждан, решать их индивидуально, результативно, что является своеобразной профилактикой нарушений прав пациентов.

По инициативе Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю в г. Барнауле проведен День пенсионной грамотности. В нем приняли участие учащиеся и студенты более ста учреждений образования. Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Алтайскому краю утверждены мероприятия по повышению налоговой культуры населения края, проведен конкурс на лучшее освещение вопросов налогового законодательства среди муниципальных и краевых СМИ, единая неделя правовых знаний среди учащихся выпускных классов.

Несмотря на оживление работы вопрос о распространении информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по-прежнему остается актуальным. Возрастает востребованность органов власти как заказчика наиболее значимых материалов для СМИ, призванных формировать нравственное здоровье населения и источника обнародования направлений работы и конкретных действий самих органов власти. Каждый год в крае принимается много законов и нормативных правовых актов. Несмотря на публикацию их текстов, многие документы нуждаются в популярном разъяснении, доступном для понимания всех граждан. К сожалению, этим ни один орган власти края системно не занимается.

Состояние информированности жителей края могло бы быть поводом для обсуждения на сессиях представительных органов местного самоуправления разного уровня.

Для комплексного и оперативного решения вопросов граждан, исключающего обращение в разные ведомства, в Барнауле открыт первый многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Здесь заявители могут получить бесплатно документы по назначению и выплате различных пособий; осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости; получению архивных документов и пр. Открытие таких центров планируется в р.п. Благовещенка и г. Бийске, а затем и на других территориях.

Реальность сегодняшнего дня - предоставление информации в электронной форме. Этому процессу должно сопутствовать развитие Интернета, наличие доступных точек пользования. Отдельная тема - повышение компьютерной грамотности пожилых людей. Стоит задача их адаптации к более удобному формату получения информации и услуг. Такой своего рода компьютерный всеобуч необходимо расширять, максимально задействовав для этого возможности образовательных учреждений.


Правовое просвещение населения, взаимодействие с общественными объединениями


Развитие правового государства требует высокой правовой культуры его граждан, без которой не могут в полной мере быть реализованы такие конституционные основы, как приоритет человека, его прав и свобод.

Содействие правовому просвещению, совершенствование форм и методов защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из основных направлений в деятельности Уполномоченного и его аппарата, правозащитного актива. Это и работа с обращениями граждан, выступления в СМИ, поддержка Интернет-сайта, публикация документов, докладов о ситуации с правами человека и другие. Издаваемый два раза в год информационный бюллетень "Права. Свободы. Человек", печатная продукция из "Библиотечки Уполномоченного" рассылаются в библиотеки, образовательные и другие учреждения. Проводится ряд конкурсов по проблемам обеспечения прав человека. Уполномоченный и сотрудники аппарата регулярно участвуют в проводимых отделением Ассоциации юристов России днях бесплатной юридической помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»