ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 года N 617
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 15.10.2021 N 387, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 19.10.2021).
____________________________________________________________________
В целях реализации основных базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права направлений и задач государственной политики в интересах детей постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 - 2017 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
Сохранение и укрепление здоровья детей, их физическое развитие, формирование культуры здорового образа жизни являются приоритетными направлениями государственной политики.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнута необходимость разработки государственной политики в области детства. Поставлены конкретные задачи повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышения квалификации их сотрудников. Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Алтайском крае уделяется большое внимание обеспечению благополучного и защищенного детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в долгосрочных и ведомственных целевых программах "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы, "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2011 - 2013 гг., "Здоровое поколение" на 2011 - 2013 гг., "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" на 2009 - 2013 гг., "Вакцинопрофилактика" на 2012 - 2014 гг., "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы, в краевой программе "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011 - 2013 гг.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование". В рамках данных проектов в Алтайском крае осуществлена реконструкция и оснащение новейшим оборудованием школьных столовых, ежегодно проводится диспансеризация детей первого года жизни, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования. Укрепился кадровый потенциал этих отраслей. Существенно обновился парк автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов.
В 2011 году в крае учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка. Для повышения эффективности реализации семейной политики создан краевой Общественный совет по развитию замещающего семейного устройства в Алтайском крае. С того же года регион принимает участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, в рамках которой проводится информирование о едином номере телефона доверия, участвует в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Доля детей, рожденных здоровыми, за последние три года составляет 50%, число абсолютно здоровых детей (имеющих первую группу здоровья) - 20%, а среди городских детей этот показатель - около 10%.
По данным органов внутренних дел Алтайского края, за 2011 год в отношении несовершеннолетних совершено 1443 преступления, включая 515 преступлений против их жизни и здоровья. На 1 января 2012 года количество детей, находящихся в социально опасном положении, составило 9700 человек (на 1 января 2010 года - 13016 человек, на 1 января 2011 года - 11586 человек). Доля безнадзорных детей в общей численности детского населения Алтайского края в 2011 году - 2,15% (в 2009 г. - 2,83%, в 2010 г. - 2,57%). Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "Интернет"). Значительное число сайтов, посвященных суициду, доступно подросткам в любое время.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства и возникающие новые вызовы настоятельно требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
В Алтайском крае благодаря комплексу мер по поддержке семейного жизнеустройства детей на 20,6% сократилось число детей, лишенных родительского попечения: с 2073 человек в 2009 году до 1646 человек в 2011 году. За 1 полугодие 2012 года выявлено 784 ребенка, оставшихся без попечения родителей (845 детей - за аналогичный период прошлого года).
В крае формируется институт приемных семей: в 2009 году 343 семьи взяли на воспитание 639 детей, по состоянию на 01.07.2012 приемных семей, в которых воспитываются 1190 детей, стало 614. Растет также число детей, усыновленных российскими гражданами: в 2009 году усыновлено 234 ребенка, в 2011 году - 279 детей. Организована работа по пропаганде семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работают постоянно действующие фотовыставки "Я ищу маму". На телевидении (филиал ВГТРК ГТРК "Алтай") идет программа "Я пришел на эту землю", где транслируются ролики с участием детей, оставшихся без попечения родителей. На сайте управления обновляется страница "Счастливое детство - в семье!" (www.educaltai.ru).
Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 02.09.2011 N 3149 утверждено Положение об организации сопровождения замещающего семейного устройства в Алтайском крае. В 2011 году в центры психолого-медико-социального сопровождения обратились более 2400 человек, что на 26,6% больше, чем в 2010 году. Психолого-медико-педагогическое сопровождение оказано более чем 1900 детям, воспитывающимся в замещающих семьях.
С целью улучшения качества подготовки потенциальных замещающих родителей к приему детей в семьи, для исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, обеспечения доступности данной услуги населению организована работа по передаче указанных полномочий органов опеки и попечительства различным организациям. Работа проведена в 30 муниципальных образованиях края. Сайт краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс" (www.kcpmss.ru) содержит информацию, необходимую при предоставлении замещающим семьям комплексной помощи и поддержки. В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество пользователей сайта увеличилось в 20 раз. Приняты меры по повышению престижа и по поддержке замещающих семей. Проводится конкурс на соискание гранта Губернатора Алтайского края, который предоставляется опекунам (попечителям), приемным родителям, чьи дети достигли особых успехов в учебе, творчестве, спорте, а также активно участвовали в общественной жизни, краевой конкурс на лучшую приемную семью.
На территории Алтайского края функционирует 33 детских дома, в них воспитываются 1260 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние три года в семьи граждан передано 448 воспитанников детских домов, в том числе 73 (16%) - в кровные. Количественный состав воспитанников детских домов уменьшился на 15%. Сократилось на 7 учреждений с 2009 года и количество детских домов края: один реорганизован в краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс", в здании других открыты дошкольные образовательные учреждения. Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2011 N 350 утверждена краевая программа "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011 - 2013 годы.
В целях оказания информационно-просветительской и консультативной помощи выпускникам интернатных учреждений края работает телефон "горячей линии" (36-63-97), посвященный вопросам защиты прав и законных интересов воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Открыта страница "Вместе в будущее" на сайте КГБОУ "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс". Создана краевая информационная база данных выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой содержатся сведения о 1076 выпускниках 2008 - 2011 годов.
В целях реализации закона Алтайского края от 28.12.2009 N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае" проводится работа по организации постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений. За I полугодие 2012 года со 104 воспитателями заключены договоры о постинтернатном патронате. Указанной формой социальной помощи охвачено 252 выпускника детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Проведена работа по привлечению попечительских советов интернатных учреждений к социализации выпускников детских домов. В детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах открываются социальные гостиницы для приема выпускников с целью обеспечения их временного проживания (до одного года). Организовано взаимодействие с общественными организациями по развитию замещающего семейного устройства, решению вопросов социализации выпускников интернатных учреждений.
В крае существует также сеть учреждений социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, представленная 4 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, 2 домами-интернатами для умственно отсталых детей, 37 отделениями социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в территориальных центрах социальной помощи семье и детям.
В Алтайском крае реализуются различные варианты обеспечения образовательными услугами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Их обучение осуществляется в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) классах и общеобразовательных классах школ, не являющихся коррекционными, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах.
В крае работают 32 психолого-медико-педагогические комиссии. Родителям (законным представителям), воспитывающим и обучающим 928 детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно, выплачивается соответствующая компенсация за счет средств краевого бюджета (постановление Администрации Алтайского края от 27.07.2009 N 336 "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Алтайском крае"). В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы проводится конкурс на предоставление грантов на реализацию программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Общая сумма денежных средств, выделенных из краевого бюджета на эти цели в 2012 году, составила 400,0 тыс. руб.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5,2% увеличилось число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных услугами дошкольного образования в различных формах. Например, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы в Алтайском крае реализуется проект дистанционного образования детей-инвалидов. С 2011 года край участвует в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. В прошедшем году 58 специалистов базовых образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий прошли курсы повышения квалификации, в программу которых был включен модуль, посвященный организации интегрированного обучения детей-инвалидов.
В Алтайском крае функционирует 30 специальных (коррекционных) школ-интернатов и 2 специальные (коррекционные) школы, в которых обучается около 3900 детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Продолжается работа по открытию классов для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложной структурой дефекта при специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида, что позволило за последние три года на 20% увеличить контингент этих детей, а также уменьшить число детей, ранее не охваченных услугами образовательных учреждений по состоянию здоровья. В крае работают консультационные пункты, сайты специальных (коррекционных) учреждений, оказывающих методическую помощь родителям детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогам не являющихся коррекционными общеобразовательных школ, занимающимся обучением и воспитанием детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Важным аспектом является организация работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Им обеспечено предоставление услуг в рамках специально разработанных 16 программ активной поддержки родителей. За 2009 - 2011 гг. данными программами охвачено 3753 родителя. Кроме того, такие родители имеют возможность получить консультацию специалистов по вопросам развития и воспитания ребенка на интернет-сайте "Растем и развиваемся вместе" (www.rastem-wmeste.ru). С целью обеспечения доступности социально-консультативной помощи семьям с детьми раннего возраста организованы выездные формы работы.
В 2012 году Общественным советом по развитию образования в Алтайском крае при Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края создана секция общественных организаций родителей детей-инвалидов.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Продолжение работы по формированию системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования всех уровней, полноценное участие в общественной жизни, охрану здоровья и реабилитацию, профессиональную подготовку, доступную среду.
Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации деятельности в сфере социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Совершенствование системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Популяризация идеи содействия социальной интеграции детей-инвалидов и их семей, формирование отношения к детям-инвалидам как к равным членам общества.
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей, обеспечение географической доступности предоставляемой услуги в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, применение психологического тестирования.
Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов в период адаптации и на последующих этапах функционирования замещающей семьи, с особым вниманием к семьям, воспитывающим подопечных подросткового возраста.
Перепрофилирование учреждений интернатного типа в центры психолого-медико-социального сопровождения, дошкольные образовательные учреждения.
Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, предоставления в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций.
Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве.
Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
Продолжение создания и развития региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.