Недействующий

О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ (с изменениями на: 20.09.2004)

2.2. Воздух


Учитывая, что качество атмосферного воздуха является одним из приоритетных факторов риска для здоровья населения, в последние годы создана и развивается законодательная база, направленная на его охрану от загрязнения. В дополнение к федеральным законам в Воронежской области приняты закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области" от 12.03.1998 N 30-II-ОЗ и закон "Об охране атмосферного воздуха" от 17.07.2000 N 169-II-ОЗ, которыми регламентируются качество атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ.

Требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние атмосферного воздуха, а также при разработке всех стадий градостроительной документации установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих атмосферу химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Для отдельных веществ используются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), сроки действия которых устанавливаются главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест установлены для 598 веществ и запрещен выброс 39 веществ. Ориентировочно безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест установлены для 1530 веществ.

Государственный надзор за качеством атмосферного воздуха, влиянием его на состояние здоровья населения осуществляют учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ответствен за государственную систему наблюдений и контроля за загрязнением атмосферного воздуха и создание банка данных. Государственный учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляет комитет государственной статистики Воронежской области, а государственный контроль за эксплуатацией пыле- и газоочистного оборудования - комитет природных ресурсов по Воронежской области.

Ежегодно за последние 5 лет в атмосферу области поступает до 500 тысяч тонн загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Опасность загрязненного воздуха обусловлена не только валовым количеством выбрасываемых веществ, но и их значительным разнообразием. Только в г. Воронеже их более 300, обладающих комбинированным действием.

За последние годы отмечается изменение выбросов, структуры загрязняющих веществ от стационарных источников, что обусловлено изменением топливного баланса объектов теплоэнергетики в сторону увеличения, использованием твердого топлива и мазута, ростом промышленного производства, постановкой на учет новых объектов-природопользователей.

В 2001 году из общего количества образовавшихся загрязняющих веществ уловлено 86074 тонны, или 55,9%, и утилизировано 44524 тонны. На 85% объектов промышленности улавливаются твердые вещества (пыль с содержанием оксидов кремния, пыль древесная, зола угольная и т.д.), очистка газообразных и жидких ингредиентов осуществляется на 11,3%, это в основном окислы азота (35%) и летучие органические соединения (15,6%).

Основными вкладчиками загрязнения атмосферы, исходя из классификации по 20 отраслям, по-прежнему являются предприятия транспортного комплекса (19%), теплоэнергетики (12%) и пищевой промышленности (10%). При этом увеличились выбросы от предприятий теплоэнергетики на 1,93 тыс. тонн, что в основном и определило рост выбросов в целом по области; от предприятий химической и нефтехимической отрасли - на 348 тонн, черной металлургии - на 120 тонн, машиностроения и металлообработки - на 685 тонн. Рост выбросов от предприятий теплоэнергетики произошел за счет сокращения сжигания газообразного топлива в связи с ограничением лимитов на газ и увеличением использования резервного топлива - мазута и угля. Сократились выбросы на предприятиях пищевой промышленности - на 22 тыс. тонн, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - на 148 тонн, сельскохозяйственной - на 136 тонн, что обусловлено проведением работ по оптимизации технологических процессов, внедрением новых высокоэффективных пылеулавливающих установок и улучшением работы существующих.

Выбросы предприятий находятся также в прямой зависимости от наличия и эффективности работы газопылеулавливающих установок, которая колеблется от 27% в машиностроительной отрасли до 79% в черной металлургии. Наибольшая эффективность очистки выбросов достигнута на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - 98,9%.

Ведущую роль в загрязнении воздушного бассейна играет автомобильный транспорт. Значительная доля выбросов от автотранспорта обусловлена увеличением транспортного парка с одновременным увеличением количества устаревших автомобилей. За последние 10 лет транспортный парк области возрос на 22,4% и составляет 715 тысяч единиц. Систематически снижается доля городского электротранспорта. Ежегодно в г. Воронеже парк троллейбусов и трамваев уменьшается на 15 - 20 единиц. Одним из перспективных путей снижения загрязнения атмосферного воздуха является использование альтернативного топлива, в том числе природного и сжиженного газа, что позволит снизить выбросы оксида углерода, оксидов азота, твердых частиц и неметановых углеводородов.

Исходя из качественного и количественного состава валовых выбросов загрязняющих веществ и с учетом результатов мониторинга, приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха по итогам отчетного года в области определены: окислы азота, взвешенные вещества, оксид углерода, фенол, сернистый газ, формальдегид, а в г. Воронеже дополнительно - окислы марганца и меди. Удельный вес отдельных загрязнителей в общем количестве проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам (в %), представлен на рисунке 5.*     

Существующая система наблюдения за уровнями загрязнения атмосферного воздуха явно недостаточна для объективной оценки ситуации и установления связей "экспозиция-отклик".

Сеть стационарных постов наблюдения областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеется только в областном центре - г. Воронеже в количестве 5 станций вместо 10 необходимых в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 "Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов". В крупных городах области, таких, как Борисоглебск, Лиски, Россошь, с населением более 50 тысяч человек стационарные посты наблюдения отсутствуют. Мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдения г. Воронежа ведется за весьма ограниченным спектром загрязнителей, состоящим из 6 - 8 ингредиентов, которые не отражают специфику загрязнения промышленного города.

Лаборатория Воронежского филиала ФГУ "Специализированная инспекция аналитического контроля", подведомственная Министерству природных ресурсов, проводит в различных точках и в разные сроки несистемные исследования атмосферного воздуха в г. Воронеже и некоторых районах области, выполняя не более 600 исследований в год с оценкой результатов по максимально-разовым ПДК.

Учреждениями госсанэпиднадзора ведется лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха на всех административных территориях области по 7 - 12 загрязняющим веществам в районах области и по 29 веществам в г. Воронеже. Ежегодно исследуется от 17 до 26 тысяч проб атмосферного воздуха. С целью оптимизации лабораторного контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха и дальнейшей оценки его влияния на здоровье населения в г. Воронеже и 10 районах области учреждениями госсанэпиднадзора организован отбор проб воздуха в режиме полной программы стационарного поста наблюдения по скользящему графику, который позволил получать среднесуточные концентрации, дающие объективную информацию о количественном воздействии загрязнителей на население.

С целью межведомственной координации деятельности необходима разработка совместной программы повышения эффективности контроля за уровнями загрязнения атмосферы путем увеличения количества стационарных постов наблюдения, оптимизации их размещения, унификации используемых методов исследования, создания единого информационного пространства.