Существующее положение
Регламентируемая процедура проведения мониторинга соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований в области не проводится. В момент формирования межбюджетных отношений выборочно осуществляется анализ дефицитности бюджетов муниципальных образований, отношения размера долга к объему доходов, другие показатели, не обязательно входящие в перечень, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2005 N 98 "О мониторинге соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации". В соответствии с принятым Министерством финансов Российской Федерации Приказом Главным финансовым управлением Воронежской области осуществляется мониторинг по соблюдению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления финансами только по областному бюджету. Предстоит многое сделать в этом направлении по бюджетам муниципальных образований, на что нацелены меры, предусмотренные программой.
Для оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области используются следующие показатели:
предельный размер муниципального долга муниципального образования;
предельный размер дефицита бюджета муниципального образования;
максимальное отношение текущих расходов бюджета муниципального образования к объему доходов бюджета муниципального образования;
предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования;
условия оплаты труда муниципальных служащих, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования (для муниципальных образований, получающих средства из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований);
исполнение бюджета по доходам (без учета безвозмездных поступлений из областного бюджета) в процентах от первоначально утвержденного значения;
кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и начислениям на оплату труда муниципальных образований;
кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями муниципальных образований;
доля оплаты коммунальных услуг населением (в % от экономически обоснованных тарифов);
максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
сумма просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам муниципального образования.
Обоснование
По мере развития финансовых взаимоотношений между органами власти всех уровней в условиях реализации нового бюджетного законодательства (Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2005 N 98 "О мониторинге соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации") потребуется проведение совершенствования системы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и необходимости формирования эффективного механизма их реализации. Для выявления комплекса проблем и установления взаимосвязи между ними, а также определения направления их решения необходимо проведение работ по анализу финансового состояния муниципальных образований Воронежской области, а также оценке качества управления финансами.
План реформирования
Программа реформирования по данному направлению будет включать в себя разработку Главным финансовым управлением Воронежской области проектов и утверждение до 1 января 2007 года приказов Главного финансового управления Воронежской области "О мониторинге соблюдения муниципальными образованиями Воронежской области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований области" и "Об утверждении порядка проведения ежегодной оценки финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований Воронежской области", а также до 1 февраля 2007 года - приказа Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка применения результатов мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении финансовой помощи".
Результаты оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований с 1 июля 2007 года будут публиковаться в газете "Молодой коммунар" и размещаться на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет.
В ходе реализации вышеперечисленных мер средняя по муниципальным образованиям оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований за последний отчетный год будет увеличена в сравнении с предыдущим финансовым годом, то есть конечный результат реализации предусмотренных мер будет достигнут к 1 июля 2008 года.
Ожидаемые результаты
Реализация данного направления реформирования будет способствовать стимулированию муниципальных образований к повышению эффективности использования бюджетных средств и качества управлениями финансами, повысит ответственность органов местного самоуправления за управление финансами и как результат повысит к 1 июля 2008 года среднюю по муниципальным образованиям оценку качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований за последний отчетный год в сравнении с предыдущим финансовым годом.
Для достижения результатов по мероприятию "Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
приказ Главного финансового управления Воронежской области "О мониторинге соблюдения муниципальными образованиями Воронежской области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований Воронежской области";
приказ Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка проведения ежегодной оценки финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований Воронежской области";
приказ Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка применения результатов мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении финансовой помощи".
Эффект от реализации запланированных мероприятий будет заключаться в повышении социальной эффективности бюджетных расходов муниципальных образований на 3 процентных пункта.
Альтернативные механизмы