Существующее положение
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими инвестиционный процесс в Воронежской области, являются:
Закон Воронежской области от 20.03.2002 N 15-ОЗ "Об областном залоговом фонде";
Положение об экспертном совете по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области, утвержденное постановлением администрации Воронежской области от 23.10.2002 N 927;
Инвестиционные проекты в Воронежской области реализуются в рамках программ экономического и социального развития Воронежской области, а также федеральных и областных целевых программ. Для получения государственной (областной) поддержки инвестиционные проекты проходят обязательную экспертизу в органах государственной власти, которую осуществляет Главное управление экономического развития Воронежской области (ГУЭР) с участием Главного финансового управления Воронежской области с учетом предложений заинтересованных структурных (отраслевых) подразделений администрации Воронежской области. При положительном заключении ГУЭР инвестиционной проект направляется на оценку в экспертный совет при администрации Воронежской области. Экспертиза инвестиционных проектов включает в себя:
оценку экономической обоснованности и эффективности проектов (экономическая экспертиза);
оценку соответствия проектов действующему законодательству (правовая экспертиза);
оценку соответствия проектов действующим экологическим нормам и требованиям (экологическая экспертиза);
оценку соответствия проектов иным нормам, требованиям и условиям, предъявляемым к проекту, в зависимости от направлений инвестиционной деятельности.
В Порядке о разработке и реализации областных целевых программ в части включения в целевые программы инвестиционных проектов утверждены показатели бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов. Бюджетную эффективность характеризуют суммы платежей в бюджеты всех уровней, дополнительно начисляемых организацией после завершения реализации проекта (в год); сумма бюджетного эффекта (разница между суммой дополнительных платежей в бюджет и суммой бюджетных расходов на реализацию мероприятия) и др. К показателям социальной эффективности относятся количество сохраненных и вновь создаваемых рабочих мест; увеличение среднемесячной зарплаты в %; сумма социального эффекта (сумма ФОТ новых и сохраненных рабочих мест и единого социального налога по всем рабочим местам по мероприятию) (в год). Кроме того, утвержден ряд дополнительных показателей эффективности проекта, в число которых входят дополнительная загрузка предприятий-смежников; импортозамещение (оценивается как сокращение ввоза в регион импортной продукции за счет обеспечения продукцией, предусмотренной к производству в рассматриваемом проекте) и др.
Критерии досрочного приостановления государственной (областной) поддержки, предоставляемой для реализации инвестиционных проектов, предусмотрены постановлениями администрации Воронежской области от 28.03.2005 N 208 "Об утверждении Положения о порядке возмещения промышленным предприятиям из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2004 - 2005 годах" и от 14.04.2005 N 262 "О мерах по финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей, других предприятий и организаций агропромышленного комплекса в 2005 году".
Главное управление экономического развития Воронежской области составляет ежеквартальные отчеты о ходе реализации инвестиционных проектов и направляет их на рассмотрение в Воронежскую областную Думу и Контрольно-счетную палату Воронежской области.
В рамках программы экономического и социального развития Воронежской области в 2004 году реализовывалось 117 инвестиционных проектов. Фактически за 2004 год на реализацию проектов направлено 4916,87 млн. рублей, из них: 1102,36 млн. рублей (22,4%) - собственные средства; 3701,98 млн. рублей (75,3%) - заемные средства; 112,53 млн. рублей.