Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

Эффективность реализации инвестиционных проектов в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы



(по состоянию на 01.07.2006)

 Факт, всего

 в том числе                         

 2002 год  

 2003 год  

 2004 год  

 2005 год  

 I полуг.

 2006 года

Образовано новых рабочих мест, всего       

 5 857

 54

 1 615

 990

 2 651

 547

в том числе: промышленные предприятия      

 3 682

 1 371

 703

 1 455

 153

предприятия АПК                            

 2 148

 54

 244

 260

 1 196

 394

прочие предприятия                         

 27

 27

Бюджетный эффект, млн. рублей - всего      

 3 457,02

 71,33

 569,07

 1 419,64

 1 165,52

 231,46

в том числе:                               

промышленные предприятия, всего            

 2 914,32

 61,95

 261,58

 1 361,24

 1 028,73

 200,82

в том числе: по федеральному бюджету       

 1 285,83

 50,79

 211,55

 410,63

 482,16

 130,70

по областному бюджету                      

 1 105,37

 5,58

 25,56

 568,37

 443,16

 62,70

по местному бюджету                        

 523,12

 5,58

 24,47

 382,24

 103,41

 7,42

предприятия АПК, всего                     

 263,92

 9,38

 49,89

 37,22

 136,79

 30,64

в том числе: по федеральному бюджету       

 131,22

 6,9

 33,33

 5,46

 68,20

 17,33

по областному бюджету                      

 86,60

 1,24

 8,28

 15,88

 49,82

 11,38

по местному бюджету                        

 46,10

 1,24

 8,28

 15,88

 18,77

 1,93

прочие предприятия, всего                  

 278,78

 257,6

 21,2

 0,00

 0,00

в том числе: по федеральному бюджету       

 143,40

 133,4

 10,0

по областному бюджету                      

 132,98

 124,2

 8,78

по местному бюджету                        

 2,40

 2,4

Социальный эффект, млн. рублей - всего     

 1 688,29

 57,02

 157,54

 581,92

 804,40

 87,41

в том числе: промышленные предприятия      

 1 319,97

 55,73

 147,59

 564,93

 491,98

 59,74

предприятия АПК                            

 356,83

 1,29

 7,44

 8,01

 312,42

 27,67

прочие предприятия                         

 11,49

 2,51

 8,98

Объем производства и услуг, млн. рублей -

всего                                      


 34 153,73


 33,97


 1 484,44


 13 611,02


 16 158,42


 2 865,88

в том числе: промышленные предприятия      

 28 507,32

 10,4

 926,8

 12 301,4

 13 528,74

 1 739,98

предприятия АПК                            

 5 514,41

 23,57

 557,64

 1 177,62

 2 629,68

 1 125,90

прочие предприятия                         

 132,00

 132,0

Расходы консолидированного бюджета

Воронежской области на реализацию

коммерческих инвестиционных проектов,

реализуемых в рамках программы

экономического и социального развития

Воронежской области на 2002 - 2006 годы,

включая заемные и собственные средства,

тыс. рублей                                

 17 082 730

 1 026 520

 6 859 320

 4 916 870

 2 980 020

 1 300 000


Как видно из таблицы, за 2004 год в результате реализации инвестиционных проектов образовано 990 новых рабочих мест. Сумма дополнительных платежей в бюджеты от реализации проектов составила 1419,64 млн. рублей, из них в областной - 593,03 млн. рублей. Социальный эффект - 581,92 млн. рублей. Стоимость произведенной в рамках проектов продукции и оказанных услуг составила 13611,02 млн. рублей. В 2005 году бюджетный эффект от реализации снижается, а социальный эффект растет.

Несмотря на проведенную в области работу в данном направлении, еще многое предстоит сделать.

Обоснование

Учитывая, что нормативно-правовая база области не позволяет определить реализацию адресной инвестиционной программы по значимости и целесообразности, потребуется регламентация механизмов оценки эффективности их реализации, а вследствие этого - установление порядка корректировки расходов областного бюджета в части инвестиционных проектов. Для совершенствования инвестиционной политики потребуется не только установление системы критериев, задающих оценку эффективности досрочному прекращению (переработке) реализации инвестиционных проектов, но и возможности получения доступа к объективному общественному мнению относительно реализуемой в области инвестиционной политики.

План реформирования

Основным направлением планируемых преобразований станет совершенствование оценки эффективности реализации инвестиционных проектов и информирование общественности о реализуемых инвестиционных проектах.

На первом этапе реформирования планируется до 1 марта 2007 года разработать и утвердить приказы Главного управления экономического развития Воронежской области "Об утверждении методики оценки эффективности реализации целевых программ и проектов" и Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка корректировки средств областного бюджета, направляемых на реализацию целевых программ и проектов", а также совместный приказ Главного управления экономического развития Воронежской области и Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов".

На втором этапе планируются публикация до 1 марта 2008 года в газете "Молодой коммунар" и размещение на официальном сайте администрации Воронежской области www.admin.vrn.ru в сети Интернет отчетов о реализованных за последний отчетный год инвестиционных проектах, включая оценку бюджетной и социальной эффективности по каждому из проектов. Кроме того, предполагается, что в расходах бюджета за последний отчетный год не будет расходов на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации, к 1 июля 2008 года.

Ожидаемые результаты

Реализация намеченных мероприятий будет способствовать окончательной ликвидации пробелов в нормативной базе, регулирующей осуществление инвестиционных проектов в Воронежской области, усилит общественный контроль за проектами, реализация которых происходит за счет бюджетных средств, даст возможность отслеживать вклад каждого проекта в социальное и экономическое развитие Воронежской области, а также создаст условия для исключения в расходах бюджета за последний отчетный год расходов на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации, к 1 июля 2008 года.

Для достижения результатов по мероприятию "Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:

приказ Главного управления экономического развития Воронежской области "Об утверждении методики оценки эффективности реализации целевых программ и проектов и порядка корректировки средств областного бюджета, направляемых на реализацию целевых программ и проектов";

приказ Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка корректировки средств областного бюджета, направляемых на реализацию целевых программ и проектов";

совместный приказ Главного управления экономического развития Воронежской области и Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов".

Эффект от реализации запланированных мероприятий будет заключаться в повышении социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов, а также в экономии бюджетных средств за счет исключения в расходах бюджета расходов на неэффективные инвестиционные проекты.

Альтернативные механизмы

Альтернативой предлагаемым мероприятиям могло бы стать сохранение существующего положения, однако переход к планированию бюджетных расходов, опирающемуся на индикативные методы управления и ведомственные целевые программы, предопределяет безальтернативность мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств, и, следовательно, необходимость разработки и утверждения методик и регламентов оценки социальной эффективности как планируемых, так и реализуемых инвестиционных проектов.

Оценка рисков

Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства.

Внутренние риски:

возможность представления недостоверных сведений о расходах и финансовых результатах инвестиционных проектов, что не позволит оценить их реальную эффективность;

невозможность пересчета социального эффекта в чистый экономический эффект.