Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного кредитования в Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.04.2001 N 291, от 08.05.2002 N 302), обозначила формирование системы ипотечного жилищного кредитования в качестве одного из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Правительством РФ рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разрабатывать на основе Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации региональные программы ипотечного жилищного кредитования.
Программно-целевой метод позволяет:
- определить основные направления, цели и задачи государственной политики в сфере жилищного ипотечного кредитования на перспективу с учетом действующего законодательства и существующих социально-экономических условий в области;
- систематизировать мероприятия по решению основных задач в сфере ипотечного кредитования;
- привлечь внебюджетные источники финансирования - собственные средства населения, средства кредитных банковских и небанковских организаций (организаций-заимодавцев) на развитие жилищной ипотеки;
- обеспечить рациональное использование ограниченных бюджетных финансовых ресурсов.
В Воронежской области с 2005 года мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования получили программно-целевое оформление.
К реализации областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы" (утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 08.07.2004 N 902-III-ОД, в редакции постановлений Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 274-IV-ОД, от 14.06.2007 N 945-IV-ОД) были привлечены филиалы 19 банков (открытое соглашение от 18 апреля 2006 года). Заключено соглашение о сотрудничестве с федеральным агентством по ипотечному кредитованию и ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", аккредитованным в качестве оператора унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов.
Это позволило за предыдущие три года привлечь на развитие рынка жилищной ипотеки 15,9 млрд. рублей внебюджетных средств (средства населения в виде обязательных первоначальных взносов, банков и небанковских организаций), из них 7,7 млрд. рублей в 2008 году. Жилищные условия с помощью ипотечного кредита смогли улучшить порядка 12 тысяч семей.
Из областного бюджета на поддержку системы ипотечного жилищного кредитования за 2005 - 2008 годы было выделено 108,1 млн. рублей, из них: 28 млн. рублей на поддержку уставной деятельности областного оператора унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов и 80,1 млн. рублей на оказание поддержки отдельным категориям заемщиков.
Это позволило обеспечить рефинансирование ипотечных кредитов и займов на общую сумму 134,9 млн. рублей.
Поддержка в улучшении жилищных условий оказана 417 семьям, из них: 176 семьям в виде дотирования процентной ставки по ипотечному кредиту.
Эффективность использования бюджетных средств составила (в расчете на каждый вложенный рубль бюджетных средств):
рефинансировано 4,8 рубля ипотечных кредитов и займов;
привлечено порядка 9,5 - 10 рублей внебюджетных средств (средства населения и банков).
Программно-целевой метод позволит обеспечить развитие системы ипотечного жилищного кредитования, опирающейся на привлечение и рациональное использование финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков - кредиторов, инвесторов, и эффективное расходование средств государственного бюджета.
Программно-целевой метод необходим для обеспечения системности мероприятий по развитию жилищной ипотеки в области, эффективного использования бюджетных инвестиций и достижения одной из основных целей областной социально-экономической политики - улучшения жилищных условий граждан.
Областная целевая программа "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2010 - 2015 годы" является инициативной самостоятельной программой; софинансирования из бюджетов других уровней формат программы не предусматривает.