РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 ноября 2009 года N 512-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного кредитования в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2010 - 2015 годы".
2. Назначить департамент экономического развития Воронежской области (Янцов) государственным заказчиком областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2010 - 2015 годы" (далее - программа).
3. Государственному заказчику в срок до 1 декабря 2009 года разработать проект программы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ганова А.Н.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"
В последние годы основным направлением социально-экономической политики органов исполнительной власти области является формирование рынка доступного жилья за счет наращивания объемов жилищного строительства, развития системы ипотечного жилищного кредитования и оказания государственной поддержки гражданам в приобретении жилья.
Доступное жилье - связующее звено между рынком банковских услуг и рынком недвижимости: повышая доступность жилья, ипотечные кредиты увеличивают спрос на рынке жилой недвижимости.
Развитие областного рынка жилья невозможно без его обеспечения необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство жилья, и приоритетным должно стать развитие жилищного ипотечного кредитования.
Таким образом, помимо выполнения социальной функции ипотечное кредитование играет важную экономическую роль. По оценкам экспертов, рынок жилищного строительства - это 9 - 9,5% ВВП, а ипотека - 20 - 25% сделок на жилищном рынке.
Динамика денежных расходов населения за последние пять лет наглядно иллюстрирует, что расходы на покупку недвижимости составляют около 3% от общей суммы денежных расходов населения. Купить жилье за счет текущих заработков и имеющихся сбережений могут лишь люди с высокими доходами, и этот фактор является источником социального напряжения в обществе.
Необходимо активизировать работу финансовых механизмов, позволяющих гражданам улучшать жилищные условия не только за счет сбережений и текущих доходов, но и с учетом их будущей платежеспособности (возможность обслуживать кредит). Эту задачу призвана решить жилищная ипотека.
Жилищная проблема в Российской Федерации, и в частности в Воронежской области, определяет необходимость внедрения системы жилищного ипотечного кредитования как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.
На сегодня актуальность жилищной проблемы сохраняется и ее решение отнесено к важным, приоритетным задачам социально-экономической политики государства.
По последним статистическим данным в Воронежской области официально признаны нуждающимися в жилых помещениях 47,3 тыс. семей, из них семьи, имеющие право на государственную поддержку в приобретении жилья, - 10,5 тыс. семей (22,2%).
В их числе: ветераны и участники боевых действий, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, - 3,84 тыс. семей, многодетные семьи - 1,8 тыс. семей, молодые семьи - 2,38 тыс. семей.
Более 7,1% очередников проживают в коммунальных квартирах, 9,4% - в общежитиях, 0,4% - в ветхом и аварийном жилье.
Разнообразные формы кредитования в сочетании с различными формами государственной поддержки (дотирование процентных ставок, субсидии на погашение части стоимости приобретаемого жилья) оказывают наибольшее влияние на сохранение платежного спроса населения на жилищном рынке и позволяют смягчить жилищную проблему в области.
Индекс доступности приобретения жилья с помощью ипотечного кредита или займа (отношение среднедушевого дохода среднестатистической семьи к минимальному совокупному доходу семьи, необходимому для приобретения жилого помещения, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями) в области составил 0,713 на начало 2009 года. Доля семей, имеющих возможность приобрести квартиру с помощью ипотечного кредита, по области не превышает 19,1% (расчет сделан согласно Методике Министерства регионального развития Российской Федерации по оценке эффективности реализации ФЦП "Жилище").
В целях обеспечения реализации экономической и социальной функций жилищной ипотеки основной упор должен быть сделан на:
привлечение бизнес-структур к реализации мероприятий по развитию ипотечного кредитования;
развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов, позволяющей значительно снизить для заемщика процентную ставку;
государственную финансовую поддержку, адресованную различным целевым группам населения (социальная ипотека).
Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного кредитования в Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.04.2001 N 291, от 08.05.2002 N 302), обозначила формирование системы ипотечного жилищного кредитования в качестве одного из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Правительством РФ рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разрабатывать на основе Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации региональные программы ипотечного жилищного кредитования.
Программно-целевой метод позволяет:
- определить основные направления, цели и задачи государственной политики в сфере жилищного ипотечного кредитования на перспективу с учетом действующего законодательства и существующих социально-экономических условий в области;
- систематизировать мероприятия по решению основных задач в сфере ипотечного кредитования;
- привлечь внебюджетные источники финансирования - собственные средства населения, средства кредитных банковских и небанковских организаций (организаций-заимодавцев) на развитие жилищной ипотеки;
- обеспечить рациональное использование ограниченных бюджетных финансовых ресурсов.
В Воронежской области с 2005 года мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования получили программно-целевое оформление.
К реализации областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы" (утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 08.07.2004 N 902-III-ОД, в редакции постановлений Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 274-IV-ОД, от 14.06.2007 N 945-IV-ОД) были привлечены филиалы 19 банков (открытое соглашение от 18 апреля 2006 года). Заключено соглашение о сотрудничестве с федеральным агентством по ипотечному кредитованию и ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", аккредитованным в качестве оператора унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов.
Это позволило за предыдущие три года привлечь на развитие рынка жилищной ипотеки 15,9 млрд. рублей внебюджетных средств (средства населения в виде обязательных первоначальных взносов, банков и небанковских организаций), из них 7,7 млрд. рублей в 2008 году. Жилищные условия с помощью ипотечного кредита смогли улучшить порядка 12 тысяч семей.
Из областного бюджета на поддержку системы ипотечного жилищного кредитования за 2005 - 2008 годы было выделено 108,1 млн. рублей, из них: 28 млн. рублей на поддержку уставной деятельности областного оператора унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов и 80,1 млн. рублей на оказание поддержки отдельным категориям заемщиков.
Это позволило обеспечить рефинансирование ипотечных кредитов и займов на общую сумму 134,9 млн. рублей.
Поддержка в улучшении жилищных условий оказана 417 семьям, из них: 176 семьям в виде дотирования процентной ставки по ипотечному кредиту.
Эффективность использования бюджетных средств составила (в расчете на каждый вложенный рубль бюджетных средств):
рефинансировано 4,8 рубля ипотечных кредитов и займов;
привлечено порядка 9,5 - 10 рублей внебюджетных средств (средства населения и банков).
Программно-целевой метод позволит обеспечить развитие системы ипотечного жилищного кредитования, опирающейся на привлечение и рациональное использование финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков - кредиторов, инвесторов, и эффективное расходование средств государственного бюджета.
Программно-целевой метод необходим для обеспечения системности мероприятий по развитию жилищной ипотеки в области, эффективного использования бюджетных инвестиций и достижения одной из основных целей областной социально-экономической политики - улучшения жилищных условий граждан.
Областная целевая программа "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2010 - 2015 годы" является инициативной самостоятельной программой; софинансирования из бюджетов других уровней формат программы не предусматривает.
Сегодня ситуация на рынке жилищной ипотеки в области и в целом по России значительно осложнилась. В условиях роста ставок по заемным средствам банки предпочитают уходить от ипотеки и концентрироваться на кредитах с более коротким сроком погашения. Как результат - ужесточение банками условий ипотечного кредитования.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие ипотечного кредитования (заимствования), следует отметить:
- снижение платежеспособного спроса населения;
- сокращение предложений на первичном рынке жилья;
- рост процентных ставок в связи с недостаточностью у банков источников для долгосрочного кредитования и высокими кредитными рисками.
Ставки по ипотечным кредитам в регионе по состоянию на 1 сентября 2009 года находились в диапазоне от 13,25% до 29,5% годовых. Обязательный взнос заемщика увеличен до 20 - 40%. Ведущие банки фактически свернули ипотеку на первичном рынке жилья (готовность объектов - 90 - 95%, обязательный взнос - до 40 - 50%, высокие процентные ставки, предоставление залога имеющегося жилого помещения на период строительства).
Возникает угроза снижения социальной роли жилищной ипотеки (возможность улучшения гражданами жилищных условий) и потери существенного источника инвестирования застройщиков через физических лиц.
Отсутствие целевого программного документа серьезно осложнит:
- формирование основных принципов регулирования финансового рынка;
- определение целей и задач органов государственной власти в сфере ипотечного жилищного кредитования в изменившихся условиях финансового рынка;
- создание необходимой нормативно-правовой и договорной базы, ориентированной на быстрое реагирование на рыночную ситуацию;
- обеспечение социальной ориентированности и доступности ипотечных продуктов.
Темпы и масштабы развития системы ипотечного жилищного кредитования определяются объективной экономической ситуацией в области, а также наличием необходимой нормативно-правовой базы и инфраструктуры.
На сегодня инфраструктура ипотечного рынка в области сформирована. Она включает в себя кредитные, оценочные, страховые, риэлтерские организации, регистрационную службу, осуществляющую регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также юридические службы, оказывающие населению правовые услуги по оформлению ипотеки.
Сформированы стандарты процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов и аккредитации участников системы жилищного ипотечного кредитования, развивается правовая нормативная база функционирования и финансового обеспечения системы жилищного ипотечного кредитования.
Одной из задач программы будет являться определение и совершенствование направлений взаимодействия субъектов инфраструктуры, осуществляемой через систему договоров и соглашений.
При расчете бюджета программы и целевых показателей рассматривались два варианта решения проблемы.
Первый вариант рассчитывался исходя из:
- реальной ситуации на рынке жилищной ипотеки (предлагаемые банками ипотечные продукты, средневзвешенные процентные ставки по кредитам и займам, сроки кредитования, размер обязательного первоначального взноса заемщика);
- динамики среднедушевых денежных доходов населения;
- динамики средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первичном и вторичном рынке;
- иных показателей, необходимых для расчета минимального совокупного дохода семьи, необходимого для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств (доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья, доля платежей по ипотечному кредиту, необходимому для приобретения жилья);
- возможностей областного бюджета.
В качестве базовых были приняты ожидаемые показатели за 2009 год (кризисный период).
Второй вариант (оптимистический) был ориентирован на достижение к 2015 году показателей 2008 года (наибольший объем выданных ипотечных кредитов и займов за последние три года и более доступные для населения условия кредитования, чем в кризисный период).
В качестве целевых показателей по вариантам рассматривались:
┌═══════════════════┬═══════════┬═════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════‰
│Целевой │Единица │2010 │2011 │2012 │2013 │2014 │2015 │
│индикатор │измерения │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼═══════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Число семей, │Семей │ │ │ │ │ │ │
│улучшивших жилищные│(единиц) │ │ │ │ │ │ │
│условия с помощью │ │ │ │ │ │ │ │
│ипотечных кредитов │ │ │ │ │ │ │ │
│и займов, в области│ │ │ │ │ │ │ │
│(количество │ │ │ │ │ │ │ │
│выданных │ │ │ │ │ │ │ │
│банковскими и │ │ │ │ │ │ │ │
│небанковскими │ │ │ │ │ │ │ │
│организациями │ │ │ │ │ │ │ │
│ипотечных кредитов │ │ │ │ │ │ │ │
│и займов населению)│ │ │ │ │ │ │ │
│1-й вариант │ │790 │800 │820 │840 │860 │880 │
│2-й вариант │ │2650 │2930 │3200 │3510 │3860 │4250 │
├═══════════════════┼═══════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Доля семей, имеющих│% │ │ │ │ │ │ │
│возможность │ │ │ │ │ │ │ │
│приобрести жилье, │ │ │ │ │ │ │ │
│соответствующее │ │ │ │ │ │ │ │
│стандартам │ │ │ │ │ │ │ │
│обеспечения жилыми │ │ │ │ │ │ │ │
│помещениями, с │ │ │ │ │ │ │ │
│помощью │ │ │ │ │ │ │ │
│собственных и │ │ │ │ │ │ │ │
│заемных средств │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼═══════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│1-й вариант │ │19,2 │19,3 │19,45 │19,6 │19,72 │19,85 │
├═══════════════════┼═══════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│2-й вариант │ │19,7 │20,0 │20,8 │21,9 │22,3 │23,0 │
└═══════════════════┴═══════════┴═════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════…