ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2009 года N 975
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления правительства Воронежской области от 02.02.2017 N 73, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru - 07.02.2017).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения стабильного функционирования экономики, снижения затрат энергоресурсов на производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в Воронежской области, с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 года N Пр-1802ГС правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики и сокращению энергетических издержек в Воронежской области в 2010 году (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обеспечить подготовку и представление информации о ходе реализации мероприятий Программы заместителю председателя правительства Воронежской области Неженцу В.С.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
А.Н.ГАНОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СОКРАЩЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ
Цели Программы:
- эффективное использование энергетических ресурсов при производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, систем автоматизированного управления энергопотреблением.
Задачи Программы:
1. Повышение энерго- и ресурсоэффективности социально-экономического развития Воронежской области в сферах:
1.1. Промышленного комплекса.
1.2. Сельского хозяйства.
1.3. Строительного и жилищно-коммунального комплексов.
1.4. Малого и среднего предпринимательства.
2. Создание благоприятных условий для сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе.
3. Обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
4. Государственная поддержка энергосбережения на территории Воронежской области.
Проблеме энергоэффективности и энергосбережения в настоящее время уделяется повышенное внимание в Российской Федерации.
Воронежская область как субъект Российской Федерации принимает активное участие как в разработке региональной политики энергоэффективности и энергосбережения, так и в ее реализации.
Воронежская область представлена 55804 хозяйствующими субъектами, потребителями топливно-энергетических ресурсов. По данным энергетического баланса в области ежегодно производится около 13 млрд. кВт/час электроэнергии, потребляется более 9 млрд. кВт/час, или 2,7% от общего потребления электроэнергии в России. Потери электроэнергии в процентном отношении от объема ее потребления составляют от 12,8 до 13,6%, или около 1,3 млрд. кВт/час в год, то есть близки к объемам потребления энергии населением Воронежской области (1,7 млрд. кВт/час в год).
Ценовая политика государства предусматривает рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Прогнозируется также рост объемов потребления энергоресурсов в промышленной деятельности, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном секторе, социальной сфере. Как следствие, для Воронежской области до 2015 года предполагается рост тарифов на энергоресурсы темпами, в 2 - 3 раза превышающими уровень инфляции.
В этих условиях возможно значительное снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Воронежской области.
Перспективы улучшения ситуации во многом будут зависеть от повышения энергетической эффективности социально-экономического развития региона и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе Воронежской области.
Промышленность является одной из ведущих отраслей социально-экономического развития Воронежской области, формирует более 25% валового регионального продукта области и потребляет около 40% от общего количества потребляемой электрической, тепловой энергии, газа, воды.
Кризисные явления в промышленном комплексе области, выразившиеся в замедлении темпов промышленного роста во второй половине 2008 года, в текущем году проявляются в резком спаде платежеспособного спроса на промышленную продукцию ряда отраслей, снижении цен на экспортную продукцию и обострении конкуренции на внешних и внутренних рынках и, как следствие, - в отрицательной динамике промышленного производства.
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций области будет осуществлять постоянный мониторинг ситуации на предприятиях, являющихся ключевыми для экономики области, с тем чтобы предотвратить утрату накопленного за годы роста производственного потенциала. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие и модернизацию производства, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на предоставление мер государственной поддержки.
Поддержка предприятий будет осуществляться при условии принятия ими на себя ряда обязательств, в том числе: повышение производственной эффективности, обеспечение полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, принятие эффективных программ по энергосбережению.
Сельское хозяйство традиционно относится к ведущим отраслям социально-экономического развития области. Доля потребления сельскохозяйственным производством энергоресурсов составляет около 13%.
Базовые условия функционирования отрасли в среднесрочном периоде будут характеризоваться усугублением негативных общесистемных проявлений, связанных с последствиями финансового кризиса, следующими специфическими для развития отрасли сельского хозяйства рисками:
- низкими темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов;
- неблагоприятными общими условиями функционирования сельского хозяйства, прежде всего отсутствием высококвалифицированных кадров в сфере энергосбережения.
В целях смягчения негативного влияния последствий кризиса на агропромышленный комплекс области департаментом аграрной политики Воронежской области в 2010 году планируется:
- осуществлять комплексный мониторинг ресурсопотребления в системообразующих предприятиях отрасли;
- подготовить дополнительные предложения по комплексу мер, направленных на совершенствование механизмов ресурсосбережения;
- в случае неудовлетворительного финансово-экономического состояния оказывать содействие в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки системообразующим организациям и предприятиям, реализующим перспективные проекты в сфере энергосбережения.
Строительный комплекс области включает в себя 2117 предприятий, в том числе 1947 малых. Удельный вес строительной отрасли в общем объеме потребления ресурсов составляет около 9%.
В настоящее время в отрасли наблюдается существенный спад объемов строительства жилья и объектов производственного назначения, производство и выпуск строительных материалов предприятиями стройиндустрии снизился к уровню 2008 года на 7%.
В целях поддержки строительных организаций проводятся мероприятия по обеспечению их участия в реализации федеральных и областных целевых программ, конкурсах.
Будет продолжена работа по дальнейшему привлечению бюджетных инвестиций на поддержку энерго- и ресурсосбережения строительного комплекса.
В целях повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса в Воронежской области реализуется ряд областных целевых программ. В частности, ОЦП "Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 25.05.2006 N 490-IV-ОД, направлена на переход от эксплуатации физически и морально устаревших котельных к современным газовым котельным. Результатом должно стать повышение качества теплоснабжения потребителей, снижение себестоимости 1 Гкал, уменьшение объемов вредных выбросов в атмосферу.
В рамках областной целевой программы "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 29.06.2009 N 564-IV-ОД, ведется строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения. В 2009 году из областного бюджета на эти цели предусмотрено около 113 млн. рублей.
Кроме этого, в соответствии с ОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2006 N 647-IV-ОД, ведется замена ветхих тепловых сетей и установка на них приборов учета тепловой энергии. Данные мероприятия позволят обеспечить снижение потерь тепла при его транспортировке и переход на оплату за фактически использованные ресурсы, что обеспечивает прозрачность и точность взаиморасчетов.
Правоотношения в сфере малого и среднего предпринимательства Воронежской области регулируют:
- областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 295-IV-ОД;
- областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2009 - 2012 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 23.10.2008 N 1445-IV-ОД.
В целях минимизации дополнительной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории области предлагается проведение следующих мероприятий по энергосбережению:
- разработка и внедрение энергосберегающих систем освещения;
- снижение энергодефицита путем развития альтернативной и малой энергетики;
- заключение договоров энергоснабжения и технологического присоединения электроустановок с независимыми энергосбытовыми и сетевыми организациями, предоставляющими наиболее выгодные предложения и услуги.
Цель раздела - снижение потребления энергоресурсов бюджетными организациями за счет создания условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, организаций и общественных объединений в сфере ресурсо- и энергосбережения. Раздел предусматривает разработку мероприятий оперативного энергосбережения, которые в условиях острого дефицита мощности могут являться эффективной антикризисной мерой, т.к. направлены на ограничение потребления электроэнергии бюджетными организациями без снижения осуществляемых полномочий, работ, услуг.
Работы по повышению инвестиционного потенциала Воронежской области предполагается осуществлять с учетом следующих направлений деятельности:
1. Создание в российском и международном сообществе имиджа Воронежской области как региона, привлекательного для размещения инвестиций в сфере энерго- и ресурсосбережения.
2. Издание нормативных правовых актов Воронежской области, направленных на предоставление мер государственной поддержки организациям, внедряющим современные технологии в сфере энерго- и ресурсосбережения.
Приоритетные направления привлечения инвестиций:
1) развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в радиоэлектронике, электротехнике, атомном и энергомашиностроении, строительной индустрии Воронежской области;
2) формирование конкурентоспособных производств в агропромышленном комплексе Воронежской области.
Для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в приоритетных отраслях промышленности и сельского хозяйства основными задачами являются:
1. Активизация роли органов государственной власти Воронежской области в оказании содействия приоритетным секторам промышленности и ведущим промышленным предприятиям по включению в федеральные программы крупномасштабных проектов по энерго- и ресурсопотреблению.
2. Привлечение инвестиционных ресурсов с целью развития энергосбережения и энергоэффективности в приоритетных секторах промышленности Воронежской области и предоставление инвесторам мер государственной поддержки.
3. Обеспечение развития инженерной и бизнес-инфраструктуры для приоритетных секторов экономики Воронежской области, позволяющее увеличить производственные мощности.
Государственная поддержка развития энергосбережения будет осуществляться путем создания благоприятных условий для развития энергосбережения, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере энерго-, ресурсосбережения, разработка региональных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (стандарты проживания), региональных технологических условий (стандартов), обеспечивающих качество продукции (работ, услуг) при снижении энерго- и ресурсоемкости.
Программа разработана как комплексный организационно-методологический и практический план действий правительства Воронежской области и исполнительных органов государственной власти Воронежской области (согласно приложению). Ее реализация позволит установить оптимальные параметры взаимодействия различных структур, решить конкретные вопросы координации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, малого и среднего предпринимательства, общественных организаций, обеспечить оптимальность ресурсосбережения.