ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2006 года N 647-IV-ОД
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Изменения:
Постановление Воронежской областной Думы от 26.04.2007 N 872-IV-ОД НГР Ru36000200700539
Постановление Воронежской областной Думы от 24.12.2009 N 2039-IV-ОД НГР Ru36000200900842
Постановление Воронежской областной Думы от 25.11.2010 N 337-V-ОД НГР Ru36000201001647
Рассмотрев областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2006 - 2010 годы", Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2006 - 2010 годы", внесенную губернатором Воронежской области (прилагается).
2. Финансирование мероприятий программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ
Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
"Об областной целевой программе
"Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса
Воронежской области
на 2006 - 2010 годы"
от 22.11.2006 N 647-IV-ОД
Наименование программы | "Реформирование и модернизация жилищно- |
Дата принятия решения о | РаспоряжениеадминистрацииВоронежской |
Государственный | Главноеуправлениежилищно-коммунальной |
Основные разработчики | Главноеуправлениежилищно-коммунальной |
Цели и задачи программы | Целипрограммы-обеспечениестабильного |
Важнейшие целевые | Снизить себестоимостьуслугжизнеобеспечения |
Сроки и этапы | 2006 - 2010 годы: |
Перечень подпрограмм | - Инвентаризация,реструктуризацияи |
Объемы и источники | Объем финансированияпрограммы4723,98млн. |
Ожидаемые конечные | Общийэкономическийэффектотреализации |
Настоящая Программа разработана на основе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, и содержит комплекс мероприятий, предотвращающих снижение надежности коммунальных систем жизнеобеспечения, обеспечивающих ликвидацию дотационности ЖКХ и вывод отрасли в режим устойчивого достаточного финансирования. Программа направлена на обеспечение комфортных безопасных условий проживания в жилищах. Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (техническая составляющая программы), так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию, максимальному использованию собственных ресурсов для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей (организационно-экономическая составляющая программы). В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, надежность работы систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации.
Анализ состояния ЖКК Воронежской области
Управление жилищно-коммунальным комплексом
Воронежской области
В сфере ЖКК Воронежской области действуют 152 муниципальных предприятия, предоставляющих все виды услуг жизнеобеспечения. В их состав входят 2 объединения ЖКХ (г. Нововоронеж и г. Россошь), 10 предприятий, обслуживающих электрические сети, 7 предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, 5 предприятий теплоэнергетического хозяйства, 120 предприятий ЖКХ многопрофильных. Имущество предприятий ЖКХ находится в муниципальной собственности, а предприятия пользуются им на праве хозяйственного ведения. В области действуют 5 расчетно-кассовых центров (г. Нововоронеж, г. Острогожск, пгт Рамонь, г. Лиски, г. Воронеж). В 4 муниципальных образованиях области (г. Лиски, г. Воронеж, г. Россошь, г. Борисоглебск) созданы службы заказчика.
Обоснование необходимости изменения структуры управления
ЖКХ Воронежской области
Необходимость преодоления кризиса в сфере ЖКХ обусловила реформирование этой отрасли, которое направлено в соответствии с "Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425, не только на поэтапный переход от бюджетного дотирования к полной оплате потребителями стоимости предоставляемых ЖКУ, но и на поиск путей к рационализации и снижению издержек производителей услуг, обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в ЖКХ.
На уровне Воронежской области государственное регулирование отрасли ЖКХ осуществляется главным управлением жилищно-коммунальной политики Воронежской области. Одним из самых важных условий проведения реформы ЖКХ и повышения эффективности работы ЖКХ области должен быть постепенный перевод отрасли на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей, а также путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в эту отрасль. Немаловажную роль в проведении реформы ЖКХ занимает программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату ЖКУ гражданам с низкими доходами. В настоящее время в среднем по области 3,96% семей с наименьшими доходами получают такие субсидии, в г. Воронеже - 6,2%. Это говорит о недостаточной работе органов управлений ЖКХ на местах с населением, так как в среднем по Российской Федерации эти цифры составляют 12%. Не используется предоставление субсидий на оплату ЖКУ с применением системы персонифицированных счетов граждан. Вместе с тем еще сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей ЖКУ. Практически не привлекаются управляющие компании к управлению ЖКК, в сфере эксплуатации жилья также не создан полноценный рынок услуг. В начальной стадии находится становление процедур эффективного тарифного регулирования в коммунальном секторе.
Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Провозглашенная новая жилищная политика требует формирования на уровне области законодательной и нормативной базы, разработки примерных договоров социального и коммерческого найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, договора поставки (потребления) ЖКУ, договоров на обслуживание с собственниками жилых помещений и т.п. Кризисное состояние ЖКХ характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. Необходимых собственных средств для надежной и устойчивой работы ЖКК в его сегодняшнем виде нет по отдельности ни у одной из заинтересованных сторон: государства, местных властей, предприятий и населения. Поэтому для выхода ЖКХ из кризиса необходимо объединить средства всех заинтересованных сторон.
Финансирование отрасли ЖКХ из консолидированного бюджета области в 2003 году составило 2481106 тыс. рублей, в 2004 году - 1997249 тыс. рублей, в 2005 году - 3106473,5 тыс. рублей, за 8 месяцев 2006 года - 3057576,9 тыс. рублей.
Сегодня отрасль ЖКХ переживает финансовый кризис. В каждом муниципальном районе от 1 до 3 предприятий ЖКХ проходят процедуру банкротства, остальные - в большинстве неплатежеспособны. Об этом свидетельствует стабильное превышение общей кредиторской задолженности предприятий ЖКХ области над дебиторской. По состоянию на 04.10.2006 превышение составило 35%.
Сумма кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006 составляла 3806,5 млн. рублей, по состоянию на 04.10.2006 она возросла до 4308,3 млн. рублей.
Как известно, основным источником погашения кредиторской задолженности является дебиторская задолженность. Активизация работы по взысканию задолженности с потребителей услуг позволила сократить ее с 3431,4 млн. рублей по состоянию на начало года до 3195,2 млн. рублей.
Одной из самых проблемных статей в дебиторской задолженности является наличие большой доли задолженности прочих потребителей, которая составила 2085,3 млн. рублей (на начало 2006 года - 881,0 млн. рублей). В этой сумме около 40% составляет взаимная задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе тех, по которым проводится процедура банкротства.
Например, взаимная задолженность предприятий ЖКХ по г. Воронежу составляет 27% от общей суммы дебиторской задолженности и 38% от суммы дебиторской задолженности прочих потребителей.
Наметилась положительная динамика в сокращении бюджетной составляющей в дебиторской задолженности предприятий. Ее доля в общем объеме задолженности на начало года составляла 44,4%, а по состоянию на 04.10.2006 сократилась до 21,4%. Более чем в 3 раза снизились "выпадающие доходы" предприятий жилищно-коммунального хозяйства области, связанные с применением тарифов для населения за счет увеличения уровня платежей населения, со стабилизацией финансирования льгот и субсидий, а также с признанием старых бюджетных долгов нереальными и последующим их списанием.
Основной причиной кризиса является несоответствие социально-экономических отношений и нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ реальным социально-экономическим условиям. Система ЖКХ, доставшаяся в наследство от периода развития плановой экономики, является крайне неэффективной и затратной. Содержание этой системы в ее нынешнем виде непосильно ни для потребителей ЖКУ, ни для бюджетной системы.
Сегодня ЖКХ региона испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований. Одной из причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата ЖКУ населением.
Сравнительный анализ хода выполнения основных мероприятий по подготовке к ОЗП с соответствующим периодом прошлого года. По состоянию на 29.09.2006.
Показатели | Ед. изм. | Задание по | Фактически | % | % выполнения |
Подготовка жилых | ед. | 10 086 | 9 674 | 96% | 97% |
Котельные - всего | ед. | 2 060 | 2 014 | 98% | 98% |
ЦТП - всего | ед. | 327 | 319 | 98% | 97% |
Замена ветхих | км | 42,57 | 39,0 | 92% | 90% |
Ремонт внутридомовой | км | 117,66 | 129,6 | 110% | 107% |
Замена ветхих | км | 44,72 | 46,7 | 104% | 100% |
Замена ветхих | км | 15,88 | 16,0 | 101% | 89% |
Ремонт кровли - | тыс. кв. м | 320,25 | 318,29 | 99% | 110% |
Подготовка детских | ед. | 499 | 498 | 99,8% | 99% |
Подготовка учебных | ед. | 1 125 | 1 125 | 100% | 99% |
Подготовка лечебных | ед. | 857 | 853 | 99,53% | 99% |
Инвестиционные вложения в силу вышеперечисленных проблем обходят стороной эту отрасль. И все же наиглавнейшая "кризисообразующая" проблема - это существующая структура управления ЖКХ. Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - недостаток средств и квалифицированных управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической, законодательной и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам. Существующая система управления ЖКХ области не отвечает требованиям рыночной экономики и имеет целый ряд недостатков:
низкая актуализация информации о положении дел в отрасли;
низкие производственные мощности;
низкая платежеспособность;
отсутствие квалифицированных управляющих;
отсутствие программы действий.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженности в ЖКХ являются источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов снижения себестоимости услуг жизнеобеспечения. В итоге затраты, например электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м воды, выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя выше, чем в западноевропейских странах (в то время как при оплате по приборам учета эти величины ниже).
Анализ большинства инвестиционных проектов (ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр", компания "Новогор") по развитию систем коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагает меры по сокращению затрат, потерь и утечек. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Например, в новостройках на 01.01.2003 числилось 77 ТСЖ, на 01.01.2004 - 62 ТСЖ, на 01.01.2005 - 62 ТСЖ, на 01.01.2006 числилось также 62 ТСЖ, на 01.09.2006 - 61 ТСЖ. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления ЖКУ органами государственной жилищной инспекции. Отсутствие эффективных и прозрачных процедур (обсуждение на собраниях с участием потребителей услуг, отчеты в средствах массовой информации) формирование и изменение тарифов обусловливают непривлекательность ЖКК для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными (бизнес-план "Реконструкция отопительных котельных с. Терновка Воронежской области", бизнес-план "Реконструкция отопительных котельных пгт Грибановка Воронежской области", бизнес-план "Реконструкция отопительных котельных пгт Анна"). Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.