Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с их чрезмерной поляризацией определяет кризисные процессы в семье и обществе, вызывает социальную напряженность, препятствует устойчивому развитию страны.
Под бедностью понимается экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором имеющиеся в распоряжении средства недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей в питании, одежде, жилье, медицине, образовании и др. Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе: экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, ограниченная возможность получения доходов за счет предпринимательской деятельности, безработица), социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность), демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда), политических (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально-географических (разрыв сложившихся межрегиональных связей) и пр.
Существует три основных подхода к определению бедности:
1. Абсолютная бедность - это недостаточная обеспеченность семьи (индивида) предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами по сравнению с установленным прожиточным минимумом.
2. Относительная бедность - это недостаточная обеспеченность семьи (индивида) предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами по сравнению со сложившимися в обществе стандартами потребления.
3. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения.
В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.
Определение бедности в Российской Федерации основывается на концепции абсолютной бедности. Для характеристики бедности официально используется термин "малоимущие". Малоимущими признаются те граждане, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
В таблице 1.1 представлена информация о распределении общего объема денежных доходов населения Российской Федерации и Кемеровской области за 2000 - 2004 годы.
В Кемеровской области доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) за период с 2000 по 2004 год снизилась с 28,5 процента до 19 процентов. Уровень бедности в Кемеровской области находится примерно на уровне среднероссийских показателей. Так, в 2003 году уровень бедности в России составлял 20,3 процента, а в Кемеровской области - 20,2 процента. Среди регионов Сибирского федерального округа в 2003 году наиболее высокий уровень бедности наблюдался в Усть-ордынском Бурятском автономном округе (82,8%), Республике Тыва (48%), Агинском Бурятском автономном округе (45%), наиболее низкий - в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (14,4%), Омской (21%), Томской (20,2%) и Кемеровской (20,2%) областях.
Важным показателем, характеризующим состояние бедности, является индекс глубины бедности, представляющий собой среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума. Глубина бедности в Кемеровской области с 2002 по 2004 год снизилась с 6,8 процента до 5,8 процента.
На основе данных о численности населения и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума определен дефицит дохода, который характеризует, сколько доходов в масштабах Кемеровской области не хватает для того, чтобы доходы малоимущего населения были равны прожиточному минимуму. Так, за 2004 год ежемесячный дефицит дохода составлял 401,4 млн. рублей (при общих годовых денежных доходах населения 208,8 млрд. руб.).
Для оценки перспектив сокращения бедности проведена оценка динамики распределения доходов. За последние 4 года степень неравномерности распределения доходов между жителями области (коэффициент Джини) увеличилась на 14 процентов. Эту же тенденцию подтверждает динамика коэффициента фондов, который показывает соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения. Если в 2000 году доходы 10 процентов наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10 процентов наименее обеспеченного населения в 10,7 раза, то в 2004 году уже в 15,6 раза.
Показатели распределения денежных доходов между двадцатипроцентными группами населения также свидетельствуют об увеличении степени неравенства. За период с 2000 по 2004 год доля доходов 20 процентов населения с наименьшими доходами сократилась на 1,3 процента, в то время как доходы 20 процентов населения с наибольшими доходами возросли на 4,3 процента.
Степень неравномерности распределения доходов в Кемеровской области отражена на рис. 1.1*. Биссектриса характеризует абсолютно равномерное распределение доходов, кривые 1, 2 характеризуют отклонение от линии равномерного распределения доходов. В 2004 году по сравнению с 2002 годом неравномерность распределения доходов усилилась. Эту тенденцию нельзя назвать благоприятной, поскольку она свидетельствует об увеличении дифференциации доходов в области и усилении неравенства. Аналогичная ситуация характерна также для России в целом и большинства регионов Сибирского федерального округа.
________________
* Рисунок 1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.