АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2010 года N 2398

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в редакции Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 10.05.2011 N 775, от 05.12.2011 N 2367, от 20.03.2012 N 414)

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:

1. Утвердить муниципальную Программу по повышению эффективности расходов городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2012 года (прилагается).

2. Создать Межведомственную комиссию по реализации муниципальной Программы по повышению эффективности расходов городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2012 года и утвердить ее состав (прилагается).

3. Утвердить Положение о Межведомственной комиссии по реализации муниципальной Программы по повышению эффективности расходов городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2012 года (прилагается).

4. Структурным подразделениям администрации города Южно-Сахалинска, главным распорядителям бюджетных средств, руководствоваться положениями указанной Программы при формировании и организации исполнения бюджета, а также при подготовке проектов муниципальных правовых актов.

5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.

6. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на вице-мэра по финансам, начальника Финансового управления администрации города Т.А.Умнову.

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 20.03.2012 N 414)


Мэр г. Южно-Сахалинска
А.И.Лобкин





Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 17.12.2010 N 2398

ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в редакции Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 10.05.2011 N 775, от 05.12.2011 N 2367, от 20.03.2012 N 414)

Программа по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.


 I. Необходимость разработки и реализации Программы

Вся бюджетная политика нашего государства, а значит и муниципальных образований, в том числе городского округа "Город Южно-Сахалинск", направлена на обеспечение предоставления населению бюджетных услуг с одновременным повышением их качества, а также обеспечение обоснованного распределения финансовых ресурсов бюджета города и повышения эффективности их использования. Учитывая необходимость реализации данных целей, городской округ "Город Южно-Сахалинск" с апреля 2007 года включился в областную целевую Программу "Реформирование системы управления финансами Сахалинской области в 2006 - 2008 годах".

Постановлением мэра города от 16.05.2007 N 916 был утвержден План мероприятий по реформированию системы управления финансами городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2007 - 2008 годы, успешно реализованный в полном объеме.

Результатом проведения данного реформирования стало формирование на территории городского округа современной системы управления муниципальными финансами путем:

обеспечения предоставления населению городского округа "Город Южно-Сахалинск" полного набора требуемых бюджетных услуг;

повышения качества предоставляемых бюджетных услуг;

обеспечения обоснованного распределения финансовых ресурсов городского округа;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждения постановлением администрации города среднесрочного финансового плана городского округа "Город Южно-Сахалинск" на очередной финансовый год и на плановый период;

соблюдения правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности;

развития системы казначейского исполнения бюджета на территории городского округа, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств городского округа, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;

создания нормативной базы по финансовому обеспечению муниципальных услуг.

В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не все и не в полном объеме применяются на практике законодательно введенные нормы, принципы, механизмы, методики.

В сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд следующих недостатков и нерешенных проблем:

стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствие на законодательном уровне оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей политики городского округа по решению вопросов местного ведения;

сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации руководителей структурных подразделений администрации города и муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

отсутствуют действенные методики оценки деятельности руководителей структурных подразделений администрации и муниципальных учреждений средств бюджета, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;

планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;

не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;

сохраняются отдельные "необеспеченные мандаты", передаваемые из вышестоящих органов исполнительной власти;

формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Сахалинской области в условиях адаптации консолидированного бюджета области к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Сахалинской области.


 II. Цели и задачи Программы

Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей населения городского округа в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Основным условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".

Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

четкое определение сфер ответственности главных распорядителей бюджетных средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск";

обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;

создание условий для повышения эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств по обеспечению муниципальных услуг;

обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в муниципальной собственности, и полномочиями органов местного самоуправления городского округа;

создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения указанных задач в 2011 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления городского округа;

подготовка к переходу утверждения "программного" бюджета;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;

реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок.

Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы.


 III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск"

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа является необходимым условием решения задач Программы.

Проведение ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:

создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата;

ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;

определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития городского округа - роста уровня и качества жизни населения.

Ухудшение условий функционирования экономики неизбежно приводит к снижению доходов местных бюджетов и к сокращению возможностей не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.

Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) муниципального долга привело бы к восстановлению "необеспеченных мандатов" (нормативных правовых актов и решений органов местного самоуправления, влекущих дополнительные расходы бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", и, как следствие, размывание ответственности публично-правовых образований и конкретных должностных лиц за результаты деятельности).

Кроме того, экономическая нестабильность ведет к пересмотру муниципальных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) муниципальных контрактов, что приводит к снижению доверия граждан и субъектов бизнеса к органам местного самоуправления не только как к субъектам политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.

В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов местного самоуправления городского округа, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения вопросов местного ведения в соответствующих сферах.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", основанных на реалистичных оценках;

ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;

недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации;

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах сокращения ранее принятых обязательств (в случае необходимости).

Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов в городском округе "Город Южно-Сахалинск" планируется реализовать следующие основные меры:

- формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 20 лет) и долгосрочной бюджетной стратегии городского округа "Город Южно-Сахалинск";

- использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск";

- формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности структурных подразделений администрации города за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;

- оптимизация числа налоговых льгот и отражение в случае применения налоговых льгот в соответствующих муниципальных программах с регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программами целей;

- совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета городского округа с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»