Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ЗДОРОВЬЕ - 21"


 2.6. Законодательство, управление, финансирование


С 1993 года и по настоящее время в Российской Федерации создается новая правовая основа в сфере охраны здоровья.

Законы устанавливают права граждан (Конституция Российской Федерации ст. ст. 7, 41, 42 и Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" ст. ст. 17 - 34) и определяют механизм реализации данных государственных гарантий, регулируют отношения в сфере здравоохранения.

К таким законодательным актам относятся Гражданский, Уголовный, Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Законы Российской Федерации "О медицинском страховании в Российской Федерации", "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании", "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", Федеральные законы "О лекарственных средствах", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии". Некоторые важные аспекты охраны здоровья населения регулируются такими законами, как Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О рекламе", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителя", Законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". Кроме того, был принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по широкому кругу вопросов, прямо или косвенно касающихся проблем здоровья населения (об организации летнего отдыха детей, об организации медико-социальной помощи ветеранам и др.).

Анализируя данные правовые акты, можно сделать вывод, что на сегодня законодательство в сфере охраны здоровья в основном сформировано. Важной его особенностью является система взаимоотношений органов власти федерального, областного и муниципального уровней, децентрализация управления, в том числе и по рассматриваемому вопросу. Полномочия каждого уровня власти определены Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан".

В то же время возможности действующего законодательства используются не в полной мере. Не отработана до конца система межведомственного взаимодействия и государственного управления по вопросам профилактики на областном и муниципальном уровнях.

Имеется также ряд недостатков, снижающих эффективность действия законов в вопросах укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Так, например, не определен законодательно источник финансирования профилактических программ. Учитывая сложности бюджетов всех уровней, при отсутствии целевых отчислений от акцизных сборов за производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, от штрафных санкций за нарушение санитарных и природоохранных нормативов невозможно обеспечить устойчивое финансирование профилактических мероприятий.

Законодательство Вологодской области по вопросам охраны здоровья представлено несколькими законами: "О лекарственном обеспечении населения Вологодской области", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О туберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области", а также 8 целевыми программами по отдельным проблемам. Выделена программа профилактики гипертонической болезни и атеросклероза - одного из важнейших факторов преждевременной смерти населения.

Наряду с этим нет закона области об охране здоровья населения, определяющего права и обязанности всех участников межведомственного сотрудничества в данной сфере.

В Администрации области создано несколько межведомственных комиссий, в том числе по профилактике травматизма, по противоэпидемическим вопросам, по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, по работе с трудными подростками и др. Однако деятельность этих комиссий пока еще не объединена в единую систему. На уровне районов предпринимаются попытки создания межведомственных советов по вопросам охраны здоровья. Их деятельность ориентирована в основном на профилактику инфекционных заболеваний.

Источником средств для профилактических программ на сегодняшний день является бюджет, финансирующий большую часть расходов специализированных учреждений, таких как Центр медицинской профилактики, Центр медико-психологической помощи и планирования семьи, Центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Тем не менее финансирование актуальных профилактических мероприятий не удовлетворяет существующих на сегодня потребностей.

Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено выделение средств на предупредительные мероприятия, что в перспективе должно снизить заболеваемость и количество страховых случаев, но в страховых организациях не созданы фонды предупредительных мероприятий; из-за недостатка средств в системе ОМС не проводится разработка и осуществление конкретных профилактических программ (исключение составляют г. Вологда и Тотемский район, где проводится профилактика гипертонической болезни).

В финансировании оздоровительных мероприятий участвуют и некоторые другие учреждения. Фонд социального страхования несет расходы по реабилитации в санаторно-профилактических учреждениях, по летнему отдыху детей и др. Экологический фонд оплачивает некоторые образовательные программы по повышению экологической грамотности населения.

К сожалению, в области не проводились исследования по определению эффективности использования данных средств, что необходимо сделать в ближайшем будущем.

Таким образом, в сфере законодательства, управления и финансирования имеются реальные резервы, использование которых позволит добиться улучшения показателей здоровья населения области и, соответственно, повышения качества трудового потенциала.