(с изменениями на 2 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2018 N 653, от 09.12.2019 N 717, от 02.07.2024 N 289)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201) и Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 февраля 2013 года N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение о постоянно действующей комиссии Республики Башкортостан по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, и ее состав.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова И.Х.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2019 N 717)
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ (ФОРМИРОВАНИЙ), СПАСАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН, ПРИОБРЕТАЮЩИХ СТАТУС СПАСАТЕЛЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201), Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 февраля 2013 года N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и определяет полномочия, права и обязанности постоянно действующей комиссии Республики Башкортостан по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющей аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - аттестационная комиссия), а также устанавливает требования, предъявляемые к порядку формирования и составу аттестационной комиссии, к порядку принятия ею решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
В соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1091 (далее - Положение о проведении аттестации), аттестация подразделяется на первичную, периодическую и внеочередную.
Первичная аттестация проводится в отношении:
вновь созданных аварийно-спасательных служб (формирований) - после их укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами;
граждан, впервые приобретающих статус спасателя, - не позднее чем через 6 месяцев после прохождения ими медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.
Периодическая аттестация проводится в отношении действующих аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей с периодичностью 1 раз в 3 года.
Внеочередная аттестация проводится:
а) в отношении аварийно-спасательных служб (формирований):
по инициативе учредителя или руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) - в случае реорганизации юридического лица - учредителя аварийно-спасательной службы (формирования), а также при изменении вида (видов) аварийно-спасательных работ, проводимых аварийно-спасательной службой (формированием);
по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), - при выявлении в ходе проверки нарушений обязательных требований, предъявляемых при их аттестации;
б) в отношении спасателей:
по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя - в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации;
по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), - при выявлении в ходе проверки нарушений обязательных требований, предъявляемых при их аттестации.
2. Аттестационная комиссия создается при Правительстве Республики Башкортостан.
Изготовление жетона спасателя, бланков удостоверения личности спасателя и книжки спасателя, а также их дубликатов производится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), а для спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - за счет средств спасателей.
3. Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законами Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций и Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.
4. К полномочиям аттестационной комиссии относится проведение аттестации:
а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти Республики Башкортостан, организациями, находящимися в сфере ее ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления;
б) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территории Республики Башкортостан;
в) аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении на территории Республики Башкортостан работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), перечисленных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, а также спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно.
5. Аттестационная комиссия обязана:
а) в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, о проведении их аттестации, осуществлять рассмотрение документов, представленных для проведения аттестации;
б) проводить проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, установленным пунктами 12 и 22 Положения о проведении аттестации, и определять их готовность к выполнению задач, возложенных на аварийно-спасательные службы (формирования) и спасателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) принимать решения об аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ, о присвоении или подтверждении статуса спасателя, а также о присвоении, подтверждении или понижении класса квалификации спасателя;
г) присваивать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) и спасателям регистрационные номера и вести регистрационные реестры аварийно-спасательных служб (формирований), регистрационные реестры спасателей;
д) выдавать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) свидетельства установленного образца об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а также дубликаты таких свидетельств;
е) выдавать аттестованным спасателям удостоверения личности спасателя и книжки спасателя установленных образцов, а также их дубликаты, информировать спасателей о присвоенных им регистрационных номерах для последующего нанесения их на жетоны спасателя установленного образца, а при проведении периодической и (или) внеочередной аттестации спасателей производить в книжках спасателя записи об аттестации;
ж) иметь круглую печать, содержащую полное наименование аттестационной комиссии.
6. Аттестационная комиссия имеет право:
а) создавать экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к деятельности аттестационной комиссии, и определять порядок их работы;
б) запрашивать и получать от организаций и граждан на основании письменных запросов необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к деятельности аттестационной комиссии.
7. Аттестационная комиссия создается решением Правительства Республики Башкортостан.
В состав аттестационной комиссии включаются специалисты структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти Республики Башкортостан, профильные специалисты территориального органа МЧС России, специалисты органов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, а также представители комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности республики.
Также в состав аттестационной комиссии в целях обеспечения принятия квалифицированных решений включаются руководители (специалисты) аварийно-спасательных служб (формирований), высококвалифицированные спасатели и представители профессиональных союзов спасателей, специалисты научно-исследовательских и экспертных организаций в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и специалисты образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы при принятии решения об аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя и гражданина, приобретающего статус спасателя, обеспечивалось всестороннее, объективное и полное рассмотрение вопроса о соответствии аттестуемых обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, а также исключалась возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
8. В состав аттестационной комиссии входят председатель, заместитель (заместители) председателя, секретарь и члены комиссии.
9. Председатель аттестационной комиссии: