ПРИКАЗ
от 9 июня 2016 года N 3-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 28.12.2018 N 87-мпр.
____________________________________________________________________
(в редакции Приказов министерства по молодежной политике Иркутской области от 05.10.2016 N 24-мпр, от 08.12.2016 N 51-мпр, от 26.12.2016 N 62-мпр, от 02.03.2017 N 19-мпр, от 30.08.2017 N 77-мпр)
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 447-пп "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Молодежная политика" на 2014 - 2020 годы", руководствуясь Положением о министерстве по молодежной политике Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 16 марта 2016 года N 131-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
(в ред. Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 02.03.2017 N 19-мпр)
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Обеспечение занятости и профессиональное становление молодежи" на 2016 - 2020 годы (прилагается).
(в ред. Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 02.03.2017 N 19-мпр)
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Министр по молодежной политике
Иркутской области
А.К.ПОПОВ
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Приказов министерства по молодежной политике Иркутской области от 05.10.2016 N 24-мпр, от 08.12.2016 N 51-мпр, от 26.12.2016 N 62-мпр, от 02.03.2017 N 19-мпр, от 30.08.2017 N 77-мпр)
(в редакции Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 08.12.2016 N 51-мпр)
Наименование ведомственной целевой программы | Обеспечение занятости и профессиональное становление молодежи |
Ответственный исполнитель ведомственной целевой программы | Министерство по молодежной политике Иркутской области |
Цель ведомственной целевой программы | Обеспечение занятости молодежи, развитие предпринимательской активности, оптимизация качества профессионального ориентирования и профессиональной подготовки молодежи, поддержка практики предоставления сезонных и временных работ для молодежи |
Сроки реализации ведомственной целевой программы | 2016 - 2020 годы |
Целевые показатели ведомственной целевой программы | 1. Количество молодых людей, получивших услуги по трудоустройству |
2. Количество молодых людей, вовлеченных в деятельность студенческих отрядов | |
Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы | Объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 9 549,7 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1 228,0 тыс. рублей; 2017 год - 2 232,6 тыс. рублей; 2018 год - 2 029,7 тыс. рублей; 2019 год - 2 029,7 тыс. рублей; 2020 год - 2 029,7 тыс. рублей |
(в ред. Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 30.08.2017 N 77-мпр) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы | 1. Количество молодых людей, вовлеченных в деятельность студенческих отрядов - 2200 чел. |
2. Количество молодых людей, получивших услуги по трудоустройству - 24000 чел. |
Растущий дефицит трудовых ресурсов требует нового подхода к сохранению и использованию кадрового потенциала молодежи.
По данным органов государственной статистики, на 01.01.2011 в Иркутской области проживали 651177 человек в возрасте 14 - 29 лет (26,8% от общей численности населения Иркутской области). Из них каждый третий получает профессиональное образование в образовательных организациях Иркутской области, отдавая предпочтение получению высшего профессионального образования. Только 28% абитуриентов имеют сформированные планы относительно будущей специальности. При этом профессиональные предпочтения молодежи смещены в сторону сферы охраны правопорядка, юриспруденции, регулирования и контроля (финансы, кредит, страхование, управление, деятельность в рыночных структурах). Снижен интерес к профессиям материального производства, социально-бытового обслуживания (промышленность, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание).
Уровень профессионального самоопределения молодежи низок. Выбор профессионального пути и планирование карьеры происходят в условиях недостаточной информированности о возможностях и перспективах самореализации в регионе и за его пределами. В настоящее время результатом низкого уровня профессионального самоопределения молодежи является большое количество молодых специалистов, имеющих невостребованную специальность или специальность, не соответствующую складу и типу личности человека, не раскрывающую потенциал личности и запросы на самореализацию. По данным социологического исследования, в рамках Государственного доклада "Молодежь Иркутской области" в 2012 году 51,9% молодых людей работают не по специальности. Растет количество молодежи, не имеющей стабильной работы и сформированных карьерных перспектив. Растет социальная группа работающей молодежи, которая занята временными формами активности и ходит по кругу низкодоходных и нестабильных занятий, таких как менеджер, риелтор, системный администратор, курьер, охранник, продавец-консультант. Они движутся вне планируемых карьерных траекторий, вне социальной дороги и не находят путей для развития и понятных для себя жизненных маршрутов. Это приводит к масштабным фрустрациям в молодежной среде, приводящим к идее географической мобильности как выхода из неопределенности. Молодежь стремится уехать из Иркутской области.
Первоочередными задачами в работе с молодежью становятся профессиональная ориентация как основа формирования правильных представлений молодежи о трудовой деятельности, профессиональном развитии, призвании и самореализации, социальная и трудовая адаптация, трудовое воспитание молодежи и вовлечение в предпринимательство.
Темпы изменений в современном мире велики. Быстро меняются и рынок труда, и требования к специалистам. Поэтому профессиональная ориентация сейчас требует развития новых подходов: формирования у молодежи готовности к профессиональной мобильности, быстрому освоению новых видов деятельности, умения самостоятельно искать работу и продвигать себя на рынке труда, ориентироваться в потоке информации, правильно оценивать свои возможности, способности, умения, запросы и потребности.
Профессиональная ориентация являет множество субъектов и разные ведомственные цели и интересы. При этом профессиональная ориентация в Иркутской области не имеет единой концепции, структуры взаимодействия субъектов профориентации, единой, обновляемой методической базы, информационного поля. Каждый субъект осуществляет профориентирование в своем понимании под свои цели. Отсутствуют разработанные под потребности региона профориентационные информационные и методические комплексы и технологии. За период действия долгосрочной целевой программы Иркутской области "Молодежь Иркутской области" на 2011 - 2013 годы создано сообщество специалистов по профессиональной ориентации (около 100 человек).
Этого недостаточно для качественного развития профориентации в области и внедрения новых подходов.
Программные мероприятия отражают подход к профессиональной ориентации как к организации практико-ориентированной деятельности для молодежи в рамках информационно-образовательных, игровых программ, конкурсов и т.п. Мероприятия Программы направлены на внедрение в профориентацию методик и технологий, создающих у молодежи позитивные модели поведения, формирующих образовательно-профессиональные траектории, понятные и привлекательные для молодежи, нужные и полезные для региона, продвигающие идеи развития собственных возможностей и видения своего личного успеха как части общего успеха Иркутской области и России в целом.
Отдельным направлением в профессиональной ориентации выделено вовлечение молодежи в предпринимательство. Это способствует экономической активизации молодежи. Коммерциализация проектов, идей и молодежных инициатив - важнейший фактор инновационного развития региона.
В Иркутской области всего 6% молодежи думает о возможности открытия собственного бизнеса. При реализации существующих мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним относятся:
- социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое. Молодежь сегодня охотнее отдает предпочтение перспективам самореализации в сфере крупного бизнеса или государственной службы;
- восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха;
- содержание образования. В большинстве образовательных организаций даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
- неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Большинство молодежи не имеют представления о существовании подобных структур, не владеют информацией о том, какую поддержку они могут получить на местном уровне.
Решение этих проблем на ведомственном уровне позволит сориентировать молодежь на развитие в сферах, где востребованы кадры, в том числе в сфере предпринимательства.
Действенным механизмом развития молодежных кадров является приобщение молодежи к трудовой деятельности уже в студенческом возрасте. Актуальна и востребована на сегодняшний день временная занятость в студенческих отрядах. Студенческие отряды осуществляют трудовое воспитание студентов, прививают привычку и адаптируют к труду. Эта форма занятости молодежи развивается и поддерживается в большинстве регионов России. Государственная поддержка студенческих отрядов осуществлялась в рамках ДЦП "Молодежь Иркутской области" на 2011 - 2013 годы. Это позволило увеличить количество студентов, имеющих возможность работать в составе студенческих отрядов, до 3099 человек по итогам 2012 года. Однако количество желающих временно работать студентов в 3 раза больше и способно удовлетворить существующие потребности региона в рабочих строительной отрасли, сферы ЖКХ, лесного комплекса, летнего отдыха детей, сервиса и туризма. Студенческие отряды - это общественные организации, создаваемые на базе образовательных организаций. К проблемам, тормозящим их развитие, следует отнести отсутствие у студентов необходимой квалификации, знаний, навыков для конкретной временной работы на лето; затраты студенческого отряда на медицинское освидетельствование, страхование, проезд к месту работу, проведение воспитательной и культурно-массовой работы в отряде, и др. Решение этих проблем на ведомственном уровне позволит расширить деятельность студенческих отрядов на все учреждения профессионального образования в регионе, увеличить их количественный состав и создать единое движение, формирующее резерв востребованных кадров.
В целом решение указанных задач в рамках ведомственной целевой программы позволит сократить грядущий кадровый "голод" работодателей, определяющих стратегическое развитие области, рационализировать использование трудовых ресурсов, снизить социальную напряженность в молодежной среде.
Цель: Обеспечение занятости молодежи, развитие предпринимательской активности, оптимизация качества профессионального ориентирования и профессиональной подготовки молодежи, поддержка практики предоставления сезонных и временных работ для молодежи.
Срок реализации Программы: 2016 - 2020 годы.
(в ред. Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 08.12.2016 N 51-мпр)
Целевыми показателями Программы являются:
1. Количество молодых людей, получивших услуги по трудоустройству.
2. Количество молодых людей, вовлеченных в деятельность студенческих отрядов.
Значения целевых показателей по годам реализации приведены в приложении 1.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
- количество молодых людей, получивших услуги по трудоустройству, - 24000 чел.;
(в ред. Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 08.12.2016 N 51-мпр)
- вовлечение в деятельность студенческих отрядов - не менее 2200 молодых людей;
(в ред. Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 08.12.2016 N 51-мпр)
- уменьшение оттока молодежи из области в другие регионы;
- уменьшение несоответствия между требованиями рынка труда и квалификацией молодых специалистов;
- повышение мобильности молодежного трудового ресурса в области, социальной и профессиональной активности молодежи;
- повышение уровня профессионального самоопределения молодежи и ответственности за формирование профессиональных и жизненных планов.
К внутренним рискам срыва реализации мероприятий Программы относятся:
1. Нарушение сроков проведения аукционов, закупок.
2. Несоблюдение сроков выполнения работ сторонними организациями, которые могут привести к снижению плановых показателей и целевых индикаторов.
3. Сокращение штатной численности и функций областного государственного казенного учреждения "Молодежный кадровый центр".
К внешним рискам срыва реализации мероприятий Программы относятся рост инфляции, выходящей за пределы прогнозных оценок, обострение ситуации на рынке труда.
В целях содействия профессиональному самоопределению, становлению и развитию карьеры молодежи в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение методического, информационного и кадрового сопровождения профессиональной ориентации молодежи и на внедрение в практику актуальных, эффективных методик и технологий профессионального ориентирования.
Мероприятия включают в себя:
1. Задача подготовки и развития кадров для профессиональной ориентации реализуется в Программе посредством разработки и проведения программ курсов повышения квалификации и методических семинаров для специалистов по профессиональной ориентации и развитию карьеры молодежи.
2. Задача разработки и внедрения новых подходов к содержанию и формам профессиональной ориентации и развитию карьеры молодежи решается путем проведения конкурсов инновационных программ, проектов, направленных на содействие молодежи в профессиональном самоопределении, планировании карьеры, трудоустройстве; реализации практико-ориентированных программ по профессиональной ориентации и развитию карьеры для обучающейся молодежи: семинары, мастер-классы, занятия, курсы, тренинги, экскурсии, слеты, форумы.
Эти программы должны формировать у молодежи навыки профессионального самоопределения, планирования профессионального пути, трудоустройства, знакомить с профессиями в практической деятельности, развивать конкурентные личностные качества.