ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 года N 671
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА N 204
Правительство области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 25 февраля 2013 года N 204 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Вологодской области (2013 - 2018 годы)" следующие изменения:
в преамбуле слова и цифры "Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты")" заменить словами и цифрами "Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте")";
план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Вологодской области (2013 - 2018 годы)", утвержденный указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства области
от 25 июля 2016 года N 671
"Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 25 февраля 2013 года N 204
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Вологодской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить к 2018 году доступность и полное удовлетворение потребности граждан в социальных услугах, а также повысить эффективность и качество их предоставления.
Достижению данной цели способствуют профилактическая направленность социальной работы; активизация потенциала самого клиента; повышение уровня комфортности проживания в стационарных организациях социального обслуживания; привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу оказания социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации; расширение перечня и объемов дополнительных платных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания; обеспечение доступности социальных услуг; реализация социальных и инновационных проектов; реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания; сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания в стационарной форме, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости - в формате социального сопровождения; тесное взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с органами местного самоуправления, общественными организациями в решении вопросов в сфере социальной защиты населения; принятие и реализация государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области"; участие в реализации государственных программ; сохранение и развитие кадрового потенциала и повышение престижа социальных работников путем проведения комплекса мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
2. Проблемами в сфере социального обслуживания населения в Вологодской области являются:
1) устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания;
2) наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
3) недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг;
4) недостаточный уровень доступности социального обслуживания для граждан, проживающих в удаленных районах и сельской местности;
5) низкий уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
3. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения в Вологодской области, обусловлены следующими обстоятельствами:
3.1. Материально-техническая база действующих 79 государственных организаций социального обслуживания включает 340 зданий социального и хозяйственного назначения, в том числе 64 жилых корпуса, из которых 23 в деревянном исполнении (V степень огнестойкости).
Большинство зданий государственных организаций социального обслуживания являются приспособленными или построенными до введения в действие СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы". В связи с этим в настоящее время имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального назначения действующим санитарным правилам и нормам.
С целью создания безопасных условий проживания клиентов в организациях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей, размещенных в деревянных зданиях, в области реализуются мероприятия по переселению граждан из государственных организаций социального обслуживания, здания которых имеют V степень огнестойкости, в другие государственные организации социального обслуживания.
3.2. В Вологодской области проживает 1192.19 тыс. человек, из них 337.04 тыс. человек проживает в сельской местности (28%).
Действующая система социального обслуживания населения области (81 организация социального обслуживания, из них 2 негосударственные) позволяет обеспечить потребность граждан в социальном обслуживании, за исключением возможности своевременного определения их в стационарные организации психоневрологического профиля. В частности, в полном (100%) объеме в Вологодской области удовлетворена потребность пожилых людей и инвалидов в надомном и полустационарном обслуживании, на 98.8% - в стационарном социальном обслуживании. Количество граждан, состоящих на учете для определения в стационарные организации (отделения) области, по состоянию на 1 апреля 2016 составляет 54 человека, из них 42 - в организации социального обслуживания психоневрологического профиля. Наличие очереди также обусловлено проводимыми мероприятиями по расселению граждан из деревянных пожароопасных зданий в кирпичные, а также желанием граждан получать социальные услуги у конкретного поставщика социальных услуг.
3.3. Недостаточно развит рынок социальных услуг негосударственного сектора.
В Вологодской области созданы условия для привлечения к социальному обслуживанию организаций негосударственного сектора. Постановлением Правительства области от 5 декабря 2014 года N 1093 "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Вологодской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)" утверждены размер и порядок выплаты компенсации (путем предоставления субсидий) из областного бюджета.
В то же время по состоянию на 1 апреля 2016 года в реестре поставщиков социальных услуг Вологодской области зарегистрированы всего две негосударственные (коммерческие) организации, предоставляющие социальные услуги на дому.
3.4. С 2001 года в Вологодской области применяется форма мобильного социального обслуживания граждан, проживающих в удаленных районах и сельской местности, с привлечением специалистов различных ведомств (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).
За период 2011 - 2014 годов только 15 мобильных бригад комплексных центров социального обслуживания населения из 28 оснащены автотранспортом. Обеспечение автотранспортом позволяет повысить эффективность деятельности выездных мобильных бригад. В тех комплексных центрах, где мобильные бригады автотранспортом не обеспечены, используется свободный от основного предназначения транспорт либо привлекается транспорт сторонних организаций, что не позволяет обеспечить своевременное оказание услуг гражданам, проживающим в удаленных районах и сельской местности.
3.5. В 2012 году средняя заработная плата работников в организациях социального обслуживания оставалась самой низкой среди учреждений бюджетной сферы Вологодской области - 9624.0 рубля (в учреждениях здравоохранения - 14765.0 рубля, в учреждениях образования - 12397.0 рубля, в учреждениях культуры - 10670.0 рубля). Средняя заработная плата социальных работников составляла 8394.6 рубля, среднего медицинского персонала - 11255.6 рубля, младшего медицинского персонала - 7406.1 рубля, педагогических работников учреждений социального обслуживания населения, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 13152.5 рубля.
В 2015 году средняя заработная плата работников в организациях социального обслуживания составила 16652.5 рубля. Средняя заработная плата социальных работников составила 15401.2 рубля, среднего медицинского персонала - 21857.9 рубля, младшего медицинского персонала - 15469.1 рубля, педагогических работников организаций социального обслуживания населения, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 21547.0 рубля. Однако средняя заработная плата указанных категорий работников организаций социального обслуживания остается ниже средней заработной платы в Вологодской области (24289.7 рубля).
4. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году региональной системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории Вологодской области, в социальных услугах.
5. Задачами "дорожной карты" являются:
1) формирование в Вологодской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
2) обеспечение проведения мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту действующих стационарных организаций социального обслуживания;
3) расширение круга организаций различных организационно-правовых форм, предоставляющих социальные услуги;
4) развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
5) внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
6) повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам Вологодской области, проживающим в удаленных районах и сельской местности;
7) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в Вологодской области;
8) внедрение профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания;
9) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Вологодской области;
10) проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
11) обеспечение перевода работников организаций социального обслуживания, относящихся к основному персоналу, на эффективный контракт.
6. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
1) ликвидация к 2018 году очереди в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
2) создание эффективной организационной структуры и штатной численности организаций социального обслуживания;
3) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания;
4) увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
5) повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100% от средней заработной платы в Вологодской области <1>;
________________
<1> Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
6) обеспечение доступности предоставления социальных услуг гражданам Вологодской области, проживающим в удаленных районах и сельской местности;
7) обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
8) улучшение организации труда в организациях социального обслуживания;
9) обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника;
10) внедрение профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания;
11) повышение качества и доступности предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
7. Показатели нормативов "дорожной карты" в Вологодской области представлены в приложении к "дорожной карте".
8. Контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты" являются:
N | Наименование контрольного показателя | Единицы измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания | % | 97.9 | 98.4 | 98.8 | 99.2 | 99.6 | 100 |
2. | Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. | Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому | человек | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4. | Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание | человек | 563 | 172 | 69 | 30 | 20 | 0 |
5. | Доля инвалидов с детства, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе инвалидов с детства, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет | % | 92 | 75 | 75 | 73 | 73 | 70 |
6. | Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий | человек | 563 | 172 | 69 | 30 | 20 | 0 |
7. | Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Вологодской области | % | x | x | 50 | 52 | 53 | 55 |
8. | Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности | % | x | x | 42.5 | 43 | 43.5 | 44 |
9. | Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в Вологодской области <2> | % | 43.2 | 57.3 | 63.8 | 61.6 | 89.5 | 100.0 |
10. | Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников государственных организаций социального обслуживания за отчетный период | раз | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
11. | Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала государственных организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) | 1 : 0.7 - 1 : 0.5 | 1 : 0.7 - 1 : 0.5 | 1 : 0.7 - 1 : 0.5 | 1 : 0.7 - 1 : 0.5 | 1 : 0.7 - 1 : 0.5 | 1 : 0.7 - 1 : 0.5 | |
12. | Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда государственных организаций социального обслуживания | % | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
13. | Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности | % | 0.3 | 0.9 | 1.5 | 2.0 | 4.0 | 5.0 |
14. | Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности, оказывающих социальные услуги | % | 1.8 | 2.6 | 4.4 | 6.7 | 8.8 | 10.0 |