МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2007 года N 63-Д


О Стратегическом плане (Концепции стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года

(с изменениями на 11 июня 2019 года)

(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 23.04.2009 N 59-Д, от 11.06.2013 N 62-Д, от 13.11.2015 N 86-Д, от 11.06.2019 N 54-Д)



В целях определения основных направлений развития города Магадана на долгосрочную перспективу, на основании пункта 4 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Магадан", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:


1. Утвердить Стратегический план (Концепцию стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года (прилагается).


2. Опубликовать (обнародовать) настоящее Решение в городских средствах массовой информации.


Глава муниципального образования
"Город Магадан"
В.П.ПЕЧЕНЫЙ



Утвержден
Решением
Магаданской городской Думы
от 19 октября 2007 года N 63-Д


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН (КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) ГОРОДА МАГАДАНА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 23.04.2009 N 59-Д, от 11.06.2013 N 62-Д, от 13.11.2015 N 86-Д, от 11.06.2019 N 54-Д)


Введение


Стратегический план (Концепция стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года разработан в соответствии с постановлением мэра города Магадана от 7 ноября 2005 года N 1996 "О разработке основных направлений Стратегического плана развития муниципального образования "Город Магадан" на 2006-2010 годы.


(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 13.11.2015 N 86-Д)


Разработчики документа опирались на "Методические рекомендации по разработке стратегического плана города" (Екатеринбург, 2002), опыт стратегического планирования городов Российской Федерации (Екатеринбурга, Мурманска, Томска, Якутска, Петрозаводска, Сыктывкара, Иркутска) и зарубежного Севера, использовали материалы муниципальных целевых программ города Магадана, муниципальную и областную нормативную правовую базы, данные муниципальной статистики, рабочие аналитические и прогнозные материалы структурных подразделений мэрии города Магадана, рекомендации Института экономики города, сделанные по итогам работы в городе Магадане в 1999-2001 годах.


В течение последних лет в городе организованы и успешно проведены несколько крупных мероприятий всероссийского масштаба. Принят новый Устав города Магадана, в котором закреплен статус Магадана как городского округа (ранее городское поселение), что существенно расширяет его полномочия; 26 июля 2006 года Магаданской городской Думой утвержден Генеральный план города Магадана; обсуждается законопроект о статусе города Магадана как столицы Магаданской области.


В этих условиях определение основных направлений развития города Магадана на долгосрочную перспективу становится первостепенной задачей. Городу необходим базовый документ, который соответствовал бы современным требованиям рыночной экономики, являлся бы основой для текущего планирования, четко определял бы реальные действия мэрии в соответствии с ее финансовыми и управленческими возможностями, представлял бы интересы различных групп городского сообщества. На необходимость разработки стратегического документа муниципального развития ориентирует и федеральное законодательство по местному самоуправлению (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и другие).


Для подготовки такого документа в городе Магадане уже есть существенный задел. Например, в существующих городских программах разработаны многие положения, которые необходимо учесть при определении городской стратегии развития и которые уже сегодня выходят за рамки краткосрочных оперативных задач.


Стратегический план (Концепция стратегического развития) включает оценку сложившейся ситуации в городской экономике, определяет долгосрочную цель и задачи развития Магадана, детализирует их конкретные направления и механизмы реализации. Документ нацелен сделать процесс управления городом более открытым, дать возможность населению, представителям различных хозяйствующих, финансовых, научных структур активнее включаться в процесс городского развития на всех его стадиях (от разработки приоритетов до предложений по механизмам реализации).


1. Общая характеристика города Магадана


Город Магадан основан в 1929 году, расположен в северной части Охотского моря, имеет выход в бухты Нагаева и Гертнера, является административным центром субъекта Российской Федерации - Магаданской области, находится на северо-востоке Российской Федерации, входит в Дальневосточный федеральный округ. Город Магадан является городским поселением, наделенным законом Магаданской области статусом городского округа. Глава муниципального образования "Город Магадан" является высшим должностным лицом городского округа, избирается Магаданской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет, и возглавляет мэрию города Магадана.


(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 11.06.2013 N 62-Д, от 13.11.2015 N 86-Д, от 11.06.2019 N 54-Д)


Численность города в 1990-е годы сократилась в результате оттока населения почти на треть; в настоящее время на территории округа площадью 1,2 тыс. кв. км проживает столько же, сколько в начале 1970-х годов (около 107 тысяч человек). Расстояние от Магадана до Москвы составляет 7110 км.


Магадан - важный торговый, транспортный центр региональных услуг и снабжения. В бухте Нагаева размещается крупнейший на северо-востоке России морской торговый порт, который с помощью ледоколов остается открытым круглый год. От бухты Нагаева в начале тридцатых годов была проложена автодорога федерального значения "Колыма" протяженностью свыше тысячи километров, проходящая через районы добычи золота до Республики Саха (Якутия), с которой у территории имеются разносторонние экономические и культурные связи. В городе имеется аэропорт для внутрироссийских и международных авиалиний.


Город располагает сетью объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, областных и муниципальных учреждений культуры, образования и здравоохранения.


В Магадане сосредоточены городские, региональные, федеральные службы. Сектор государственного и муниципального управления - крупнейший работодатель городской экономики. Совокупно федеральные, региональные и муниципальные служащие составляют около трети всех занятых в городской экономике.


Научный потенциал города представляют Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, Институт биологических проблем Севера ДВО РАН, лаборатории ВНИИ золота и редких металлов, Магаданский зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северо-Востока, Международный научно-исследовательский центр "Арктика", отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.


Для Магадана характерно большое число учебных заведений и, соответственно, значительное количество учащихся школ, лицеев, профессиональных училищ, колледжей, студенческой молодежи с большой долей приезжих с территории Магаданской области. Градообразующей структурой Магадана стал Северный международный университет, имеется множество филиалов столичных вузов. В городе расположена штаб-квартира Ассоциации университетов и колледжей стран Северного Форума.


15 лет Магадан является побратимом американского города Анкоридж. С 1992 года побратимские узы связывают город с китайским Тунхуа. Магадан является членом Международной ассоциации "Породненные города", входит в Ассоциацию Сибирских и Дальневосточных городов, в Международную Ассамблею столиц и крупных городов России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.


Промышленная база Магадана представлена пищевой отраслью (включая рыбную), электроэнергетикой, машиностроением, цветной металлургией и стройиндустрией. Пригородное сельское хозяйство имеет в основном самообеспечивающий характер.


Социально-экономический потенциал Магадана является важнейшим элементом областной экономики. Работа городской экономики отражается на положении практически каждой семьи области, оказывает непосредственное влияние на развитие колымских районов.


В настоящее время в городе проживает более 60% населения области; процесс стягивания населения региона в город Магадан проходил (в последние 15 лет) наиболее высокими темпами по сравнению с другими северными столицами - Якутском, Мурманском, Анадырем, Ханты-Мансийском, Петрозаводском, Сыктывкаром, Петропавловском-Камчатским.


Город Магадан является ядром Особой экономической зоны (ОЭЗ), созданной в Магаданской области в 1999 году постановлением Правительства РФ сроком на 15 лет. С образованием Особой экономической зоны областной центр стал привлекательным для регистрации здесь хозяйств самого различного профиля. На 01.10.2005 число участников ОЭЗ составило 330 (из них 241 юридическое лицо, 89 индивидуальных предпринимателей). Основу особых экономических условий для предприятий, работающих в ОЭЗ, составляют льготы по федеральным налогам, льготный таможенный режим.


В Магадане действует около 8000 индивидуальных предприятий различных форм собственности (72% от общего количества в Магаданской области). Здесь сконцентрированы офисы многих компаний, действующих на Колыме. В Магадане сосредоточена почти половина основных фондов предприятий и организаций различных форм собственности области; более двух третей оборота областной розничной торговли; почти треть инвестиций в основной капитал. В отличие от Петропавловска-Камчатского, Читы, которые являются промышленными административными центрами, Магадан принадлежит к более многочисленной группе северных столичных городов, выполняющих для своих регионов прежде всего сервисные функции.


Территория города Магадана велика по сравнению с другими северными центрами-аналогами (поэтому ключевая особенность города - исключительно низкая плотность населения в городском округе), она обеспечивает синергию двух портов - морского и авиационного, расположенных на расстоянии почти в 50 километров друг от друга. Ее составляют исторически сложившиеся земли города, прилегающие к нему земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития города, территории поселков Сокол и Уптар.


2. Оценка ситуации в городской экономике


На фоне сжатия размеров магаданской экономики в последнее десятилетие происходят значительные структурные сдвиги: от ранее приоритетного развития промышленности к развитию сектора производственных и социальных услуг.


Завершается интенсивный миграционный отток населения в центральные районы страны, который способствовал снижению численности всей Магаданской области более чем на треть. Миграционный прирост в городе в 2005 году составил 492 человека против 82 в 2004 году <1>. За последние пять лет из районов области в город прибыло около 12 тысяч человек. Ежегодно более 70% населения, мигрирующего внутри области, выбирают местом своего проживания город Магадан. Более половины прибывших в областной центр (57%) - жители районов области.


________________


<1> Миграция в Магадане формируется в результате "сложения" двух потоков: первый - отток населения "на материк", "пик" которого приходился на 1996-1997 гг., и который год от года снижается; второй - приток из внутренних районов области.


Для города характерна присущая и всей стране естественная убыль населения, которая определяется уменьшением рождаемости по сравнению с уровнем 1980-х годов, и ростом смертности населения.


Роль города в областной экономике увеличивалась весь период реформы, эта тенденция характерна и для периода последних лет (табл. 1). По показателям объема реализации платных услуг, денежных расходов населения, оборота розничной торговли доля города в области выше, чем по численности населения, что отражает более диверсифицированную структуру его экономики по сравнению с поселками трассы. По этой же причине ниже доля городских безработных в общем их числе по области. Доля города выше и по вводу жилых домов, грузообороту транспорта, денежным доходам населения. Ниже доли населения бюджетные показатели (размер городского бюджета не адекватен сравнительному размеру городской экономики в области), показатели инвестиционной активности и численности занятых.


Таблица 1


Экономическая роль города в Магаданской области

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

Численность населения (на конец года), тыс. человек

106,9

106,8

107,2

Удельный вес (города в области), %

60 <1>

61 <1>

63 <1>

Показатели, значения которых превосходят долю населения города в области

Объем реализации платных услуг, млн. рублей

2526,3

3039,7

3320,6

%

85 <1>

86 <1>

83 <1>

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров

7,1

2,3

7,1

%

100 <1>

82 <1>

79 <1>

Денежные расходы, млн. рублей

11153,5

12854,8

14996,4

%

76 <1>

77 <1>

78 <1>

Оборот розничной торговли, млн. рублей

3582,1

4065,7

4887,4

%

67 <1>

68 <1>

70 <1>

Денежные доходы, всего, млн. рублей

11939,9

13566,8

15281,6

%

68 <1>

68 <1>

68 <1>

Грузооборот транспорта, млн. тонно-км

92,0

91,1

65,1

%

44 <1>

50 <1>

67 <1>

Показатели, значения которых ниже доли населения города в области

Среднегодовая численность работающих в отраслях экономики, тыс. человек

46,9

46,1

49,5

%

58 <1>

57 <1>

61 <1>

Оборот общественного питания, млн. рублей

178,4

187,7

213,4

%

71 <1>

66 <1>

59 <1>

Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, млн. рублей

552,6

498,9

487,5

%

28,6 <1>

29,5 <1>

36,6 <1>

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

1116,1

1132,0

1255

%

33 <1>

28 <1>

30 <1>

Численность официально зарегистрированных безработных, человек

1451

1539

1400

%

25 <1>

26 <1>

26 <1>

Доходы бюджета, всего, тыс. рублей

2255,5

2409,6

2262,5

%

22 <1>

24 <1>

25 <1>

Расходы, тыс. рублей

2240,5

2442,1

2437,6

%

22 <1>

24 <1>

27 <1>

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»