АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 октября 2011 года N 468-рк

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

(в редакции распоряжений Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 641-рк, от 06.08.2012 N 395-рк, от 03.09.2012 N 464-рк, от 29.10.2012 N 587-рк, от 26.11.2012 N 652-рк, от 17.12.2012 N 712-рк, от 04.03.2013 N 130-рк, от 24.06.2013 N 387-рк, от 30.09.2013 N 596-рк, от 07.10.2013 N 616-рк, от 11.11.2013 N 684-рк, от 23.12.2013 N 794-рк, от 10.02.2014 N 76-рк, от 11.03.2014 N 153-рк, от 14.04.2014 N 233-рк, от 23.06.2014 N 367-рк, от 14.07.2014 N 406-рк, от 07.10.2014 N 720-рк, от 05.11.2014 N 813-рк, от 15.12.2014 N 955-рк, от 31.12.2014 N 1049-рк)

В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени:

(преамбула в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 07.10.2014 N 720-рк)

1. Утвердить муниципальную программу "Развитие физической культуры и спорта в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" согласно приложению к настоящему распоряжению.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 07.10.2013 N 616-рк)

2. Признать утратившим силу с 01.01.2012 распоряжение Администрации города Тюмени от 27.01.2011 N 22-рк "Об утверждении ведомственной целевой программы "Основные направления развития спорта и молодежной политики в городе Тюмени на 2011 - 2013 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени (Хромин Е.В.).

(п. 3 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 07.10.2014 N 720-рк)

Глава Администрации города
А.В.МООР

     




Приложение
к распоряжению
от 17.10.2011 N 468-рк



 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"  

(в редакции распоряжений Администрации города Тюмени от 07.10.2014 N 720-рк, от 05.11.2014 N 813-рк, от 15.12.2014 N 955-рк, от 31.12.2014 N 1049-рк)


 1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы


Муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Законом Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";

распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормах и нормативах";

распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года";

Уставом города Тюмени;

постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";

постановлением Администрации города Тюмени от 17.04.2008 N 44-пк "Об утверждении порядка формирования спортивных сборных команд города Тюмени, их обеспечения";

распоряжением Администрации города Тюмени от 24.04.2008 N 311-рк "Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на организацию и проведение спортивных соревнований, физкультурных мероприятий".


2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Проблемы, препятствующие эффективному развитию физической культуры, спорта и предоставлению услуг дополнительного образования по обучению видам спорта в городе Тюмени:

1. Отставание уровня развития материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе в части создания условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, от темпов роста численности населения города.

1.1. Причины возникновения проблемы:

недостаток основных типов спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом;

недостаточное количество спортивных сооружений, приспособленных для их посещения маломобильными категориями населения;

недостаточное количество современного спортивного инвентаря и оборудования для проведения физкультурных, спортивных занятий, специального спортивного инвентаря и оборудования для занятий инвалидов.

По результатам мониторинга развития физической культуры и спорта в городе Тюмени, на 01.10.2011 в городе находится 1348 спортивных сооружений (2010 - 1346, 2009 - 1306), в том числе спортивных залов 382 ед., из них по формам собственности: федеральной - 46 ед.; областной - 22 ед.; муниципальной - 228 ед.; другой - 86 ед.

Спортивные залы муниципальной формы собственности находятся в оперативном управлении:

учреждений дошкольного образования - 111 ед.;

общеобразовательных учреждений - 120 ед.;

учреждений дополнительного образования детей - 26 ед.;

учреждений культуры - 3 ед.

По своему назначению:

спортивные залы дошкольных образовательных учреждений предназначены для организации физкультурных занятий только детей дошкольного возраста и в основном являются переоборудованными из других помещений;

спортивные залы общеобразовательных учреждений являются многоцелевыми и предназначены для организации учебных занятий и физкультурно-спортивных занятий по игровым видам спорта во внеурочное время. Из 120 имеющихся залов 33 находятся на 1 этаже школ, рядом с входной группой, их посещение не требует прохода через школу (на территории Калининского административного округа - 8, Восточного административного округа - 7, Центрального административного округа - 11, Ленинского административного округа - 7);

спортивные залы учреждений дополнительного образования предназначены для организации обучения детей, подростков и молодежи видам спорта и в основном являются специализированными, из 16 учреждений только 5 имеют спортивные залы многоцелевого назначения (на территории Ленинского административного округа - 3, Центрального административного округа - 1, Восточного административного округа - 1).

Единовременная пропускная способность спортивных сооружений в городе Тюмени составляет 30600 чел./час (2010 - 30578, 2009 - 27970).

В соответствии с гигиеническими требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03, постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27), предъявляемыми к учебным заведениям, работа спортивных залов осуществляется с 8-00 до 20-00 часов. Вместе с тем спортивные залы муниципальных общеобразовательных учреждений используются до 21-00, 22-00 часов с организацией дополнительных платных услуг взрослому населению, спортивные залы учреждений дополнительного образования детей - до 23-00 часов с организацией дополнительных платных услуг населению. В среднем загруженность муниципальных спортивных залов составляет до 130%.

Таблица 1


 Уровень фактической обеспеченности спортивными сооружениями (от нормативной)

Наименование показателя

ед. изм.

2008

2009

2010

2011

Численность населения города Тюмени на начало года

чел.

599036

595097

607675

619400

Уровень фактической обеспеченности спортивными сооружениями (от нормативной)

%

20,4

24,7

26,1

26,5


Обеспеченность основными типами спортивных сооружений (от нормативной, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормах и нормативах" (далее - Распоряжение N 1063-р), составляет:

площадями спортивных залов 50,29% (2009 - 44,44%; 2008 - 28,89%) при уровне загрузки в среднем до 130%;

площадями плоскостных спортивных сооружений (спортивных площадок) 40,27% (2009 - 41,27%; 2008 - 12,4%) при уровне загрузки в среднем до 60% в связи с недостатком спортивных организаторов физкультурной работы по месту жительства населения, а также несоответствием материально-технического состояния плоскостных спортивных сооружений современным требованиям;

площадями зеркала воды плавательных бассейнов 12,21% (2009 - 9,05%; 2008 - 7,57%) при уровне загрузки в среднем до 150%.

При этом муниципальные многофункциональные общедоступные спортивные залы находятся в шаговой доступности на территории: Калининского административного округа - 8 спортивных залов на 169000 чел. населения округа; Восточного административного округа - 8 спортивных залов на 126231 чел. населения округа; Центрального административного округа - 12 спортивных залов на 154000 чел. населения округа; Ленинского административного округа - 10 спортивных залов на 135536 чел. населения округа.

Только 9 спортивных залов (из имеющихся 382-х) имеют свободный доступ для маломобильных групп населения (2010 - 9; 2009 - 7), кроме того, 4 спортивных зала имеют низкобарьерный доступ.

В настоящее время средняя обеспеченность спортивных школ спортивным инвентарем, в том числе современным высококачественным, составляет около 66% от потребности (2010 - 65%; 2009 - 64%).

Решение проблем, связанных с развитием материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта, позволит повысить уровень доступности спортивных сооружений для населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ физкультурной, спортивной работы показывает, что наиболее востребованными видами спорта являются: футбол, мини-футбол, баскетбол, волейбол, оздоровительный бег, лыжный спорт. В настоящее время набирают большую популярность оздоровительные занятия на велосипедах. Наиболее востребованными объектами физической культуры и спорта являются сооружения, отвечающие современным требованиям, и многофункциональные спортивные залы образовательных учреждений, находящиеся на 1-х этажах и в шаговой доступности. Для развития инфраструктуры физической культуры и спорта необходимо:

осуществлять резервирование земельных участков под строительство спортивных сооружений;

строить многофункциональные спортивные сооружения для массовых занятий физической культурой и спортом, а также специализированные залы для спортивных школ, комплексные спортивные площадки с синтетическим покрытием, позволяющим использовать их круглогодично;

реконструировать имеющиеся спортивные площадки;

осуществлять оборудование велосипедных дорожек и велостоянок.

2. Недостаточный уровень квалификации тренерско-преподавательских кадров, их низкая мотивация к использованию современных подходов в работе.

2.1. Причины возникновения проблемы:

недостаточное количество высококвалифицированных тренерско-преподавательских кадров, их низкая инновационная подготовленность;

недостаточный уровень подготовки спортивных организаторов по месту жительства населения;

слабый приток в МАОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР молодых тренеров-преподавателей.

Согласно статистическим данным, на 01.10.2011 в муниципальных спортивных школах работают 220 штатных тренеров-преподавателей по видам спорта (2009 - 178; 2008 - 167), из них: с высшим профессиональным образованием - 162 чел.; 10 чел. - со средним специальным образованием; 48 чел. не имеют специального образования; высшую категорию имеют 105 чел.; 1 категорию - 67 чел.; 2 категорию - 42 чел.

По состоянию на 01.01.2011 средняя заработная плата тренера-преподавателя в муниципальных спортивных школах составила 16819 руб. Для сравнения, среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в организациях города Тюмени составила 29491,3 руб.

Спортивными организаторами трудоустроены работники сферы физической культуры и спорта по договорам гражданско-правового характера. С ними проводятся обучающие семинары, мастер-классы. Вместе с тем отсутствует специализированная подготовка по организации физкультурной, спортивной работы по месту жительства, не проводятся курсы повышения квалификации спорторганизаторов.

В городе Тюмени в учреждениях различной формы собственности работают 502 штатных тренера-преподавателя (в соответствии с Распоряжением N 1063-р необходимо 1579).

В муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР работает 220 штатных тренеров-преподавателей, из них впервые приступили к работе тренерами-преподавателями 4 специалиста. Возрастной состав тренеров-преподавателей МАОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР составляет: в возрасте до 35 лет - 71,5%; в возрасте 35 - 49 лет - 17,5%; в возрасте 50 - 60 лет - 17,5%; в возрасте 60 лет и старше - 5,7%.

В городе Тюмени учебными заведениями, готовящими физкультурные, спортивные кадры, являются институт физической культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" (ИФК ГОУ ВПО "ТГУ") и Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО "ЗСГК"). В 2011 году ИФК ГОУ ВПО "ТГУ" подготовил 91 специалиста, ФГОУ СПО "ЗСГК" - 27 специалистов (2010 - 107 и 32 соответственно, 2009 - 169 и 19 соответственно).

Анализ ситуации по квалификации тренерско-преподавательских кадров, спорторганизаторов показывает острую потребность в высококвалифицированных физкультурных кадрах. Кроме этого, целесообразно обеспечить привлечение студентов старших курсов специализированных учреждений высшего и среднего профессионального образования для работы спорторганизаторами. Наряду с дефицитом тренеров-преподавателей в МАОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР, на низком уровне находится приток молодых специалистов. Причинами такой тенденции являются отсутствие социального жилья для молодых специалистов, низкая заработная плата в сравнении с заработной платой работников промышленных предприятий города Тюмени, что отражается в диспропорции на рынке труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»