АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 октября 2014 года N 720-рк
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 17.10.2011 N 468-РК
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени,
внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 17.10.2011 N 468-рк "Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 641-рк, от 06.08.2012 N 395-рк, от 03.09.2012 N 464-рк, от 29.10.2012 N 587-рк, от 26.11.2012 N 652-рк, от 17.12.2012 N 712-рк, от 04.03.2013 N 130-рк, от 24.06.2013 N 387-рк, от 30.09.2013 N 596-рк; от 07.10.2013 N 616-рк, от 11.11.2013 N 684-рк, от 23.12.2013 N 794-рк, от 10.02.2014 N 76-рк, от 11.03.2014 N 468-рк, от 14.04.2014 N 233-рк, от 23.06.2014 N 367-рк, от 14.07.2014 N 406-рк) следующие изменения:
преамбулу распоряжения изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени:";
пункт 3 распоряжения изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени (Хромин Е.В.)";
приложение к распоряжению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Глава
Администрации города
А.В.МООР
Приложение
к распоряжению
от 07.10.2014 N 720-рк
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 17.04.2008 N 44-пк "Об утверждении порядка формирования спортивных сборных команд города Тюмени, их обеспечения";
распоряжением Администрации города Тюмени от 24.04.2008 N 311-рк "Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на организацию и проведение спортивных соревнований, физкультурных мероприятий".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, препятствующие эффективному развитию физической культуры, спорта и предоставлению услуг дополнительного образования по обучению видам спорта в городе Тюмени:
1. Отставание уровня развития материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе в части создания условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, от темпов роста численности населения города.
1.1. Причины возникновения проблемы:
недостаток основных типов спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом;
недостаточное количество спортивных сооружений, приспособленных для их посещения маломобильными категориями населения;
недостаточное количество современного спортивного инвентаря и оборудования для проведения физкультурных, спортивных занятий, специального спортивного инвентаря и оборудования для занятий инвалидов.
По результатам мониторинга развития физической культуры и спорта в городе Тюмени, на 01.10.2011 в городе находится 1348 спортивных сооружений (2010 - 1346, 2009 - 1306), в том числе спортивных залов 382 ед., из них по формам собственности: федеральной - 46 ед.; областной - 22 ед.; муниципальной - 228 ед.; другой - 86 ед.
Спортивные залы муниципальной формы собственности находятся в оперативном управлении:
учреждений дошкольного образования - 111 ед.;
общеобразовательных учреждений - 120 ед.;
учреждений дополнительного образования детей - 26 ед.;
учреждений культуры - 3 ед.
По своему назначению:
спортивные залы дошкольных образовательных учреждений предназначены для организации физкультурных занятий только детей дошкольного возраста и в основном являются переоборудованными из других помещений;
спортивные залы общеобразовательных учреждений являются многоцелевыми и предназначены для организации учебных занятий и физкультурно-спортивных занятий по игровым видам спорта во внеурочное время. Из 120 имеющихся залов 33 находятся на 1 этаже школ, рядом с входной группой, их посещение не требует прохода через школу (на территории Калининского административного округа - 8, Восточного административного округа - 7, Центрального административного округа - 11, Ленинского административного округа - 7);
спортивные залы учреждений дополнительного образования предназначены для организации обучения детей, подростков и молодежи видам спорта и в основном являются специализированными, из 16 учреждений только 5 имеют спортивные залы многоцелевого назначения (на территории Ленинского административного округа - 3, Центрального административного округа - 1, Восточного административного округа - 1).
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений в городе Тюмени составляет 30600 чел./час (2010 - 30578, 2009 - 27970).
В соответствии с гигиеническими требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03, постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27), предъявляемыми к учебным заведениям, работа спортивных залов осуществляется с 8-00 до 20-00 часов. Вместе с тем спортивные залы муниципальных общеобразовательных учреждений используются до 21-00, 22-00 часов с организацией дополнительных платных услуг взрослому населению, спортивные залы учреждений дополнительного образования детей - до 23-00 часов с организацией дополнительных платных услуг населению. В среднем загруженность муниципальных спортивных залов составляет до 130%.
Таблица 1
Уровень фактической обеспеченности спортивными сооружениями (от нормативной)
Наименование показателя | ед. изм. | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Численность населения города Тюмени на начало года | чел. | 599036 | 595097 | 607675 | 619400 |
Уровень фактической обеспеченности спортивными сооружениями (от нормативной) | % | 20,4 | 24,7 | 26,1 | 26,5 |
Обеспеченность основными типами спортивных сооружений (от нормативной, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормах и нормативах" (далее - Распоряжение N 1063-р), составляет:
площадями спортивных залов 50,29% (2009 - 44,44%; 2008 - 28,89%) при уровне загрузки в среднем до 130%;
площадями плоскостных спортивных сооружений (спортивных площадок) 40,27% (2009 - 41,27%; 2008 - 12,4%) при уровне загрузки в среднем до 60% в связи с недостатком спортивных организаторов физкультурной работы по месту жительства населения, а также несоответствием материально-технического состояния плоскостных спортивных сооружений современным требованиям;
площадями зеркала воды плавательных бассейнов 12,21% (2009 - 9,05%; 2008 - 7,57%) при уровне загрузки в среднем до 150%.
При этом муниципальные многофункциональные общедоступные спортивные залы находятся в шаговой доступности на территории: Калининского административного округа - 8 спортивных залов на 169000 чел. населения округа; Восточного административного округа - 8 спортивных залов на 126231 чел. населения округа; Центрального административного округа - 12 спортивных залов на 154000 чел. населения округа; Ленинского административного округа - 10 спортивных залов на 135536 чел. населения округа.
Только 9 спортивных залов (из имеющихся 382-х) имеют свободный доступ для маломобильных групп населения (2010 - 9; 2009 - 7), кроме того, 4 спортивных зала имеют низкобарьерный доступ.
В настоящее время средняя обеспеченность спортивных школ спортивным инвентарем, в том числе современным высококачественным, составляет около 66% от потребности (2010 - 65%; 2009 - 64%).
Решение проблем, связанных с развитием материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта, позволит повысить уровень доступности спортивных сооружений для населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ физкультурной, спортивной работы показывает, что наиболее востребованными видами спорта являются: футбол, мини-футбол, баскетбол, волейбол, оздоровительный бег, лыжный спорт. В настоящее время набирают большую популярность оздоровительные занятия на велосипедах. Наиболее востребованными объектами физической культуры и спорта являются сооружения, отвечающие современным требованиям, и многофункциональные спортивные залы образовательных учреждений, находящиеся на 1-х этажах и в шаговой доступности. Для развития инфраструктуры физической культуры и спорта необходимо:
осуществлять резервирование земельных участков под строительство спортивных сооружений;
строить многофункциональные спортивные сооружения для массовых занятий физической культурой и спортом, а также специализированные залы для спортивных школ, комплексные спортивные площадки с синтетическим покрытием, позволяющим использовать их круглогодично;
реконструировать имеющиеся спортивные площадки;
осуществлять оборудование велосипедных дорожек и велостоянок.
2. Недостаточный уровень квалификации тренерско-преподавательских кадров, их низкая мотивация к использованию современных подходов в работе.
2.1. Причины возникновения проблемы:
недостаточное количество высококвалифицированных тренерско-преподавательских кадров, их низкая инновационная подготовленность;
недостаточный уровень подготовки спортивных организаторов по месту жительства населения;
слабый приток в МАОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР молодых тренеров-преподавателей.
Согласно статистическим данным, на 01.10.2011 в муниципальных спортивных школах работают 220 штатных тренеров-преподавателей по видам спорта (2009 - 178; 2008 - 167), из них: с высшим профессиональным образованием - 162 чел.; 10 чел. - со средним специальным образованием; 48 чел. не имеют специального образования; высшую категорию имеют 105 чел.; 1 категорию - 67 чел.; 2 категорию - 42 чел.
По состоянию на 01.01.2011 средняя заработная плата тренера-преподавателя в муниципальных спортивных школах составила 16819 руб. Для сравнения, среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в организациях города Тюмени составила 29491,3 руб.
Спортивными организаторами трудоустроены работники сферы физической культуры и спорта по договорам гражданско-правового характера. С ними проводятся обучающие семинары, мастер-классы. Вместе с тем отсутствует специализированная подготовка по организации физкультурной, спортивной работы по месту жительства, не проводятся курсы повышения квалификации спорторганизаторов.
В городе Тюмени в учреждениях различной формы собственности работают 502 штатных тренера-преподавателя (в соответствии с Распоряжением N 1063-р необходимо 1579).
В муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР работает 220 штатных тренеров-преподавателей, из них впервые приступили к работе тренерами-преподавателями 4 специалиста. Возрастной состав тренеров-преподавателей МАОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР составляет: в возрасте до 35 лет - 71,5%; в возрасте 35 - 49 лет - 17,5%; в возрасте 50 - 60 лет - 17,5%; в возрасте 60 лет и старше - 5,7%.
В городе Тюмени учебными заведениями, готовящими физкультурные, спортивные кадры, являются институт физической культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" (ИФК ГОУ ВПО "ТГУ") и Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО "ЗСГК"). В 2011 году ИФК ГОУ ВПО "ТГУ" подготовил 91 специалиста, ФГОУ СПО "ЗСГК" - 27 специалистов (2010 - 107 и 32 соответственно, 2009 - 169 и 19 соответственно).
Анализ ситуации по квалификации тренерско-преподавательских кадров, спорторганизаторов показывает острую потребность в высококвалифицированных физкультурных кадрах. Кроме этого, целесообразно обеспечить привлечение студентов старших курсов специализированных учреждений высшего и среднего профессионального образования для работы спорторганизаторами. Наряду с дефицитом тренеров-преподавателей в МАОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР, на низком уровне находится приток молодых специалистов. Причинами такой тенденции являются отсутствие социального жилья для молодых специалистов, низкая заработная плата в сравнении с заработной платой работников промышленных предприятий города Тюмени, что отражается в диспропорции на рынке труда.
Для повышения уровня обеспеченности высококвалифицированными кадрами (тренерами-преподавателями, спорторганизаторами) необходимо совместно с образовательными учреждениями высшего и среднего специального образования разработать программы по переподготовке и переобучению физкультурных кадров, подготовить план проведения мастер-классов с приглашением ведущих тренеров-преподавателей по видам спорта Тюменской области и Уральского федерального округа.