АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2012 года N 754-рк
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 25.06.2010 N 684-РК
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 16.11.2020 N 239-рк.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени,
внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 25.06.2010 N 684-рк "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Тюмень "Энергоэффективный город" на период 2010 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени от 14.02.2011 N 81-рк, от 11.04.2011 N 184-рк) следующие изменения:
преамбулу распоряжения изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени:";
пункт 2 распоряжения изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации города Тюмени, курирующего вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.";
приложение к распоряжению изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Глава Администрации города
А.В.МООР
Приложение
к распоряжению
от 28.12.2012 N 754-рк
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ТЮМЕНЬ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ГОРОД" НА ПЕРИОД 2010 - 2020 ГОДЫ"
1. Правовое обоснование разработки долгосрочной целевой программы
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Тюмень "Энергоэффективный город" на период 2010 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ);
СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий";
ТСН 23-313-2000 Тюменской области "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 49-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидии по оплате процентных ставок за пользование банковскими кредитами, полученными для выполнения мероприятий по энергосбережению на жилищном фонде";
постановлением Администрации города Тюмени от 19.04.2010 N 37-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, препятствующие энергосбережению и повышению энергетической эффективности в городе Тюмени:
1. Низкий уровень энергетической эффективности жилищного фонда
Причины возникновения проблемы:
а) высокая степень износа конструктивных элементов и инженерных сетей жилых домов;
б) высокие тепловые потери через ограждающие конструкции жилых домов;
в) низкий уровень оснащенности приборами учета и системами регулирования потребления ресурсов.
Потребление энергии в 20 тыс. жилых домов города Тюмени общей площадью 14,3 млн. м2 (включая 3677 многоквартирных домов общей площадью 10,6 млн. м2) в 2009 году составило 668 тыс. тут или 32,4% всего конечного потребления энергии, в т.ч. 615 тыс. тут или 30% всего конечного потребления - населением. Из них 75% приходится на тепловую энергию, 13,3% - на природный газ, 10,6% - на электрическую энергию и 1,2% - на сжиженный газ. Средний удельный расход энергии в жилых домах снизился в 2000 - 2010 гг. с 52,8 кгут/м2/год до 45,7 кгут/м2/год, что практически равно среднему по России значению (45,5 кгут/м2/год) и сопоставимо (с коррекцией на климатические особенности) со значениями для соседних регионов Уральского федерального округа (см. таблица 1). В первую очередь, данное снижение произошло за счет динамичного строительства новых, более энергоэффективных жилых зданий, у которых средний удельный расход энергии равен 33,1 кгут/м2/год. В многоквартирных жилых домах города удельный расход энергии на 1 м2 жилой площади варьирует в диапазоне от 30 до 80 кгут/м2/год, что говорит о наличии значительных возможностей экономии энергии в зданиях с высокими удельными расходами при их капитальном ремонте.
Таблица 1
Средний удельный расход энергии в жилых домах в 2010 году (по регионам РФ)
N | Регион | удельный расход энергии |
1 | Челябинская область | 48,1 |
2 | Свердловская область | 51,2 |
3 | Курганская область | 35,2 |
4 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 53,5 |
5 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 78,5 |
6 | Тюменская область (без округов) | 45,7 |
Проведенная классификация жилых и общественных зданий по уровню энергетической эффективности, которую до получения фактических данных с приборов учета тепловой энергии можно рассматривать как предварительную, показала, что класс энергетической эффективности большей части жилых домов города попадает в диапазон между D ("низкий") и E ("очень низкий"). Только дома, построенные после 2000 года, можно отнести к классу "С" (нормальный). Тепловизионные обследования зданий показали, что наиболее существенные потери тепла наблюдаются через: неутепленные стены; устаревшие конструкции окон, балконных дверей и лоджий; открытые форточки; участки стен за радиаторами отопления; места примыкания лоджий к фасадам; верхние отводы вентиляционных шахт; нежилые помещения нижних этажей; подвальные помещения и выходы чердачных помещений.
Городские нормативы расхода тепловой энергии на цели отопления рассчитаны на 6345 градусосуток отопительного периода (нормативное значение по ТСН). Однако, в 2000 - 2009 гг. среднее число градусосуток составило только 5649, что на 11% ниже нормативного. Все потребители, не оснащенные приборами учета, оплачивали не поставленную им тепловую энергию. В системе отопления города осуществляется центральное качественное регулирование. Результаты приборных обследований тепловых узлов жилых домов и данных архивов приборов учета тепловой энергии показали, что при среднесуточных температурах наружного воздуха ниже -15 °С в здания недопоставляется заметный объем тепловой энергии по причине несоблюдения расчетного температурного графика. Таким образом, установка прибора учета тепла позволяет снизить оплачиваемый объем тепловой энергии примерно на 15 - 20%. За счет реализации мер по повышению энергоэффективности технически можно снизить потребление тепловой энергии в жилых домах, построенных до 2000 года, на 40% от базового уровня потребления, в т.ч. в системе отопления - на 45%, в системе горячего водоснабжения (далее - ГВС) - на 33%.
Согласно требованиям Федерального закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии, и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
По состоянию на 01.01.2012 подлежат оснащению общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии, в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ, 2690 многоквартирных домов города Тюмени, при этом, фактически оснащено общедомовыми (коллективными) приборами учета 1089 многоквартирных домов.
В части услуги холодного водоснабжения, на 01.01.2012 подлежат оснащению общедомовыми (коллективными) приборами учета воды, в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ, 2699 многоквартирных домов, при этом, фактически оснащено общедомовыми (коллективными) приборами учета 865 многоквартирных домов.
По состоянию на 01.01.2012 оснащению индивидуальными приборами учета холодной воды подлежат 233616 квартир в многоквартирных домах и 11864 индивидуальных жилых дома, при этом, фактически оснащено приборами учета 21391 квартира и 4158 домов, соответственно.
В части услуги электроснабжения, на 01.01.2012 подлежат оснащению общедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии, в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ, 2741 многоквартирный дом, при этом, фактически оснащено общедомовыми (коллективными) приборами учета 787 многоквартирных домов.
До 1 января 2015 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
По состоянию на 01.01.2012 подлежат оснащению индивидуальными приборами учета природного газа, в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ, 24303 квартиры, при этом, фактически оснащено индивидуальными приборами учета природного газа 935 квартир.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать факт, что потенциал экономии энергетических ресурсов в жилищном фонде высок. Решение комплекса обозначенных выше проблем, приводящих на сегодняшний день к низкому уровню энергоэффективности жилых домов, планируется путем реализации задачи 1 "Обеспечить энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде", предполагающей экономию потребляемых ресурсов за счет проведения комплексного капитального ремонта жилищного фонда и улучшения теплозащитных характеристик жилых домов; поэтапной замены ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства, включая оснащение ими мест общего пользования многоквартирных домов и жилых помещений; поэтапный переход на приборный учет потребляемых ресурсов.
2. Низкий уровень энергетической эффективности в организациях с участием муниципального образования
Причины возникновения проблемы:
а) износ конструктивных элементов зданий, используемых для размещения организаций с участием муниципального образования;
б) отсутствие контроля потребления энергоресурсов.
В организациях бюджетной сферы города Тюмени потребление энергии в 2009 году составило 159 тыс. тут или 7,7% всего конечного потребления энергии. На долю организаций, финансируемых из муниципального бюджета города Тюмени, приходится менее половины этой величины.
Удельный расход энергии на 1 м2 площади в зданиях бюджетной сферы составляет от 35 до 65 кгут/м2/год, что свидетельствует о наличии во многих из них существенного потенциала экономии энергии. Среднее удельное потребление тепловой энергии на цели отопления и ГВС в учреждениях образования составило 0,359 Гкал/м2/год, а в учреждениях здравоохранения - 0,368 Гкал/м2/год. При коррекции на климатический фактор удельный расход тепловой энергии в городе Тюмени выше, чем в соседних регионах Уральского федерального округа - 0,0605 Гкал/м2/год/градусосутки против 0,0324 - 0,0605 Гкал/м2/год/градусосутки для учреждений образования, но находится на среднем уровне для учреждений здравоохранения - 0,0620 Гкал/м2/год против 0,0452 - 0,0853 Гкал/м2/год/градусосутки. Среднее удельное потребление электроэнергии в учреждениях здравоохранения составило 63 кВт*ч/м2/год, а в учреждениях образования - 44 кВт*ч/м2/год, что немногим ниже соответствующих среднероссийских уровней. Эти показатели также невысоки и по сравнению с регионами Уральского федерального округа - для учреждений образования они группируются в интервале 41,2 - 65,0 кВт*ч/м2/год, а для учреждений здравоохранения - 71,4 - 72,7 кВт*ч/м2/год.
Всего в 2011 году бюджетофинансируемые организации города Тюмени оплатили коммунальные услуги на сумму 374,2 млн. руб., в т.ч. услуги водоснабжения и водоотведения - 30,3 млн. руб., услуги газоснабжения - 2,9 млн. руб., услуги теплоснабжения - 158,3 млн. руб., услуги электроснабжения - в объеме 182,7 млн. руб.
В городе Тюмени насчитывается 403 организации с участием муниципального образования. На сегодняшний день во всех зданиях, имеющих для этого техническую возможность, используемых для размещения организаций с участием муниципального образования, установлены приборы учета ресурсов. Порядка 60% указанных зданий оснащены системой телеметрии передачи данных с приборов учета ресурсов.
Согласно Федеральному закону N 261-ФЗ, предусматривается проведение обязательного энергетического обследования для органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, организаций с участием муниципального образования. Первое энергетическое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года. На 01.01.2012 проведен энергоаудит 3% организаций с участием муниципального образования. Таким образом, требуется проведение энергетического обследования указанных организаций, размещающихся в зданиях площадью 875,2 тыс. м2, которое запланировано на 2012 год.
Кроме того, Федеральный закон N 261-ФЗ определяет, что с 1 января 2011 года не допускается размещение заказов для государственных или муниципальных нужд на поставку электрических ламп накаливания, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В 2010 году в зданиях, в которых размещаются организации с участием муниципального образования, были заменены все лампы накаливания на энергосберегающие.
При проведении капитальных ремонтов зданий организаций с участием муниципального образования реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: утепление фасадов, монтаж скатных утепленных кровель, монтаж энергоэффективных окон, замена тепловых узлов и систем отопления.
Экономия энергоресурсов в зданиях, не подлежащих комплексному капитальному ремонту, обеспечивается за счет мер по утеплению зданий и помещений.
Для перехода на двухставочную тарификацию электроэнергии в рамках Программы предполагается установка приборов учета электрической энергии. Также предусматривается повышение энергоэффективности крупных электробытовых приборов за счет повышения энергоэффективности выводимого из строя электрооборудования. Учет параметров энергоэффективности этого оборудования при закупках должен оказать заметное влияние на объемы электропотребления организациями с участием муниципального образования.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать факт, что потенциал экономии энергетических ресурсов в организациях с участием муниципального образования городской округ город Тюмень высок. Решение обозначенных выше проблем, приводящих на сегодняшний день к низкому уровню энергоэффективности зданий, используемых для размещения организаций с участием муниципального образования, планируется путем реализации задачи 2 "Обеспечить энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием муниципального образования" при реконструкции, капитальном ремонте объектов бюджетной сферы.
3. Низкий уровень энергетической эффективности системы теплоснабжения
Причины возникновения проблемы: