Сбалансированная система параметров транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации в существующих условиях и на перспективу до 2030 года (инерционный сценарий)
N п/п | Наименование параметра | Единица измерения | Целевое значение | Период исполнения | ||||
2014 год | 2015 год | 2016 - 2020 годы | 2021 - 2025 годы | 2026 - 2030 годы | ||||
1. | Объем отправленных пассажиров | млн. пассажиров | 9,9 | 11,7 | 10,6 | 10,6 | 10,1 | 9,9 |
железнодорожный транспорт | млн. пассажиров | 3,1 | 3,7 | 3,1 | 3,4 | 3,1 | 3,1 | |
автомобильный транспорт | млн. пассажиров | 6,8 | 8,0 | 7,5 | 7,2 | 7,0 | 6,8 | |
2. | Коэффициент подвижности коэффициент мобильности) | пассажиров/человек | 3,0 | 3,35 | 3,02 | 3,02 | н/д <*> | н/д |
железнодорожный транспорт | 0,97 | 1,06 | 0,88 | 0,97 | н/д | н/д | ||
автомобильный транспорт | 2,03 | 2,29 | 2,14 | 2,05 | н/д | н/д | ||
3. | Доля жителей, имеющих доступ к регулярному транспортному обслуживанию | процентов | 94,85 | 94,7 | 94,7 | 94,75 | 94,8 | 94,85 |
железнодорожный транспорт | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | ||
автомобильный транспорт | 99,70 | 99,40 | 99,40 | 99,50 | 99,60 | 99,70 | ||
4. | Число населенных пунктов, не имеющих доступ к регулярному транспортному обслуживанию | единиц | 20 | 20 | 20 | 18 | 16 | 15 |
железнодорожный транспорт | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
автомобильный транспорт | 10 | 10 | 10 | 8 | 6 | 5 | ||
5. | Плотность транспортной сети | |||||||
железнодорожный транспорт (общего пользования) | километров/1000 кв. километров | 20,3 | 20,3 | 20,3 | 20,3 | 20,3 | 20,3 | |
автомобильный транспорт | километров/1000 кв. километров | 106,542 | 104,927 | 105,017 | 105,469 | 105,977 | 106,542 | |
6. | Полная величина государственных субсидий <**>, в том числе бюджет Челябинской области <**> | млн. рублей | 155,838 | 188,767 | 145,024 | 145,024 | 145,024 | |
145,024 | 155,838 | 188,767 | 145,024 | 145,024 | 145,024 | |||
федеральный бюджет | 0 | 0 | н/д | н/д | н/д | |||
7. | Отношение темпов роста тарифов к среднему темпу роста номинальных доходов населения | процентов | 1,04 | 1,04 | 1,04 | н/д | н/д | н/д |
8. | Уровень автомобилизации | единиц/1000 человек | 353 | 347 | 350 | 351 | 352 | 353 |
________________
<*> Нет данных.
<**> Прогнозируемые суммы субсидии из бюджета Челябинской области будут корректироваться при принятии бюджета на следующий финансовый год в соответствии с фактическими потерями в доходах, возникающими вследствие государственного регулирования тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Челябинской области, понесенными пригородными компаниями в текущем году.
16. В соответствии с данными, приведенными в таблице 12, изменение показателей происходит разнонаправленно. По ряду показателей, таких как объем перевозимых пассажиров как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, наблюдается отрицательная динамика, что частично объясняется растущей автомобилизацией населения. Существенные риски связаны с нестабильной экономической ситуацией, сложностью ее прогнозирования и ограниченными возможностями финансирования перевозок.
По ряду показателей наблюдается положительная динамика в части автомобильных перевозок. Это обусловлено большим количеством автомобильных дорог и автобусных маршрутов, что делает данный вид перевозок мобильным, гибким в соответствии с потребностями в передвижении активной части населения.
18. Ключевые проблемы и потенциальные направления совершенствования транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок
Ключевыми проблемами транспортного развития являются:
1) состояние автомобильных дорог;
2) состояние (старение) подвижного состава;
3) высокая себестоимость железнодорожных перевозок;
4) постоянное увеличение расходов областного бюджета на возмещение организациям железнодорожного транспорта недополученных доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов;
5) ограниченные возможности областного бюджета по возмещению перевозчикам недополученных доходов, возникающих в результате регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров.
В первоочередном порядке необходимо решение следующих проблем:
1) поддержание в состоянии, отвечающем требованиям безопасности пассажирских перевозок, автомобильных дорог;
2) принятие на федеральном уровне решения о долгосрочном применении льготного исключительного тарифа на услуги железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД", при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
3) обеспечение надлежащего нормативного правового регулирования на федеральном уровне ставок арендной платы на услуги, оказываемые ОАО "РЖД" пригородным компаниям;
4) обновление подвижного состава пассажирского транспорта на условиях софинансирования из федерального и муниципального бюджетов;
5) передача подвижного состава железнодорожного транспорта в собственность пригородных пассажирских компаний;
6) обновление подвижного состава железнодорожного транспорта для пригородных пассажирских компаний за счет софинансирования из федерального бюджета и из средств пригородных пассажирских компаний;
7) софинансирование из федерального бюджета расходов субъектов Российской Федерации на организацию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии регулирования субъектом тарифов на услуги по перевозке.