Действующий

Об утверждении Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года


Анализ проблем развития городского общественного транспорта


Пассажирский транспорт города - важнейшая инфраструктурная составляющая городского хозяйства, экономическую и социальную роль которого, как и влияние на качество жизни горожан, трудно переоценить. Особая роль транспорта в истории города Абакана определена тем фактором, что город является столицей Республики Хакасия и расположен на пересечении транспортных магистралей, соединяющих районы республики с районами Красноярского края. В городе Абакане сформировался крупный транспортный узел, в котором тесным образом взаимодействуют все основные виды транспорта и системы городского пассажирского транспорта.


Анализируя современный уровень развития городского пассажирского транспорта, необходимо учитывать организационно-правовые аспекты проблемы. К настоящему времени в нашем городе сформировался рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров. На нем действуют перевозчики с различными формами собственности. Для того чтобы они функционировали в одинаковых условиях, необходимы "правила поведения", одинаковые для всех субъектов рынка с учетом их социально значимого характера.


Таким образом, проблемы реформирования и развития пассажирского транспорта города необходимо рассматривать с позиции системного подхода, так как транспорт относительно обособленная, сложно управляемая, непостоянная по времени система. Одним из элементов системы является дорожно-транспортный комплекс, включающий в себя улично-дорожную сеть и различные виды городского пассажирского транспорта.


Рассматривая концепцию развития городского транспорта, в первую очередь можно выделить проблему качества обслуживания пассажиров. Для того чтобы общественный транспорт использовался чаще и более качественно, он должен не утратить свои главные преимущества: скорость, комфорт, доступность. В этом заключается суть проблемы качества обслуживания пассажиров городским транспортом. Эта проблема имеет взаимосвязь между качеством обслуживания пассажиров и стоимостью проезда. Чтобы стать действительно конкурентоспособным с индивидуальным легковым автомобилем, общественный транспорт должен подвергнуться коренному усовершенствованию. А это возможно лишь на основе использования новейших достижений науки и техники. Кроме того, значительное влияние на выбор вида городского транспорта, помимо транспортных факторов, оказывает фактор градостроительства. План города, планировочные решения, перспективы развития города и городской транспорт должны рассматриваться в комплексе. Важно учесть интенсивность индивидуального транспорта, движение которого не должно препятствовать движению транспорта общего пользования. Однако следует учитывать исторические особенности застройки, добиваться согласования интересов общества, управления и политики. Все это позволит определить наиболее эффективные направления развития города и управления транспортом с целью обеспечить население качественным транспортным обслуживанием при минимальных затратах.


Уровень развития маршрутной системы определяет потенциальную доступность передвижения с помощью городского пассажирского транспорта (далее - ГПТ). При определении уровня развития маршрутной системы используют характеристику - плотность маршрутной сети, численно равную отношению суммарной длины маршрутной сети к площади обслуживаемой территории.


Средняя плотность маршрутной сети для городов, имеющих только автобусный транспорт, должна составлять 2 - 2,5 км.


При одновременной работе в городе различных видов ГПТ общая плотность маршрутной сети может достигать 3 - 3,5 км. Плотность маршрутной сети выше в центральных районах города. В средних условиях для городов плотность маршрутной сети определяется в зависимости от численности населения и для города Абакана должна составлять 1,8 - 2,0 км. При меньшей плотности маршрутной сети уровень развития маршрутной системы в городе нельзя признать достаточно эффективным. Превышение нормативной плотности маршрутной сети приводит к увеличению числа пересечений маршрутов, и в результате снижается скорость движения на маршрутах, падает их провозная способность, что характерно для маршрутной сети в центре города Абакана. И наоборот, для периферийных районов плотность маршрутной сети на порядок ниже нормативной.


Интервал движения транспорта общего пользования должен составлять не менее 4 мин. и не более 8 мин. на внутримуниципальных маршрутах для маршрутной сети в центре города Абакана, и 16 - 20 мин. - для периферийных районов.


По городу не может быть установлена какая-то средняя величина интервала, одинаковая для всех маршрутов. На большинстве маршрутов интервал небольшой, определяемый мощностью пассажиропотока. Рекомендовать какой-то определенный интервал как минимальный для всех маршрутов нельзя, так как интервал зависит от мощности пассажиропотока и вместимости подвижного состава.


Наполнение подвижного состава пассажирами во внутригородском сообщении характеризуют коэффициентом использования общей пассажировместимости (коэффициентом наполнения) автобуса, троллейбуса. Общая пассажировместимость транспортного средства определяется суммой мест для проезда сидя и стоя. Недопустимы планирование и организация перевозок пассажиров с нарушением норм пассажировместимости в сторону ухудшения условий проезда. На перспективу рекомендуется использовать в расчетах норматив - 5 пасс./м.


При планировании и организации перевозок в целях обеспечения нормативного уровня система качества транспортного обслуживания пассажиров (далее - КТОП) предусматривает: для часов пик на наиболее напряженных участках маршрутов коэффициент использования пассажировместимости должен составлять 0,7 - 0,8, а в среднем за сутки (день) работы - не более 0,3. Комфорт поездки пассажиров в транспортных средствах ГПТ обеспечивается применением для перевозок подвижного состава, удовлетворяющего предъявляемым санитарно-гигиеническим требованиям и условиям; содержанием оборудования салона в исправном состоянии; соблюдением водителями плавного режима вождения.


Санитарно-гигиенические требования к пассажирскому помещению подвижного состава ГПТ следующие:


- предпочтительная температура воздуха в салоне, °С:


- минимальная - 14;