Будучи средством производства и предметом труда, земля является одним из главных богатств общества, обладание которым определяет имущественное и социальное положение различных слоев и групп населения. Земля проявляет различные функции, которые обуславливают ее связь с человеком: как природный объект, существующий независимо от воли человека, земля выполняет экологическую функцию; как место и условие жизни человека - социальную; как территория и пространственный предел - политическую; как объект хозяйствования - экономическую. Земля в пределах городской черты составляет территориальную основу муниципального образования и образует его земельный фонд - муниципальные земельные ресурсы.
Площадь города Абакана составляет 11281 га. Земли в границах города Абакана разделяются по видам разрешенного использования и распределяются по категориям правообладателей.
Разрешенное использование - это установленный законодательством порядок, условия и предел использования земель для конкретных целей. В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации все земли в границах города Абакана как городского округа относятся к категории земель населенных пунктов и подразделяются в соответствии с градостроительными регламентами по видам разрешенного использования: земли многоэтажного строительства, земли малоэтажной жилой застройки, территории садово-огородных некоммерческих объединений, земли общественно-делового, производственного, рекреационного, сельскохозяйственного использования, а также прочие земли (в том числе военных объектов, инженерных и транспортных инфраструктур, земли общего пользования).
Земли многоэтажной застройки на сегодняшний день имеются во всех районах города, за исключением только IX и X жилых районах, однако занимают сравнительно незначительную площадь: всего 335,4 га, что составляет менее 3% территории города. Меньше данного показателя приходится только на рекреационные зоны: 1,87%. При этом земли индивидуальной жилой застройки, также широко представленные во всех районах города, в том числе в центральной его части, составляют общую площадь 1360,8 га, то есть чуть более 12%. В указанную площадь не включены земли садоводческих объединений граждан, занимающих еще 23% земель города, или 2594 га. Наибольшая доля в городских землях: более 39% - занята земельными участками общего пользования (4426 га), на объекты общественно-делового и коммерческого назначения приходится только 4,91% земель, а объектами промышленности занято 10% земель города, сосредоточенных по большей части в Западном, Согринском и Подсиненском промышленных узлах. В границах города Абакана по-прежнему имеются земельные участки сельскохозяйственного использования (4,14%, или 467,2 га), правообладатели которых постепенно приводят свои документы в соответствие в требованиями градостроительных регламентов, в большинстве случаев меняя разрешенное использование земли на индивидуальное жилищное строительство.
На рисунке 2.1.1* представлен состав земель города Абакана по видам использования по состоянию на 01.01.2013.
________________
* Рисунок 2.1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Процесс разграничения государственной собственности на землю до настоящего времени продолжается. На рисунке 2.1.2* отображен состав земель в городе Абакане по состоянию на 01.06.2013 в зависимости от формы собственности: государственная (в том числе земли неразграниченной государственной собственности, федеральная и республиканская собственность), муниципальная и частная (в том числе собственность граждан и юридических лиц).
________________
* Рисунок 2.1.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящий момент к неразграниченной государственной собственности относятся более 6499 га земли. По отношению к периоду 2003 - 2007 гг. доля неразграниченных земель снизилась на 30%. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Абакане осуществляют органы местного самоуправления.
Муниципальное управление земельными ресурсами - это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению устойчивого развития поселения и по организации рационального использования земли, находящейся в их распоряжении, с учетом удовлетворения интересов всего сообщества и отдельного человека.
Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступает земельный участок в установленных границах с фиксированной площадью и правовым режимом и в целом земли, расположенные в пределах границ населенного пункта. При этом объектом муниципального управления являются не только земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, но и земли, государственная собственность на которые не разграничена, а также земли, находящиеся в частной собственности. Такое управляющее воздействие проявляется, например, при установлении ставок земельного налога, определении видов разрешенного использования земель, принятии решений о выкупе для муниципальных нужд.
Муниципальное управление земельными ресурсами преследует различные цели:
- максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках граждан и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города;
- предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель (развитие муниципального образования);
- повышение эффективности использования муниципальных земельных ресурсов;