Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ (2014 - 2018 ГОДЫ)" (с изменениями на: 23.08.2017)

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Реализация плана мероприятий "дорожная карта" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания города Пензы (2014 - 2018 годы)" (далее - "Дорожная карта") представляет собой комплекс мер и приоритетов по формированию эффективной системы социального обслуживания.

Основной целью Дорожной карты является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению города Пензы услуг в сфере социального обслуживания.

Для полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников учреждений социального обслуживания необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты их труда.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания города Пензы, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1 Развитие системы социального обслуживания в городе Пензе определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.

Социальное обслуживание города Пензы базируется на основе федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих сферу предоставления социальных услуг. Основополагающим законом в области социального обслуживания является Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".

Действующие законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания. На их основе сформирована законодательная база Пензенской области:

- Закон Пензенской области от 20.12.2004 N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области", который устанавливает ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, размеры ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату пользования домашним телефоном, а также обеспечение бесплатными путевками в социально-оздоровительные организации Пензенской области граждан пожилого возраста, имеющих доход ниже 150% величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Пензенской области;

- Закон Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области";

- Закон Пензенской области от 26.11.2014 N 2645-ЗПО "О социальном обслуживании граждан в Пензенской области";

- постановление Правительства Пензенской области от 17.07.2008 N 436-пП "О порядке и условиях обеспечения бесплатными путевками граждан пожилого возраста в социально-оздоровительные организации Пензенской области";

- постановление Правительства Пензенской области от 17.04.2008 N 252-пП "О порядке предоставления материальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, находящимся в трудной жизненной ситуации";

- постановление Правительства Пензенской области от 10.11.2015 N 625-пП "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Пензенской области".

Созданная в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, направлена на удовлетворение в полной мере потребности населения в социальных услугах высокого качества. В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указан перечень оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом конкретизировано содержание социальных услуг.

В последние годы в городе Пенза отмечается постепенное улучшение демографической ситуации, особенно если рассматривать отдельные показатели и их динамику на протяжении последних лет.

1) Наблюдается тенденция роста рождаемости:

- в 2011 году родилось 5202 ребенка;

- в 2015 году родилось 6124 ребенка.

Таким образом, количество родившихся детей в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 922 ребенка (или 17,7%).

2) Повысилась продолжительность жизни за период 2011 - 2015 годов у мужчин - с 62,9 до 67,6 лет (на 4,7 года), у женщин - с 75,8 до 78,7 лет (на 2,9 года).

3) Отмечаются положительные тенденции в изменении численности населения города.

Сокращается естественная убыль: за 2015 год разница между умершими и родившимися составила 489 человек, в 2011 году - 1337 человек.

4) Население Пензы в целом не убывает уже с 2009 года. Так, в 2009 году численность постоянного населения города составила 507047 человек, в 2015 - 524632 человека. При этом еще необходимо учитывать и компенсирующее воздействие ежегодного положительного миграционного прироста (в 2011 году в город прибыло 10212 человек, в 2015 - 12927 человек).

5) Возросло количество многодетных семей. Если в 2009 году в городе Пензе проживала 801 многодетная семья, то на сегодняшний день количество многодетных семей составляет уже 1628.

Однако, в связи с размыванием традиционных для России семейных ценностей, ослаблением института семьи, сохраняется проблема социального сиротства.

Основными причинами социального сиротства остаются семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей, случаи насилия в семье.

Анализ демографического и социально-экономического развития города позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.