ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


РЕШЕНИЕ


от 28 декабря 2001 года N 182/13



Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 годы

(с изменениями на 25 февраля 2005 года)


(с изм., внесенными Решениями Пензенской городской Думы от 28.02.2003 N 418/30, от 30.03.2004 N 649/48, от 25.02.2005 N 19-4/4)



Докладчик: В.А.Савин, заместитель главы администрации города.


В целях сохранения и развития системы дошкольного образования, наращивания потенциала детских садов, повышения уровня его использования и получения качественно новых результатов образования учеными и специалистами в области дошкольной педагогии была разработана Программа развития системы дошкольного образования на 2001 - 2005 гг. и начала реализовываться с сентября 2001 года по тем направлениям, которые не требуют финансовых вложений. Однако с 2002 года необходимо финансирование данной Программы. Пензенская городская Дума решила:


1. Утвердить Программу развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 годы (прилагается).


2. Финансовому управлению г. Пензы (Чернышев А.М.) при формировании бюджета 2002 - 2005 гг. предусмотреть финансирование Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 гг.


3. Управлению образования администрации г. Пензы (Тактаев П.В.) ежегодно информировать городскую Думу о ходе выполнения настоящего решения по окончании учебного года.


4. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на заместителя главы администрации города Савина В.А., постоянную комиссию городской Думы по защите прав граждан, правоохранительной деятельности, науке, образованию, культуре и социальным вопросам (Отраднов А.М.).



Председатель
городской Думы
С.Ф.ПИНИШИНА




Утверждена
Решением
городской Думы
от 28 декабря 2001 г. N 182/13




ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ НА 2002 - 2005 ГГ.


Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе систему образования и ее первую ступень - дошкольное воспитание.


Несмотря на все трудности и сложности, на сокращение количества дошкольных учреждений, именно сегодня мы можем говорить о качественном развитии, изменении системы общественного дошкольного воспитания, о том, что отошли от единообразия типов и видов учреждений, форм организации жизни детей, методов обучения и развития;


о наличии разных программ и возможности их выбора каждым педагогическим коллективом;


о провозглашении личностно - ориентированной модели воспитания;


о разработке новых моделей учреждений для детей с разными нуждами;


о демократическом стиле управления;


о признании права родителей на выбор учреждения;


о приходе профессионалов - психологов, руководителей по физической культуре и плаванию, преподавателей иностранных языков и других специалистов в детские сады.


Наконец, речь идет о попытке восстановить справедливость в оценке труда педагогов посредством аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Все это, со всей очевидностью, инициирует стремление воспитателей работать по-новому и творчески.


Предпринимаемые в последние годы попытки педагогов произвести обновление и совершенствование воспитательно - образовательной деятельности посредством внесения в нее локальных или модульных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения практики дошкольного образования, которые возможны лишь при разработке соответствующей программы, объединяющей усилия ученых, методистов и практиков.


Одной из наиболее мощных движущих сил развития системы дошкольного образования является программно - целевой подход на пути преобразования действительно инновационных учреждений и системы в целом.


Программа предполагает планирование будущего системы дошкольного образования в регионе как целостной концепции действий с четко определенными, понятными для всех результатами.


Основное назначение Программы развития дошкольного образования города Пензы - стать средством интеграции усилий людей, действующих в ее интересах.


Программа нужна, прежде всего, для реализации системных изменений, которые предполагают полную реконструкцию всех компонентов: видов дошкольных образовательных учреждений, содержания дошкольного образования в городе Пензе, взаимодействия общественного и семейного воспитания, повышения квалификации педагогических кадров детских садов и обслуживание "неорганизованного" детства.


В основу разработки программы и концепции развития системы дошкольного образования в регионе положены следующие идеи:


1. Идея вариативности, заключающаяся в многообразии видов дошкольных учреждений в городе Пензе, в саморазвитии личности, в использовании разнообразного содержания дошкольного образования и расширении возможности компетентного выбора личностью жизненного пути.


2. Идея гуманизации образования, которая отражается не только в переходе на личностно - ориентированную модель общения взрослых с детьми, но и во всей логике образования, включая и систему повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.


3. Идея городской заинтересованности, подчеркивающая, что в данной программе развития принимают участие все педагоги, администраторы, родители и другие взрослые, которые обеспокоены судьбой дошкольного детства в городе Пензе. Предполагается связь дошкольных образовательных учреждений с другими службами города.


4. Идея проектного режима развития системы дошкольного образования в городе Пензе, которая выражается в разработке и дальнейшей реализации ряда проектов:


1 проект "Многопрофильные детские сады";


2 проект "Неорганизованные дети";


3 проект "Детский сад и семья";


4 проект "Педагог детского сада";


5 проект "Преемственность дошкольного и начального образования";


6 проект "Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ";


7 проект "Совершенствование содержания социального и коррекционно - развивающего обучения детей дошкольного возраста";


8 проект "Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ".


Каждый проект имеет свою цель, задачи, модель, направления развития и конкретные действия по реализации с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. Все проекты выполняются одновременно в течение пяти лет.


5. Идея постоянного совершенствования и роста профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений.


Таким образом, в Программе развития системы дошкольного образования города Пензы посредством реализации проектов обеспечивается сохранение и развитие дошкольного образования, наращивание образовательного потенциала детских садов, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования.



Информационно - аналитический материал "Современное состояние системы дошкольного образования города Пензы"


За последние годы в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения, которые были обусловлены рядом причин:


- закрытие ведомственных детских садов;


- падение рождаемости;


- неукомплектованность дошкольных учреждений в связи с недоступной для определенного контингента населения родительской платы.


Следствием вышеназванных причин явилась устойчивая тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента воспитанников.


Динамика изменения сети дошкольных образовательных учреждений города Пензы и контингента воспитанников представлена в таблице N 1.


┌═════════════════════════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════‰

│Год, наименование        │ 1990│ 1996│ 1997│ 1998│ 1999│ 2000│

├═════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤ 

│Всего ДОУ:               │  164│  125│  109│  106│  101│   95│

├═════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤ 

│в том числе муниципальные│   34│   79│   78│   81│   80│   80│

├═════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤ 

│ведомственные            │  130│   46│   31│   25│   21│   15│

├═════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤ 

│Количество детей в ДОУ   │31027│17288│15100│14354│12757│13295│

│города                   │     │     │     │     │     │     │ 

├═════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤ 

│в том числе в            │     │     │     │     │     │     │ 

│муниципальных            │ 9003│12614│11927│11120│10404│10259│

├═════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤ 

│ведомственных            │22024│ 4674│ 3173│ 3234│ 2353│ 3036│

└═════════════════════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…


Сравнительный анализ показал, что с 1990 по 2000 год количество дошкольных учреждений уменьшилось на 42%, контингент воспитанников - на 57%.


Количество ведомственных детских садов уменьшилось в 10 раз, закрыто 57 дошкольных учреждений. В городе наряду с сокращением сети имеет место практика перепрофилирования закрытых детских садов под различные структуры, здания используются не по назначению, вне сферы образования.


На фоне сокращения сети детских садов различных ведомств идет расширение сети муниципальных дошкольных учреждений, с 1990 года их количество увеличилось в 2,3 раза.


Сокращение сети, безусловно, повлияло на изменение одного из важнейших показателей, характеризующих дошкольную систему, - обеспеченность детей дошкольными учреждениями. В 2000 году процент обеспеченности составил 63%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»