ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2012 года N 031-06-2543/12
Об утверждении Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы
(с изменениями на 19 марта 2014 года)
(в ред. постановлений администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14, от 19.03.2014 N 031-06-292/14)
В целях улучшения условий и охраны труда, обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда, предупреждения производственного травматизма и профилактики профессиональных заболеваний в городе Иркутске, руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, ст.ст. 16.1, 19, 20, 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда", Законом Иркутской области "Об охране труда в Иркутской области", ст.ст. 11.1, 13, 37, 38, 42 Устава города Иркутска, администрация города Иркутска постановляет:
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14)
1. Утвердить План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы (далее - План мероприятий) (Приложение N 1).
2. Заместителям мэра города Иркутска, начальнику управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации города Иркутска, начальнику управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска организовать работу по выполнению Плана мероприятий.
(п. 2 в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14)
3. Рекомендовать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории города Иркутска, принять участие в выполнении Плана мероприятий.
4. Управлению по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска (Мавлюкеева) опубликовать настоящее постановление с приложением.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска.
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14)
Мэр города Иркутска
В.И.КОНДРАШОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ НА 2013 - 2014 ГОДЫ
(в ред. постановлений администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14, от 19.03.2014 N 031-06-292/14)
Право работников на защиту их жизни и здоровья на рабочем месте считается одним из основных прав человека. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности тесно связана с современным состоянием экономики.
Статус Иркутска как крупного энергопроизводящего, промышленного, транспортного центра предопределяет неудовлетворительные условия труда и, как следствие, высокую степень рисков несчастных случаев на производстве и профессионально обусловленной заболеваемости.
В организациях города Иркутска, подлежащих обследованию по условиям труда (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь), в 2011 году в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, работало 17946 человек, или почти каждый четвертый работник обследованных организаций. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда вредные условия труда выявлены на почти двух третях рабочих мест (65,3%).
Длительное воздействие вредных производственных факторов является причиной многих профессиональных заболеваний. За 2011 год в 17 организациях г. Иркутска зарегистрировано 52 случая профессиональных заболеваний, или 1,7 случая в расчете на 10 тысяч работающих в организациях города Иркутска. Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано в организациях по производству машин и оборудования и воздушного транспорта.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Динамика уровня профессиональной заболеваемости показывает его рост каждые два года, причем за последние 4 года произошли резкие скачки данного показателя. Это свидетельствует о недостаточной профилактической работе, некачественных и несвоевременно проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах и, как следствие, несвоевременной диагностике начальных признаков профзаболеваний и развитии профпатологии и инвалидности. По данным ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" в 2011 году первично признаны инвалидами вследствие профессиональных заболеваний 14 человек (в 2010 году - 15 человек).
Недостаточно эффективная организация работы по созданию безопасных условий труда является причиной многих несчастных случаев на производстве. Несмотря на то что за последние 2 года в городе Иркутске наблюдается стабилизация показателей травматизма, его уровень не может считаться удовлетворительным.
Год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Значение показателя | 0,29 | 0,24 | 0,34 | 0,24 | 0,25 | 0,25 |
В 2011 году от несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом пострадали 69 человек (на 3% больше, чем в 2010 году), из них 25 погибли (на 7,4% меньше, чем в 2010 году). Наибольшая численность пострадавших зарегистрирована в организациях строительства, транспорта и обрабатывающих производств. Из числа пострадавших в несчастных случаях на производстве 30% составляют работники, занятые в малом бизнесе; свыше 30% имели стаж работы в организации менее одного года; более 5% находились в состоянии алкогольного опьянения.
Результаты анализа материалов расследований несчастных случаев с тяжелыми и смертельными последствиями показывают, что свыше 70% несчастных случаев происходит из-за нарушения нормативных требований охраны труда работодателями и небезопасного поведения людей на рабочем месте.
Анализ проводимой организациями города Иркутска работы по охране труда показывает, что работодатели взамен проведения мероприятий по улучшению условий труда предпочитают выплачивать работникам компенсации за работу во вредных условиях труда (доплаты, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, досрочные пенсии). Расходы на такие компенсации составили в 2011 году 294,9 млн. руб., или в среднем 14,6 тыс. руб. на одного работника, пользующегося данным правом. Имеющаяся тенденция ежегодного увеличения числа работников, получающих компенсации, и расходов на компенсации свидетельствует о слабой динамике улучшения условий труда в организациях города.
Из-за отсутствия эффективных экономических механизмов, побуждающих работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, имеются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности. На мероприятия по охране труда на производстве в целом по городу в 2011 году израсходовано 1,13 млрд. рублей (в 2010 году - 867,2 млн. рублей), причем наиболее высокий уровень производимых расходов отмечается на предприятиях добывающих производств (20852 руб. в расчете на одного работающего), энергетики (15367 руб.), обрабатывающих производств (8131 руб.). Для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее характерна ситуация, когда мероприятия по улучшению условий и охраны труда реализуются эпизодически и, как правило, только по предписанию государственных инспекторов труда.
Кроме того, не являются до сих пор приоритетными для многих работодателей мероприятия организационного характера, не требующие финансовых вложений, такие как обучение работников по охране труда, внедрение системы управления охраной труда и профессиональными рисками, обеспечение безопасной организации производства работ, осуществление должного контроля за соблюдением работниками инструкций и правил охраны труда. Для привлечения внимания к этим вопросам необходима заинтересованность и эффективное взаимодействие работодателей и работников как равноправных сторон социального партнерства. Однако, данный механизм улучшения социального положения работников на уровне организаций в настоящее время развит недостаточно.
Изменение отношения работодателей к вопросам безопасности труда работников является одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления города Иркутска. Работа, проводимая в рамках реализации муниципальной программы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 гг., позволила в последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма:
- сокращения общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 занятых в экономике города Иркутска на 32,3%;
- сокращения уровня производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 занятых в экономике города Иркутска на 10%.
Учитывая эффективность реализуемых мероприятий, принимая во внимание важность и многогранность проблемы обеспечения здоровых и безопасных условий труда, работу в области улучшения условий и охраны труда в организациях г. Иркутска необходимо продолжать.
План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и позволяет планомерно проводить работу в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями.
Основной целью Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы является улучшение условий и охраны труда, направленное на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данная цель будет достигаться путем развития системы управления охраной труда как на муниципальном уровне, так и на уровне отдельной организации. Именно в этом направлении сформирован комплекс взаимоувязанных мер правового, социально-экономического, организационного и пропагандистского характера. Предполагается направить внимание работодателей на создание качественных рабочих мест за счет внедрения системы оценки профессиональных рисков, проведения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, модернизации оборудования и технологических процессов, что обеспечит улучшение демографической ситуации в городе Иркутске и повышение качества трудового потенциала.
Основной целью Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы является улучшение условий и охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Для реализации этой цели План мероприятий предусматривает решение следующих приоритетных задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда;
- повышение эффективности реализации государственной политики в области охраны труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
- стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению безопасных технологий и промышленного оборудования;
- совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства.
Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнитель | Предполагаемый результат |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда | |||
1. Разработка муниципальных правовых актов города Иркутска в области охраны труда | Постоянно | КБПФ | Повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда |
2. Повышение эффективности реализации государственной политики в области охраны труда | |||
2.1. Анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города Иркутска, выявление организаций (индивидуальных предпринимателей) с наиболее высокими показателями производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в целях разработки комплекса мер по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний в городе Иркутске | Ежеквартально | КБПФ совместно с ГИТ, Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области | Снижение показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
2.2. Участие в расследовании тяжелых, групповых несчастных случаев на производстве и случаев со смертельным исходом | По мере поступления извещений о несчастных случаях | КБПФ | Защита прав пострадавших и членов их семей, осуществление контроля за выполнением работодателями мероприятий по устранению причин несчастных случаев |
2.3. Анализ состояния условий и охраны труда в организациях города Иркутска в целях разработки мероприятий по его улучшению | Ежегодно | КБПФ совместно с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области | Увеличение затрат организаций на мероприятия по улучшению условий труда, увеличение числа рабочих мест в организациях, на которых обеспечены безопасные условия труда |
2.4. Выработка предложений по повышению эффективности исполнения отдельных областных государственных полномочий в сфере труда | Ежеквартально | КБПФ | Повышение качества исполнения отдельных областных государственных полномочий в сфере труда |
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14) | |||
2.5. Организация работы Иркутской городской межведомственной комиссии по охране труда | Ежеквартально | КБПФ | Работа по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам охраны труда на территории города Иркутска |
2.6. Содействие обучению руководителей и специалистов организаций города по вопросам охраны труда | Постоянно | КБПФ | Увеличение числа руководителей и специалистов организаций, обученных по вопросам охраны труда |
2.7. Изготовление и распространение среди специалистов по охране труда сборников, буклетов по вопросам охраны труда | Ежегодно | КБПФ | Повышение качества работы по охране труда в организациях города Иркутска |
2.8. Содействие внедрению в организациях города Иркутска системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками | Постоянно | КБПФ, КСПК, КГСП, КГО, КЭ, КУМИ, УИП, УГОЧС, аппарат администрации | Увеличение числа организаций, внедривших систему управления охраной труда, внедрение в организациях системы управления профессиональными рисками |
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14) | |||
2.9. Проведение мероприятий в рамках ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | Ежеквартально (по отдельному плану) | КБПФ | Принятие мер по фактам нарушений, выявленных по результатам проведенных проверок |
3. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | |||
3.1. Сопровождение и развитие страницы "Охрана труда" официального сайта органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | Постоянно | КБПФ совместно с УИП | Повышение доступности, актуальности размещаемой на странице информации |
3.2. Участие в формировании электронного портала "Охрана труда в Иркутской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | Постоянно | КБПФ | Размещение на портале информации о состоянии охраны труда в муниципальном образовании город Иркутск |
3.3. Размещение в средствах массовой информации информационных материалов по вопросам охраны труда | Постоянно | КБПФ совместно с УИП | Усиление пропаганды охраны труда |
4. Стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению безопасных технологий и промышленного оборудования | |||
4.1. Организация и проведение конкурсов по охране труда "Лучшая организация (индивидуальный предприниматель) г. Иркутска по проведению работы в сфере охраны труда", "Лучший специалист по охране труда г. Иркутска", "Лучший кабинет охраны труда г. Иркутска", "Лучшая студенческая работа г. Иркутска в области охраны труда". Обеспечение участия муниципального образования город Иркутск в областном конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области | Ежегодно | КБПФ, КСПК, КГСП, КГО, КЭ, КУМИ, УИП, УГОЧС, аппарат администрации, организации города Иркутска | Усиление внимания работодателей, специалистов по охране труда к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, активизация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, распространение опыта работы в сфере охраны труда |
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14) | |||
4.2. Проведение семинаров, совещаний по охране труда | Ежеквартально | КБПФ | Повышение качества работы по охране труда в организациях города Иркутска |
4.3. Проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда | Ежегодно | КБПФ, КСПК, КГСП, КГО, КЭ, КУМИ, УИП, УГОЧС, аппарат администрации, организации города Иркутска | Повышение внимания работодателей города Иркутска к проблемам охраны труда |
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 10.02.2014 N 031-06-99/14) | |||
4.4. Методическая помощь организациям города Иркутска по вопросам проведения специальной оценки условий труда | Постоянно | КБПФ | Увеличение числа организаций города Иркутска, в которых проводится специальная оценка условий труда |
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 19.03.2014 N 031-06-292/14) | |||
4.5. Разработка соглашений по охране труда, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда | Постоянно | Организации города Иркутска | Улучшение состояния условий и охраны труда в организациях города Иркутска |
4.6. Проведение разъяснительной работы, направленной на своевременное проведение в организациях города Иркутска, обязательных медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, для выявления и ранней диагностики профессиональных заболеваний | Постоянно | КБПФ совместно с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области | Увеличение доли профессиональных заболеваний, впервые выявленных в ходе медицинских осмотров, в общем количестве впервые выявленных профессиональных заболеваний |
4.7. Проведение разъяснительной работы с организациями города Иркутска по вопросу использования ими механизма финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Постоянно | КБПФ ГУ ИРО ФСС РФ | Увеличение числа организаций, получивших разрешение на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
5. Совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства | |||
5.1. Контроль выполнения мероприятий по охране труда, включенных в Территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в г. Иркутске | Ежегодно | КБПФ совместно с ГИТ, ИРОР, КСОП | Повышение эффективности выполнения сторонами социального партнерства мероприятий по охране труда |
5.2. Оказание организационной и методологической помощи организациям города Иркутска при подготовке раздела "Улучшение условий и охраны труда" в ходе разработки и заключения коллективных договоров и соглашений | Постоянно | КБПФ | Увеличение количества заключенных коллективных договоров |
5.3. Выявление в ходе уведомительной регистрации коллективных договоров обязательств сторон по вопросам охраны труда, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами и требованиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права | Постоянно | КБПФ | Соблюдение согласованных социально-экономических интересов работников и работодателей |