Очевидно, что выбранная стратегия развития для города Иркутска будет реализовываться при различных вариантах развития ситуации во внешнем окружении. Сценарный анализ для внешней среды построен с учетом двух основных движущих сил:
- темпы экономического развития в мировом и российском масштабах;
- активность городов-конкурентов.
С одной стороны, темпы экономического роста в России могут быть достаточно высокими и сопоставимыми со среднемировыми (около 4 - 4,2% роста ВВП в год). Это позволит сохранить общую инвестиционную привлекательность России как для российских, так и для иностранных инвестиций, даст возможность федеральному центру оказывать более существенную поддержку регионам, в том числе за счет деятельности создаваемой в настоящее время Государственной корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. При этом, вероятнее всего, будут увеличиваться доходы населения и внутренний потребительский спрос.
В другой ситуации возможно существенное углубление последствий мирового финансового кризиса, в том числе заметное замедление темпов роста российской экономики, связанное со снижением спроса на основные экспортные товары России. Это, очевидно, приведет к сокращению федеральных и региональных инвестиционных программ, в том числе может поставить под сомнение целесообразность создания Государственной корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока (или существенно отодвинет сроки ее создания), скажется на снижении доходов населения и потребительского спроса, а иностранные инвестиции, если и будут приходить, то исключительно в "рентосоздающие" отрасли, т.е. в добычу природных ресурсов, энергетику, связь.
Ситуация в городах-конкурентах, которыми для города Иркутска являются центры регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (Барнаул, Омск, Томск, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск (далее - Г-К), также может развиваться как по интенсивному сценарию, т.е. с эффективной реализацией потенциала, с привлечением инвестиций и квалифицированных кадров, с экспансией бизнеса в соседние города и регионы, так и по негативному сценарию, когда города-конкуренты будут вести неэффективную, непривлекательную для бизнеса и населения политику, не смогут обеспечить приток инвестиций, сохранят громоздкие административные процедуры и т.п.
Очевидно, что и в первом, и во втором измерении внешней среды возможна некоторая средняя, промежуточная ситуация, при которой темпы роста мировой и российской экономики в среднесрочной перспективе сократятся и стабилизируются на уровне 2 - 3%, объемы инвестиций будут умеренными, федеральный центр сосредоточится на поддержке ограниченного числа регионов, в том числе Государственная корпорация по развитию Сибири и Дальнего Востока в своей деятельности ограничится реализацией одного - двух ресурсных проектов, при этом развитие Г-К пойдет по умеренному, близкому к инерционному сценарию.
При любом варианте развития внешних факторов городу Иркутску нужно отдавать себе отчет в том, многие Г-К находятся в более благоприятных стартовых условиях (если считать за точку отсчета текущий год). Это, в частности, подтверждается рейтингами, приведенными ранее. Следовательно, чтобы выстоять в конкурентной борьбе и существенно упрочить позиции, в том числе и в рейтингах, городу необходимо каждый раз выбирать и концентрировать собственные и привлекаемые ресурсы на тех направлениях развития, которые могут наиболее эффективно раскрыть конкурентные преимущества города Иркутска.
Таким образом, возможны четыре сценария развития внешней ситуации.
/\
┌═════════┴═══════‰
│Города-конкуренты│
│ быстро │
│ развиваются │
┌═══════════‰ └═════════┬═══════… ┌══════════════‰
│Сценарий 2.│ │ │ Сценарий 1. │
│"Догоняющий│ │ │"Конкурирующий│
│ рост" │ │ │ рост" │
└═══════════… │ └══════════════…
│