Этот сценарий предполагает одновременное ухудшение ситуации в мировой и российской экономике и в Г-К. В этом случае городу Иркутску вряд ли стоит рассчитывать на то, что в среднесрочной перспективе удастся найти ресурсы для реализации большинства амбициозных проектов, намеченных в настоящей Стратегии. Основные усилия города Иркутска при таких внешних условиях необходимо будет направлять на выполнение набора базовых функций, в том числе поддержание в удовлетворительном состоянии городской инфраструктуры: дорог, инженерных сетей, минимального благоустройства и развития городских публичных пространств и др. при максимально высокой эффективности расходования средств бюджета.
Поскольку все Г-К города Иркутска также будут испытывать подобные трудности в развитии, победить в конкурентной борьбе за ресурсы смогут те города, где за счет внутренних ресурсов и консолидации городского сообщества будет реализована наиболее эффективная модель управления в сложных внешних условиях, за счет чего будет сохранен потенциал для последующего развития и уникальные (потенциально конкурентные) особенности города, к числу которых необходимо отнести относительно высокий уровень человеческого потенциала и богатое культурно-историческое наследие.
Риск для города Иркутска в данной ситуации заключается в том, что многие Г-К находятся в более благоприятных стартовых условиях (если считать за точку отсчета текущий 2012 год), которые при достаточно грамотном управлении им удастся сохранить. Для города Иркутска этот сценарий опасен сохранением текущего статус-кво, при котором город Иркутск рассматривается как город второго порядка по сравнению с Новосибирском и умеренно конкурирует с Томском, Красноярском, Улан-Удэ за внешние ресурсы развития.
Вероятность реализации такого сценария во внешнем окружении оценивается примерно в 35%.
Общее соотнесение вероятностей реализации сценариев развития внешней среды представлено ниже (Рисунок 15)*.
________________
* Рисунок 15 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Приведенный сценарный анализ развития внешних условий, в которых будет реализовываться стратегия развития города, показывает лишь некоторые крайние точки возможного развития событий в ближнем и дальнем окружении города Иркутска. Очевидно, что в реальности могут реализоваться сценарии, являющиеся комбинациями перечисленных четырех. Например, весьма вероятно пересечение условий Сценариев 1 и 2 (опережающее развитие городов-конкурентов) с умеренным развитием общемировой и российской экономической ситуации, равно также возможна и обратная ситуация: умеренное развитие городов-конкурентов может происходить на фоне быстрого роста мировой и российской экономики.
Возможно также и уточнение сценарных условий внешней среды и внутри каждого из базовых сценариев, связанное со сравнением темпов роста используемых макропараметров. Например, в рамках Сценария 1 темпы роста мировой и российской экономики могут опережать темпы роста Г-К и наоборот. Для Сценария 2 - темпы роста Г-К города Иркутска могут быть выше, чем темпы падения мировой и российской экономики, возможна и обратная ситуация. Точно такие же предположения можно сделать и для Сценариев 3 и 4.
Графически эти сценарные ситуации визуализируются проведением биссектрис соответствующих квадрантов. В нижнем секторе квадранта более высокие темпы роста демонстрирует мировая и российская экономика, в верхнем секторе - Г-К города Иркутска. Для других базовых сценариев интерпретация проводится аналогично.
В перечисленных промежуточных случаях реализация направлений в рамках вариантов позиционирования города Иркутска, указанных для базовых сценариев развития внешней среды, принципиально не меняется. Возможны лишь уточнения, связанные с учетом очевидно возникающих при этом ресурсных и других ограничений.
/\
┌═════════┴═══════‰
│Города-конкуренты│
│ быстро │
│ развиваются │
┌═══════════‰ └═════════┬═══════… ┌══════════════‰
│Сценарий 2.│ │ │ Сценарий 1. │
│"Догоняющий│<══════════ │ ═══════════> │"Конкурирующий│
│ рост" │ \ │ / │ рост" │