В 2008 году число малых предприятий составило 5015. Преобладающая форма собственности субъектов малого бизнеса - частная.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятого населения городского округа в 2008 году составила 19,9%.
Инвестиционный рынок сектора малого предпринимательства городского округа характеризуется устойчивыми темпами роста, что, в первую очередь, объясняется невысокими объемами инвестиций и достаточно быстрыми сроками окупаемости проектов. Наиболее значительны инвестиции в предприятия малого бизнеса в сфере торговли, общественного питания, транспортного обслуживания, строительства и связи.
(Динамику изменения показателей развития малого предпринимательства невозможно проанализировать в связи с неоднократным изменением методологии учета.)
Основные проблемы, требующие первоочередного решения для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Воронеж:
- недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- недостаточный уровень экономической грамотности предпринимателей;
- слабые навыки субъектов малого и среднего предпринимательства в позиционировании своих товаров, услуг, расширении производства с учетом рыночных механизмов (на основе анализа спроса и предложения, а не благодаря административному ресурсу), в определении рисков;
- затрудненный доступ к финансовым ресурсам для субъектов малого и среднего предпринимательства, в особенности для начинающих предпринимателей;
- фокусирование предпринимательской деятельности на нескольких доминирующих отраслях;
- слабая защищенность местного товаропроизводителя.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства будет осуществляться в рамках муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в городском округе город Воронеж на 2010 - 2012 годы".
Государственные и муниципальные финансы
За 2004 - 2008 годы поступления налоговых доходов с территории городского округа город Воронеж в бюджеты всех уровней увеличились в 2,4 раза, в то время как поступления налоговых доходов в бюджет городского округа увеличились только в 1,9 раза (таблица 1.11).