Доходы и расходы бюджета городского округа город Воронеж
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1. | Доходы бюджета городского округа - всего: | млн. рублей | 4 892,6 | 5 040,1 | 6 254,3 | 8 591,4 | 11 258,9 |
в том числе: | |||||||
1.1. | Доходы | млн. рублей | 3 752,1 | 3 931,8 | 5 090,1 | 6 428,9 <*> | 7 878,9 <*> |
из них: | |||||||
1.1.1. | налоговые доходы | млн. рублей | 2 863,9 | 2 774,5 | 3 473,6 | 4 524,4 | 5 510,7 |
1.1.2. | неналоговые доходы | млн. рублей | 888,2 | 1 157,3 | 1 616,5 | 1 904,7 | 2 371,7 |
1.2. | Безвозмездные поступления от бюджетов других уровней | млн. рублей | 1 140,5 | 1 089,9 | 1 149,3 | 2 162,5 | 3 380,0 |
2. | Расходы бюджета городского округа | млн. рублей | 5 049,6 | 5 016,8 | 6 534,2 | 8 276,1 | 11 306,3 |
3. | Дефицит (+), профицит (-) | млн. рублей | -157,0 | 23,2 | -279,9 | -315,3 | -47,4 |
4. | Численность населения | тыс. чел. | 929,7 | 929,0 | 926,5 | 920,9 | 920,4 |
5. | Доходы (без учета безвозмездных поступлений) на 1 жителя | тыс. рублей | 4,1 | 4,3 | 5,5 | 7,0 | 8,6 |
6. | Доходы (с учетом безвозмездных поступлений) на 1 жителя | тыс. рублей | 5,3 | 5,4 | 6,8 | 9,3 | 12,2 |
7. | Расходы на 1 жителя | тыс. рублей | 5,4 | 5,4 | 7,1 | 9,0 | 12,2 |
________________
* В т.ч. возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
Основные бюджетообразующие источники доходной части бюджета городского округа за 2004 - 2008 годы:
- налог на доходы физических лиц (32 - 48%);
- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных предприятий (19 - 15%).
В условиях перераспределения налогового ресурса в пользу вышестоящих уровней бюджета "спасательным кругом" для бюджета городского округа стали неналоговые доходы. Данные поступления за 2004 - 2008 годы увеличились в 2,7 раза.
Несмотря на то что бюджетная обеспеченность доходами на душу населения за рассматриваемый период выросла с 5,3 тыс. рублей (в 2004 году) до 12,2 тыс. рублей (в 2008 году), следует отметить, что обеспеченность жителя городского округа Воронеж остается одной из самых низких в Центрально-Черноземном регионе Российской Федерации (ниже только в Курске - 12,0 тыс. рублей).
В 2004 - 2008 году бюджет городского округа сохранил социальную направленность. Более 50% бюджетных средств было направлено на финансирование социальной сферы - образования, здравоохранения и спорта, культуры, социальной политики.
Вторым по значимости направлением в финансировании расходов бюджета городского округа являются расходы на жилищно-коммунальные расходы, удельный вес которых составлял около 30%. Основная часть расходов по этой статье приходилась на покрытие разницы между полной стоимостью жилищно-коммунальных услуг и сложившимся уровнем оплаты населения.
Перераспределение доходов, получаемых с территории городского округа, в пользу вышестоящих бюджетов не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме выполнять функции, возложенные на них Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При существующей структуре доходов без дотаций городской округ не может обеспечить развитие хозяйственного комплекса городского округа и достаточное финансирование социальной сферы.
Среди основных проблем бюджетной политики городского округа, требующих решения, необходимо отметить следующие:
- сложность соблюдения принципа сбалансированности местного бюджета;
- существующая зависимость доходной и расходной части бюджета городского округа от принятых законодательных актов субъекта Российской Федерации;
- реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов;
- отсутствие единых нормативов формирования бюджетных расходов по отраслям социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта городского округа;
- краткосрочный характер бюджетного планирования, сохранение его несоответствия задачам среднесрочной экономической политики из-за частого изменения законодательства на федеральном уровне.