Действующий

О комплексной муниципальной программе "Развитие городского пассажирского транспорта в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы" (с изменениями от 29.04.2004)

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА


Город Воронеж является крупным промышленным, транспортным и социально-культурным центром России. По состоянию на 01.01.2001 в городе Воронеже численность населения составила 976,9 тысяч человек.

Воронеж входит в число 10 крупных городов России по уровню развития городского пассажирского транспорта. В настоящее время базовая транспортная инфраструктура города включает РАО "Воронежавтотранс", два автобусных муниципальных предприятия (ПАТП-4 и ПАТП-5), госпредприятие ПАТП-3, МП ПО "Воронежгорэлектротранс" (в составе трех трамвайных и двух троллейбусных депо, а также службы контактной сети, энергетики и путевого хозяйства).

Система внутреннего наземного транспорта включает достаточно обширную сеть городских маршрутов, общей протяженностью 3662 км, в том числе муниципальный автотранспорт - 761 км, трамвай - 402 км, троллейбус - 328 км, привлеченный автотранспорт - 2171 км.

Перевозка пассажиров в городе осуществляется по 274 маршрутам, в том числе: муниципального автотранспорта - 73, трамвая - 20, троллейбуса - 18, привлеченного транспорта - 163.

Общее количество подвижного состава в предприятиях и организациях пассажирского транспорта, выпускаемого на линию, составляет 1879 единиц, в том числе муниципальных автобусов - 204, трамваев - 174, троллейбусов - 136, привлеченного пассажирского транспорта - 1154.

Ежедневно всеми видами пассажирского транспорта перевозится около двух млн. человек.

Количество выпускаемого подвижного состава в предприятиях, городского автотранспорта, электротранспорта, осуществляющих внутригородские перевозки пассажиров, постоянно снижается, динамика показана в приложении 1.

И здесь на первое место выступает вопрос о конкуренции муниципальных ПАТП перед частными предприятиями и организациями, занятыми в сфере городских пассажирских перевозок. Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность ПАТП, является предоставление права бесплатного проезда льготным категориям граждан. Немаловажную роль играет поддержание на муниципальных маршрутах минимально возможного тарифа на проезд и использование для перевозки пассажиров автобусов повышенной вместимости. Немаловажная роль заключается в обеспечении поддержания пассажирских автотранспортных средств в хорошем техническом состоянии. Весомым фактором конкурентоспособности является внедрение современных средств диспетчеризации на автобусных маршрутах, и, как результат - четкость работы автобусов на линии. Наряду с этим ПАТП - муниципальные предприятия, и с экономической точки зрения они всегда носили характер планово-убыточных и дотировались из бюджета города (аналогичная система существует в США, Франции, Японии, Англии). На предприятиях с каждым годом возрастают задолженности, а собственные доходы могут лишь подчеркивать характер планово убыточных предприятий. Существующее недостаточное финансирование заставляет пассажирские автопредприятия сокращать производство.

В силу отставания роста тарифов от роста затрат и наличия в городе около 440 тыс. человек, пользующихся правом бесплатного проезда, пассажирские предприятия осуществляют свою деятельность за счет сбора доходов на 35 - 40%, а 60% должны дотироваться из бюджета соответствующего уровня (в соответствии с законами, дающими право на льготы). При этом более 50 категорий льготников перевозятся бесплатно, не получая компенсации по выпадающим доходам.

Финансирование из бюджета города убытков от деятельности городского пассажирского транспорта в 2000 году составило 111,8 млн. рублей, недофинансирование составило 11%.