Анализ существующей ситуации показывает, что возникшие в настоящее время проблемы дорожного движения на городской улично-дорожной сети обусловлены, прежде всего, высоким уровнем автомобилизации, который в настоящее время в г. Воронеже составляет около 190 легковых автомобилей на 1000 жителей. В результате чего наметилась диспропорция плотности маршрутной сети пассажирского транспорта и состояния дорожного движения.
Основным показателем, характеризующим обслуженность территории автобусным транспортом, является плотность маршрутной сети:
Kp = Lд / F,
где Lд - суммарная протяженность автобусных маршрутов,
F - общая площадь города.
По данным НИИАТ плотность маршрутной сети в больших городах должна находиться в пределах 2 - 2,5 км/ кв. км, что обеспечивает кратчайшее расстояние подхода к остановочным пунктам пассажирского транспорта и минимальную затрату времени (8 - 10 мин.) на эту цель. Фактически плотность маршрутной сети автобусных пассажирских перевозок в г. Воронеже составляет 4,9 км/ кв. км.
Как видно из приведенного расчета нормативная плотность превышена в 2 раза. Интенсивность движения маршрутного транспорта на магистралях общегородского значения доходит до 100 - 120 автобусов в час в одном направлении. Вследствие несогласованности в расписании движения и возмущающего воздействия светофорного регулирования существует высокая неравномерность распределения интервалов между автобусами. Анализ интервалов между автобусами показывает, что около 20% автобусов движутся в групповом режиме. В этих условиях посадка и высадка пассажиров осуществляется с грубыми нарушениями за пределами остановочного пункта или даже со второй полосы движения. Как видно из графика (приложение N 3) показатель пассажирооборота транспорта общего пользования остается стабильным, несмотря на неудовлетворительное состояние подвижного состава.
Из-за плохого состояния улиц местного значения происходит концентрация транспортных потоков на магистральных улицах. При годовом приросте интенсивности движения в 15% срок службы дорожного покрытия уменьшается с 12 до 7 лет (ВСН 4 - 88) с восстановлением верхнего слоя покрытия через 3 года. В реальных условиях на городских дорогах эти сроки сокращаются более значительно.
Это в значительной степени усложняет условия функционирования транспортной сети г. Воронежа. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что из-за отсутствия должного финансирования основные работы по поддержанию покрытий в требуемом состоянии выполняются только на основных транспортных магистралях, сводятся к текущему ремонту, за счет которого невозможно обеспечить нормативные значения характеристик городских дорог.
В центральной части города значительные трудности связаны с отсутствием комплексного подхода к управлению стояночным режимом, источником многих проблем являются не движущиеся, а стоящие автомобили. Несанкционированные притротуарные парковки, постоянно существующие на магистральных улицах, снижают их пропускную способность, создают помехи работе маршрутного транспорта.
На основе анализа существующей ситуации должен быть разработан минимальный перечень мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения в г. Воронеже, включающий:
- развитие технических средств организации дорожного движения, таких, как система маршрутного ориентирования, координированное регулирование, новые светофорные объекты, дорожная разметка;
- ремонт городских дорог;
- формирование однородных транспортных потоков, организация
приоритетного движения маршрутного транспорта;
- разделение движения в пространстве, введение одностороннего движения, запрещение левых поворотов, установка левосторонних стрелок на светофорах;
- снятие трамвайных путей и контактной сети на центральных транспортных магистралях;
- упорядочение стояночного режима.
В результате реализации этих мероприятий достигается снижение времени задержек автомобилей на перекрестках на 15 - 20%, повышение скорости движения на 10 - 15%, снижение токсичных выбросов на 12 - 15% и, как результат, сокращение продолжительности поездки на 20 - 30%.