ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2016 года N 318


О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия

(с изменениями на 5 февраля 2021 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 05.02.2021 N 41)




Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Внести в Государственную программу "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. N 359 "Об утверждении Государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 14 декабря 2015 г. N 702, от 18 января 2016 г. N 25, от 10 марта 2016 г. N 117, от 27 апреля 2016 г. N 223), изменения, изложив ее в следующей редакции:

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2015 - 2020 ГОДЫ"


Паспорт государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы" (далее - Государственная программа)


Ответственный исполнитель Государственной программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Соисполнители Государственной программы

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия;

Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия;

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (во взаимодействии)

Дата согласования проекта Государственной программы Правительством Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. N 178-р

Подпрограммы Государственной программы

подпрограмма 1 "Информационное обеспечение переселения соотечественников";

подпрограмма 2 "Содействие обеспечению экономики Республики Мордовия квалифицированными кадрами"

Цели Государственной Программы

организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Мордовия;

содействие социально-экономическому развитию и решению демографических проблем Республики Мордовия

Задачи Государственной программы

1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Мордовия для постоянного проживания.

2. Создание условий для адаптации участников Государственной программы и членов их семей, в том числе оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных услуг, содействие в жилищном обустройстве в целях их закрепления на территории Республики Мордовия.

3. Содействие обеспечению потребности экономики Республики Мордовия в квалифицированных кадрах.

4. Привлечение молодежи для получения образования в образовательных организациях Республики Мордовия

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

1. Численность участников Государственной программы, прибывших в Республику Мордовия и зарегистрированных МВД по Республике Мордовия на территории вселения.

2. Численность участников Государственной программы с учетом численности членов их семей (коэффициент семейности - 2)

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2015 - 2020 годы.

Этапы реализации Государственной программы не выделяются

Объемы и источники финансирования Государственной программы

объем финансирования Государственной программы составляет 1947,3 тыс. рублей, в том числе:

а) средства федерального бюджета - 1104,5 тыс. рублей, из них:

2016 год - 1104,5 тыс. рублей;

б) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 842,8 тыс. рублей, из них:

2016 год - 140,8 тыс. рублей;

2017 год - 175,5 тыс. рублей;

2018 год - 175,5 тыс. рублей;

2019 год - 175,5 тыс. рублей;

2020 год - 175,5 тыс. рублей.

Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограмм:

Подпрограмма 1 "Информационное обеспечение переселения соотечественников" - 400,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 400,0 тыс. рублей, из них:

2017 год - 100,0 тыс. рублей;

2018 год - 100,0 тыс. рублей;

2019 год - 100,0 тыс. рублей;

2020 год - 100,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 2 "Содействие обеспечению экономики Республики Мордовия квалифицированными кадрами" - 1547,3 тыс. рублей, в том числе:

а) средства федерального бюджета - 1104,5 тыс. рублей, из них:

2016 год - 1104,5 тыс. рублей;

б) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 442,8 тыс. рублей, из них:

2016 год - 140,8 тыс. рублей;

2017 год - 75,5 тыс. рублей;

2018 год - 75,5 тыс. рублей;

2019 год - 75,5 тыс. рублей;

2020 год - 75,5 тыс. рублей.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1) привлечение 750 участников Государственной программы (1500 человек с учетом членов семей), прибывших в Республику Мордовия и зарегистрированных МВД по Республике Мордовия, в том числе по годам:

в 2016 году - 130 участников и 130 членов их семей;

в 2017 году - 140 участников и 140 членов их семей;

в 2018 году - 150 участников и 150 членов их семей;

в 2019 году - 160 участников и 160 членов их семей;

в 2020 году - 170 участников и 170 членов их семей;

2) содействие улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия;

3) обеспечение экономического комплекса Республики Мордовия дополнительной рабочей силой за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ



Необходимость разработки и реализации Государственной программы определяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Республики Мордовия с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах.


Демографическая ситуация в Республике Мордовия характеризуется рядом неблагоприятных тенденций. В регионе наблюдается снижение численности постоянного населения, так за период 2013 - 2015 годов численность населения уменьшилась на 4,7 тыс. чел. или на 0,6 процента.


На начало 2016 года численность постоянного населения Республики Мордовия составила 807,5 тыс. человек, из которых 499,4 тыс. человек (61,8%) - городское население и 308,1 тыс. человек (38,2%) - сельское. Сокращение численности населения происходило, прежде всего, из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль).


Республика Мордовия характеризуется низким показателем рождаемости, что приводит к демографическому старению населения. В 2014 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составила 26,0 процентов.


Естественная убыль населения в 2015 году увеличилась на 3,9% и составила 3567 человек.


В последнее время происходит изменение возрастного состава населения. Так, за период 2012 - 2014 годов уменьшилась численность лиц трудоспособного возраста - на 3,9% и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста - на 4% и моложе трудоспособного возраста на 1,5 процента. В 2014 году в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 15,0% в общей численности населения, лиц старше трудоспособного возраста - 26,0 процентов. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза.


Старение населения предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.


На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. В период 2010 - 2013 годов наблюдалось отрицательное сальдо миграции населения. Начиная с 2014 года, наблюдается миграционный прирост населения, основу которого составляет международная миграция со странами СНГ.


Прогнозные оценки демографического развития Республики Мордовия указывают, что вне зависимости от тенденций рождаемости и смертности численность населения будет уменьшаться, сохранится тенденция сокращения численности населения как за счет естественного, так и механического движения.


Согласно прогнозу в 2017 - 2019 годах в Республике Мордовия ежегодное сокращение численности населения будет составлять 5,0 - 6,0 тыс. человек. Основное влияние на изменение демографической ситуации будет оказывать естественное движение населения.


Замедлению процесса убыли населения республики может способствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.


В Республике Мордовия наблюдается тенденция снижения численности работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности на 1,9%, на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности - на 4,5%, на предприятиях с иностранным участием - на 12,4%, на частных предприятиях - на 0,8 процента. Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, в 2014 году составила 102,6 тыс. человек.


В 2015 году доля безработных, учитывая незанятых, ищущих работу самостоятельно, без обращения в службы занятости (в соответствии с методикой МОТ они классифицируются как безработные), составила 4,2% от экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,8% от экономически активного населения.


По прогнозу в 2017 - 2019 годах в связи с сокращением общей численности населения и изменением его возрастной структуры тенденция уменьшения численности трудовых ресурсов сохранится. Численность трудовых ресурсов сократится с 497,2 тыс. человек в 2014 году до 462,4 тыс. человек в 2019 году.


Уменьшение численности населения трудоспособного возраста в прогнозном периоде будет частично восполнено за счет лиц старше трудоспособного возраста и подростков. Ожидаемая численность занятых в экономике республики составит в 2016 году 356,9 тыс. человек.


Общие итоги миграции показывают, что в 2015 году в республику прибыло 25471 человек, выбыло за ее пределы 23378 человек. Миграционный прирост населения составил 2093 человека (2014 год - 220 человек). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число прибывших увеличилось на 2690 человек, число выбывших увеличилось на 817 человек.


Из других регионов России (межрегиональная миграция) на территорию республики прибыло 8768 человек, выбыло 13450 человек. По данному потоку сложилась миграционная убыль, которая составила 4682 человека.


По-прежнему, Московская, Нижегородская области, а также г. Москва и г. Санкт-Петербург остаются лидирующими регионами по привлечению мигрантов из нашей республики.


Международная миграция:


- за счет мигрантов из стран СНГ численность населения Республики Мордовия увеличилась на 6279 человек;


- за счет мигрантов из стран дальнего зарубежья - на 496 человек.


Наибольшая составляющая международной миграции принадлежит гражданам Узбекистана (40,0%) и Украины (26,8%). В 2015 году на территорию республики прибывали также граждане республик Таджикистан, Армения, Азербайджан, из стран дальнего зарубежья - КНДР.


Большая часть прибывающих в республику иностранных граждан основными причинами миграции указывают трудовую деятельность и причины личного (семейного) характера. Именно трудовая миграция и сельскохозяйственное переселение стали существенными элементами формирования миграционной привлекательности республики.


Из числа прибывших иностранцев трудоспособные граждане составляют более 80%, в основном, со средним образованием, имеющие рабочие специальности. Указанная тенденция сохраняется на протяжении последних лет.


Наиболее востребованными для иностранных работников в республике являются три отрасли экономики - строительство, сельское хозяйство, обрабатывающее производство. Иностранные граждане, имеющие разрешения на работу и патенты на территории республики, не создают конкуренцию на рынке труда по отношению к местной рабочей силе. Доля рабочих-иностранцев в различных областях экономики составляет около 1 процента.


Основные показатели готовности Республики Мордовия к приему участников Государственной программы и членов их семей представлены в таблице 1.



Таблица 1

Основные показатели готовности Республики Мордовия к приему переселенцев


N п/п

Показатели, единицы измерения

Год

2013

2014

2015

1

Общая численность населения на 1 января каждого года, тыс. человек

818,6

812,2

808,9

2

Естественный(ая) прирост (убыль) населения, человек

-3855

-3434

-3567

3

Миграционный(ая) прирост (убыль), человек

-2571

220

2093

4

Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, %

60,7

59,0

-

5

Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения, %

76,4

76,8

-

6

Общая численность безработных (по методологии МОТ), человек

20205

18983

18910

7

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), %

4,4

4,2

4,2

8

Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, человек

3818

3863

3722

9

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения, %

0,8

0,8

0,8

10

Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию), человек

0,5

0,5

0,6

11

Численность привлеченных иностранных работников, человек

5009

4572

2969

12

Прожиточный минимум, рублей

6183

6730

8149

13

Площадь жилья в среднем на 1 жителя, м2

25,5

26,0

26,0


Оценка возможности трудоустройства участников Государственной программы. Необходимость привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена сложной демографической ситуацией в республике. Республика Мордовия - регион, обладающий значительным экономическим потенциалом, в котором реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности и малого бизнеса. Большое внимание уделяется созданию условий для развития инвестиционной деятельности. Масштабные по объемам объекты строятся в Саранске к чемпионату мира по футболу, происходит реконструкция и строительство новых дорог. В связи с этим особенно актуальной становится проблема обеспечения экономики республики трудовыми ресурсами.


В период до 2020 года в Республике Мордовия будут создаваться рабочие места в рамках реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, обрабатывающих производствах, строительстве (табл. 2). В рамках реализации Государственной программы планируется частично удовлетворить потребность республики в трудовых ресурсах. По всем инвестиционным проектам предусмотрена возможность переобучения переселенцев.



Таблица 2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»