ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2015 года N 702


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2015 - 2020 ГОДЫ"


Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в Государственную программу "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года N 359 "Об утверждении Государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы", изменения, изложив ее в следующей редакции:

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2015 - 2020 ГОДЫ"


 Паспорт государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы"

(далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Соисполнители Государственной программы

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия (во взаимодействии)

Дата согласования проекта Государственной программы Правительством Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. N 178-р

Подпрограммы Государственной программы

подпрограмма 1 "Информационное обеспечение переселения соотечественников";

подпрограмма 2 "Содействие обеспечению экономики Республики Мордовия квалифицированными кадрами"

Цели Государственной Программы

организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Мордовия;

содействие социально-экономическому развитию и решению демографических проблем Республики Мордовия

Задачи Государственной программы

1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Мордовия для постоянного проживания.

2. Создание условий для адаптации участников Государственной программы и членов их семей, в том числе оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных услуг, содействие в жилищном обустройстве в целях их закрепления на территории Республики Мордовия.

3. Содействие обеспечению потребности экономики Республики Мордовия в квалифицированных кадрах.

4. Привлечение молодежи для получения образования в образовательных организациях Республики Мордовия

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

1. Численность участников Государственной программы, прибывших в Республику Мордовия и зарегистрированных УФМС России по Республике Мордовия на территории вселения.

2. Численность участников Государственной программы с учетом численности членов их семей (коэффициент семейности - 2)

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2015 - 2020 годы.

Этапы реализации Государственной программы не выделяются

Объемы и источники финансирования Государственной программы

объем финансирования Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 877,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 175,5 тыс. руб.;

2017 год - 175,5 тыс. руб.;

2018 год - 175,5 тыс. руб.;

2019 год - 175,5 тыс. руб.;

2020 год - 175,5 тыс. рублей.

Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограмм:

Подпрограмма 1 "Информационное обеспечение переселения соотечественников" - 500,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 500,0 тыс. руб., из них:

2016 год - 100,0 тыс. руб.;

2017 год - 100,0 тыс. руб.;

2018 год - 100,0 тыс. руб.;

2019 год - 100,0 тыс. руб.;

2020 год - 100,0 тыс. рублей;

Подпрограмма 2 "Содействие обеспечению экономики Республики Мордовия квалифицированными кадрами" - 377,5 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 377,5 тыс. руб., из них:

2016 год - 75,5 тыс. руб.;

2017 год - 75,5 тыс. руб.;

2018 год - 75,5 тыс. руб.;

2019 год - 75,5 тыс. руб.;

2020 год - 75,5 тыс. рублей.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289), для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1) привлечение 750 участников Государственной программы (1500 человек с учетом членов семей), прибывших в Республику Мордовия и зарегистрированных УФМС России по Республике Мордовия, в том числе по годам:

в 2016 году - 130 участников и 130 членов их семей;

в 2017 году - 140 участников и 140 членов их семей;

в 2018 году - 150 участников и 150 членов их семей;

в 2019 году - 160 участников и 160 членов их семей;

в 2020 году - 170 участников и 170 членов их семей;

2) содействие улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия;

3) обеспечение экономического комплекса Республики Мордовия дополнительной рабочей силой за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Необходимость разработки и реализации Государственной программы определяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Республики Мордовия с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах.

Демографическая ситуация в Республике Мордовия характеризуется рядом неблагоприятных тенденций. В регионе наблюдается снижение численности постоянного населения, как за счет его естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. В Республике Мордовия за период 2010 - 2013 годов численность населения уменьшилась на 21,0 тыс. чел. или на 2,5 процента.

На начало 2013 года численность постоянного населения Республики Мордовия составила 818,6 тыс. чел., из которых 502,1 тыс. чел. (61,3%) - городское население и 316,5 тыс. чел. (38,7%) - сельское. Сокращение численности населения происходило, прежде всего из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль).

Республика Мордовия характеризуется низким показателем рождаемости, что приводит к демографическому старению населения. В 2012 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составила 23,5 процента.

Естественная убыль населения в 2013 году увеличилась на 4,4% и составила 3855 человек.

В последнее время происходит изменение возрастного состава населения. Так, за период 2010 - 2012 годов уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9%, трудоспособного возраста - на 3,4%, и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 2,7 процента. В 2012 году в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 14,5% в общей численности населения, лиц старше трудоспособного возраста - 24,1 процента. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза.

Старение населения предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.

На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. В период 2010 - 2013 годов наблюдалось отрицательное сальдо миграции населения. В 2013 году с территории республики выбыло 12397 чел. (в 2012 году - 11486 человек), прибыло 9826 чел. (в 2012 году - 8343 человека), миграционная убыль в 2013 году составила 2571 чел. (в 2012 г. - 3143 человека).

Прогнозные оценки демографического развития Республики Мордовия указывают, что вне зависимости от тенденций рождаемости и смертности численность населения будет уменьшаться, сохранится тенденция сокращения численности населения за счет как естественного, так и механического движения.

Согласно прогнозу в 2014 - 2016 годах в Республике Мордовия ежегодное сокращение численности населения будет составлять 3,7 - 6,0 тыс. человек. Основное влияние на изменение демографической ситуации будет оказывать естественное движение населения.

Учитывая действие мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, в том числе реализацию дополнительных мер, проводимых на республиканском уровне в целях повышения рождаемости за счет третьих и последующих рождений, в целом по республике продолжится повышение общего коэффициента рождаемости, а также снижение общего коэффициента смертности. Коэффициент рождаемости к 2016 году составит 11,7 родившихся на 1000 человек населения, а коэффициент смертности - 13,5 умерших на 1000 человек населения.

На динамику численности населения также окажут влияние миграционные процессы. В Республике Мордовия по-прежнему будет наблюдаться миграционный отток. Однако прогнозируется ежегодное увеличение числа прибывших на территорию региона с 9261 человек в 2014 году до 12665 человек в 2016 году. Кроме того, с каждым годом миграционная убыль населения будет сокращаться (коэффициент миграционной убыли сократится с 32,2 в 2014 году до 27,2 человек на 10000 населения в 2016 году). Тем не менее, это не сможет в полной мере стабилизировать численность населения республики.

Замедлению процесса убыли населения республики может способствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.

В Республике Мордовия наблюдается тенденция снижения численности работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности на 2,8%, в общественных объединениях и организациях - на 26,3%, на предприятиях с иностранным участием - на 26,2%, на частных предприятиях - на 4,2 процента. Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, в 2012 году составила 97,5 тыс. человек.

В 2013 году доля безработных, учитывая незанятых, ищущих работу самостоятельно, без обращения в службы занятости (в соответствии с методикой МОТ они классифицируются как безработные), составила 4,4% от экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,8% от экономически активного населения.

По данным на 1 января 2014 г. заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 8,7 тыс. единиц.

В настоящее время возрастает потребность привлечения иностранных граждан на рынок труда республики. В 2013 году иностранным гражданам было выдано 1707 разрешений на работу. Наибольшее количество разрешений на работу выдано иностранным гражданам Узбекистана (70,1%), Таджикистана (11,1%), Украины (7,7%), Армении (7,4%), наименьшее - гражданам Азербайджана (0,5%).

Значительная доля иностранных работников привлекается в строительство - 1089 чел. (63,8%), сельское хозяйство - 296 чел. (17,3%), обрабатывающие производства - 247 чел. (14,5%), оптовую и розничную торговлю - 31 человек (1,8%).

Объем и квалификационная структура использования иностранной рабочей силы в целом не влияют на напряженность на рынке труда республики.

По прогнозу в 2014 - 2016 годах в связи с сокращением общей численности населения и изменением его возрастной структуры тенденция уменьшения численности трудовых ресурсов сохранится. Численность трудовых ресурсов сократится с 485,9 тыс. человек в 2014 году до 464,6 тыс. чел. в 2016 году.

Уменьшение численности трудоспособного возраста в прогнозном периоде будет частично восполнено за счет лиц старше трудоспособного возраста и подростков. Численность занятых в экономике республики составит в 2016 году 367,4 тыс. человек.

Основные показатели готовности Республики Мордовия к приему участников Государственной программы и членов их семей представлены в таблице 1.

Таблица 1


 Основные показатели готовности Республики Мордовия к приему переселенцев

N п/п

Показатели, единицы измерения

Год

2011

2012

2013

1

Общая численность населения на 01.01. каждого года, тыс. человек

833,3

825,4

818,6

2

Естественный(ая) прирост (убыль) населения, человек

-4385

-3691

-3855

3

Миграционный(ая) прирост (убыль), человек

-3424

-3143

-2571

4

Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, %

61,4

61

61

5

Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения, %

85,7

87

87

6

Общая численность безработных (по методологии МОТ), человек

24140

22405

20204

7

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), %

5,2

4,9

4,4

8

Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, человек

5614

4728

3818

9

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения, %

1,2

1,0

0,8

10

Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию), человек

1,3

0,6

0,5

11

Численность привлеченных иностранных работников, человек

1984

2514

1707

12

Прожиточный минимум, руб.

5446

5492

6183

13

Площадь жилья в среднем на 1 жителя, м(2)

23,9

24,5

25,0

14

Охват детей дошкольными образовательными организациями, в % от численности детей в возрасте 1 - 6 лет

61,7

64,5

64,6

15

Бюджетные доходы - всего, тыс. руб.

33849311,3

40863396,5

36615984,1

16

Бюджетные расходы - всего, тыс. руб.

41600510,7

43810806,4

40727540,8


Оценка возможности трудоустройства участников Государственной программы. Необходимость привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена сложной демографической ситуацией в республике и отсутствием соответствующего предложения трудовых ресурсов на внутреннем рынке труда. Республика Мордовия - регион, обладающий значительным экономическим потенциалом, в котором реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности и малого бизнеса. Большое внимание уделяется созданию условий для развития инвестиционной деятельности. Масштабные по объемам объекты строятся в Саранске к чемпионату мира по футболу, происходит реконструкция и строительство новых дорог. В связи с этим особенно актуальной становится проблема обеспечения экономики республики трудовыми ресурсами.

В период до 2020 года в Республике Мордовия будут создаваться рабочие места в рамках реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, обрабатывающих производствах, строительстве (таблица 2). В рамках реализации Государственной программы планируется частично удовлетворить потребность республики в трудовых ресурсах. По всем инвестиционным проектам предусмотрена возможность переобучения переселенцев.

Таблица 2


 Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в Республике Мордовия по основным видам экономической деятельности, предприятиям и инвестиционным проектам


единиц мест

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Сельское хозяйство:

100

130

164

199

350

350

637

ООО "Юбилейное"

22

80

20

инвестиционный проект "Строительство птицефермы по выращиванию бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы"

22

80

20

ООО "Мордовский племенной центр"

94

инвестиционный проект "Строительство товарной свинофермы на 4800 свиноматок (третья очередь)"

94

ООО АПО МТС "Ромодановская"

22

инвестиционные проекты:

22

"Строительство цеха по хранению и переработке картофеля"

10

"Строительство биогазовой установки мощностью 4,7 Мвт на животноводческом комплексе ООО АПО МТС "Ромодановская"

12

ООО МАПО "Торбеево"

27

15

инвестиционный проект "Организация и переработка рапса на масло"

27

15

ООО "Агрогард Мордовия"

44

инвестиционный проект "Строительство молочного комплекса на 1200 коров"

44

ООО "Агрофирма "Мордовзерноресурс"

26

587

инвестиционные проекты:

26

587

"Строительство комплекса по очистке, сушке, хранению и переработке зерна элеватора на 60,0 тыс. тонн"

26

"Строительство мясоперерабатывающего комплекса производительностью 10 тонн готовой продукции в смену"

587

ООО "Нива", городской округ Саранск

15

инвестиционный проект "Строительство комплекса по переработке, хранению зерновых культур мощностью 18 т/ч"

15

ИП Иванова Ю.Н.

100

200

300

инвестиционный проект "Строительство современного высокотехнологичного тепличного комплекса по выращиванию овощных культур"

100

200

300

Обрабатывающее производство, в том числе по предприятиям и инвестиционным проектам:

872

1125

1222

1190

1198

1183

1201

АУ "Технопарк-Мордовия", г. Саранск

610

510

510

510

557

инвестиционный проект "Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия"

610

510

510

510

557

"Электровыпрямитель", г. Саранск

120

инвестиционный проект "Организация производства высокоэффективных светодиодов на основе нанотехнологий"

120

ОАО "Инвест-Альянс"

70

инвестиционный проект "Организация комплексного производства светодиодов по технологии нитрида галлия на кремние (GaN-on-Si)"

70

ОАО "Орбита"

15

25

15

15

130

300

инвестиционный проект "Разработка технологии и организация производства элементной базы силовой электроники на основе p-i-n AIGaAs гетероэпитаксиальных структур"

15

25

15

15

130

300

ООО "Оптикэнерго", г. Саранск

13

13

10

10

инвестиционный проект "Организация производства нового поколения оптических кабелей, встроенных в грозозащитный трос, и оптических кабелей по технологии "оптическое волокно в дом"

13

13

10

10

ЗАО "Оптиковолоконные системы", г. Саранск

34

32

инвестиционный проект "Создание производства оптического волокна"

34

32

Компания ASLM, Inc.

450

200

инвестиционный проект "Производство прецизионных линейных электродвигателей для технологического оборудования высокой точности (до 5 нанометров)"

450

200

ЗАО "Конвертор", г. Саранск

60

60

60

инвестиционный проект "Разработка и изготовление опытного образца системы бесперебойного питания (СБП) с литий-полимерными аккумуляторами"

60

60

60

Совместное предприятие с компанией Weihai TSE Technology (Китай)

50

25

инвестиционный проект "Создание производства литий-ионных аккумуляторов нового поколения для различных отраслей народного хозяйства"

50

25

ЗАО "АРПОКО ЭКО"

100

65

44

40

19

инвестиционный проект "Создание производства особых стеклобазальтопластиковых труб"

100

65

44

40

19

инвестиционный проект "Реконструкция сахарного завода по увеличению мощности переработки сахарной свеклы до 10000 тонн в сутки"

9

ОАО "Ламзурь"

15

20

инвестиционный проект "Модернизация и расширение действующего производства"

15

20

ООО "Гофрапак"

20

инвестиционный проект "Строительство современного завода по производству гофрокартона и транспортной гофроупаковки производственной мощностью 120 млн. кв. м в год"

20

Строительство, в том числе по предприятиям и инвестиционным проектам:

255

269

234

225

194

168

159

ОАО "Трест "Мордовпромстрой"

50

50

инвестиционный проект "Техническое перевооружение предприятия"

50

50

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»